Три ловушки для "вундера"

топ 100 блогов navlasov28.12.2021 Слово "вундеркинд" у нас употребляют к месту и не к месту. Дошло до того, что так стали величать любого более или менее способного ребенка. Между тем, изначально вундеркиндами называли детей, у которых уже в раннем детстве появились какие-то феноменальные, уникальные, необъяснимые способности, причем без чьего-либо активного участия.

Такими детьми восхищались, и множество родителей решило: хотим себе таких же! Закатали рукава и принялись за дело.

Итак, картина маслом: ребенок с нормальными средними способностями или чуть выше средних (бывает и ниже средних, но это совсем ад). Родители (обычно мать, реже отец), которые по каким-то причинам решили не щадить живота своего, но сделать из отпрыска "вундеркинда". Чтобы иметь возможность с гордостью говорить "мой в десять лет уже решает биквадратные уравнения", "мой в тринадцать лет закончил школу" и т.п. Одним словом, прослыть "родителями гениального ребенка" и купаться в восторгах и зависти окружающих.

Но как однозначно продемонстрировать, что твой ребенок лучше и умнее других? Беспроигрышный вариант - заставить его изучать школьную программу в ускоренном порядке. Действительно, представим себе, что 10-летний мальчик свободно говорит на французском. Ну и что? Во Франции все десятилетние мальчики на нем говорят. А вот если он освоил школьную программу для 14-летних - тут не поспоришь, тут крыть нечем, он однозначно опережает сверстников. И с ребенком начинают усиленно заниматься по много часов в день, чтобы получить желаемый результат.

При этом родители внушают окружающим и себе, что их ребенок опережает сверстников на четыре года в силу врожденного таланта. Это может показаться парадоксальным, ведь тем самым они обесценивают свой собственный титанический труд. Но так устроено наше общество, что талант в нем ценится выше усилий. "Гениальный ребенок" вызывает больше восхищения, чем "ребенок, который упорно трудился и смог".

Естественно, та же мысль внушается и ребенку. Который в результате полным ходом движется навстречу трем ловушкам, подстерегающим его во взрослом возрасте. Трем очень болезненным встречам с реальностью. Встречам, которые вполне способны просто сломать его. Самое печальное, что эти встречи практически неизбежны - их никак не обойти, их можно только пережить и справиться (или не справиться).

Ловушка первая. Как мы помним, ребенку вбили в голову, что у него обалденное дарование, он умнее и талантливее других. На самом же деле его способности средние или чуть выше средних. В какой-то момент разрыв между воображаемым и реальным становится слишком заметным для того, чтобы его просто игнорировать. Игнорировать не выходит, а признать и принять реальность сложно. Ведь представление о собственной исключительности для "вундеркинда" - зачастую не просто важная часть, а стержень его идентичности. Этот стержень компенсирует в глазах самого человека все остальные проблемы: "Да, я маленький и слабый, на меня не обращают внимания старшие девушки, ЗАТО у меня талант". На этом ЗАТО покоится вся самооценка; если оно рухнет, наступит катастрофа. Поэтому заботливое подсознание включает аварийный режим. Реальность расходится с представлениями о ней? Что же, тем хуже для реальности! На самом деле я обалденно талантливый, просто это какая-то не та ситуация, не те люди, не та планета, меня никто не понимает и не ценит.

Ловушка вторая. Как известно, важная составляющая успеха в любом деле - это дисциплина и упорный труд. Между тем, именно такого навыка у нашего "гениального ребенка" и нет, более того, он искренне считает, что ему это и не нужно. На первый взгляд получается парадокс: ведь родители заставляли его много и упорно заниматься! Но ключевые слова здесь - "родители заставляли". Кроме того, те же самые родители внушали своему отпрыску, что его достижения - это результат таланта. Как мы помним, в массовом сознании талант - это что-то такое, что позволяет добиваться успеха легко и без усилий. В итоге в голове "вундеркинда" отсутствует связка между трудом и дисциплиной с одной стороны и успехами с другой. Привычки самостоятельно упорно и тяжело работать для достижения какой-то цели у него нет, в школе ему благодаря домашним занятиями все давалось легко и играючи. Более того, для него прилагать серьезные усилия - значит признать собственную бесталанность (см. первый пункт). И человек, повзрослев, раз за разом пытается решать все задачи "с наскока", добиваться быстрых успехов, а если это не получается, начинает откладывать новые попытки. "Сегодня еще попью, а завтра возьмусь за работу" - из этой оперы. Дополнительная нагрузка на психику возникает, когда человек с реальными способностями выше средних видит, как люди с меньшими способностями добились ощутимо больших успехов за счет упорного целеустремленного труда. Виноватым вновь сплошь и рядом оказывается этот мир, который жесток, плох, не создан для талантливых людей и далее по списку.

И, наконец, третья ловушка. Делая центром всей жизни ребенка ускоренное выполнение школьной программы, родители способствуют формированию у него искаженных представлений об окружающем мире. Человек начинает воспринимать жизнь как некое подобие олимпиады или конкурса талантов, где для победы надо быть самым умным и лучше всех выучить уроки. Между тем, для достижения успеха (что бы мы ни понимали под этим словом) в реальной жизни нужны, как минимум, еще и другие качества. Сплошь и рядом встречается ситуация, когда бывший троечник и непоседа к сорока годам делает блестящую карьеру (без всякой помощи родителей и т.п.), а золотой медалист перебивается случайными заработками и жалуется на несправедливость этого мира. Родители готовят ребенка к одним правилам игры, а они оказываются совсем другими. Естественно, велик соблазн сказать, что это нечестная игра и плохие правила, я слишком хорош для этого мира, остановите планету - я сойду.

Разумеется, все индивидуально, и в жизни каждой жертвы родительских амбиций эти ловушки встречаются в разное время и достигают разной глубины. Кто-то ломает себе шею и превращается в обиженного на весь свет отшельника, кто-то справляется быстро и относительно легко, кто-то медленно и не полностью. Но совершенно избежать их не получается практически ни у кого, поскольку они являются естественным и логичным следствием самой попытки сделать из нормального ребенка "вундеркинда".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Есть вещи обычные, а есть удивительные. И вторые потому и привлекают нас больше, потому что встречаются гораздо реже. В этой подборке вы найдёте 25 удивител ...
Galche все записи автора Ложная икра Весьма простенькая закуска. Ее еще называли "студенческая". Но очень вкусная )) Ингредиенты: ...
              "Запрет на публикацию видео или на использование видеорегистраторов вообще действует во многих странах. Например, в Австрии автомобилистам вовсе запретили пользоваться видеорегистраторами. Законодатели мотивиро ...
Как говорят: карты на стол. Я думаю, что аргументацию, прозвучавшую в обращении президента РФ по пенсионной реформе, ещё будут детально обсуждать и сравнивать. Но процесс уже идёт. И он явно показывает, что мы имеем дело сразу с двумя явлениями, которые, возможно, пока звучат как ...
Знаете, мне всё это дико нравится. В России уже давно проходит тихая национализация (я писал об этом многократно). И в банковской сфере долю государства довели до 72% (это официально озвученная цифра), и в целом по экономике данный процент ещё до начала СВО был выше 70%, а уж после, ...