Теологическое
bantaputu — 17.06.2022 Феномен атеистической теологии интересует и забавляет атеистов, а верующих - не знаю. Полагаю, что атеистическая теология имеет к теологии верующих примерно такое же отношение, как выдумывание кулинарных рецептов "из головы" к реальной стряпне. Атеист вполне способен, как он думает, изобрести такой рецепт блюда, от которого Лукулл затосковал бы о впустую прожитой жизни. Но приготовить соус из зайца атеист не сумеет - за неимением у него зайца. Верующий же, в рамках этого сравнения, только тем и занят, что стоит у плиты, хотя его произведения, быть может, не столь изобретательны - зато для него они питательны.В утешение атеистам замечу, что примерно тем же заняты математики, изобретающие модели вообще, ничего конкретно, и даже неизвестно, радующиеся ли, когда их создания оказываются применимыми при строительстве храмов и рестораций. Кроме того, вполне очевидно, что лишь атеист способен выдумать Бога или бога, ведь верующий способен поверить, но никак не выдумать предмет веры.
Помимо изобретения богов атеисты, как все порядочные люди, занимаются изучением уже изобретённого. В этом отношении атеистическая теология является вполне традиционной и отличается от прочей, разве что, невежеством и поверхностностью своих деятелей - равно как ограниченностью их изследовательского аппарата логикой и фантазией, без участия непосредственного опыта. А так, полагаю, она вполне нормальна.
И вот разсуждение, которое кажется мне нормальным, с учётом указанных выше особенностей. Допустим, у нас есть Бог, который сотворил всё сущее и всеведущ в отношении сотворённого им. Пока всё хорошо. Мы считаем, что существует мiр, являющийся реализацией воли Бога, и существует Божественное всеведение, то есть представление Бога об этом мiре. По крайней мере так это выглядит при первичном анализе исходного высказывания. Получается, что мiр существует дважды - как Божественная воля и как Божественное представление. Уже в это месте логично задать вопрос: "А мы оказались в котором из двух?" Теоретически можно добавить к схеме ещё несколько экземпляров мiра, выполняющих те или иные функции. Скажем, "почтовую копию", посредника - но не будем плодить излишние сущности.
Подчеркну, что данная коллизия видится мне именно как теологическая, а не как философская, и продолжу.
Можно предположить, что Божественная воля и Божественное представление суть две стороны одной медали и что мiр всё же един. В этом случае, как подскажет нам логика, придётся заметить, что у единого единые свойства, неотделимые от Бога, и что, следовательно, свободой воли, происходящей от Божественной свободной воли, обладает всё сущее, а не только люди (или же некоторые люди). Кроме того, всякая небожественная воля в таком мiре будет, конечно, свободна, равно как свой источник, но при этом несамостоятельна. То есть, чудеса творить можно, но лишь по приказу руководства. Насколько я понимаю, такой подход плохо сочетается с традиционными выводами религиозной теологии, поэтому представление о единстве мiра придётся всё же отвергнуть.
Если же мiров два, то возникает уже поставленный вопрос определения своего местоположения. Кто я - реальность или её отражение в Божественном сознании? Возможно ли определение сего?
|
</> |