О русофобии

После того, как хитроумный Одиссей провернул свой трюк со статуей коня, Троя, великий город, пала в руки своих палачей - ахейцев. Часть троянцев сумела избежать гибели, и разными путями, через объятия Дидоны и другие интересные места, добралась до сердцевины "страны скота" - Италии, где основала Рим. Новоявленный Вечный город приобрёл лучшие качества Трои - величие, государственную мудрость, доблесть мужей, добродетель жён и многое другое, что позволило ему на некоторое время овладеть всем Средиземноморьем и впоследствии передать предкам современного Запада ключи от Храма Цивилизации.
Кроме личных достоинств троянцы привезли со своей погибшей Родины ненависть к ахейцам. Это чувство римляне, завещая потомкам, пронесли сквозь века и завещали своим культурным наследникам - европейцам в современном понимании этого слова. Поскольку Европа обладает высокой культурой, способной предпочитать идеальное материальному, ненависть эта обращена не на потомков ахейцев как таковых, тем более что с веками они смешались с дорийцами и другими пришлыми народами. Идейные наследники Энея ненавидят идею ахейства, которое они понимают как псевдо-культурное варварство, лицемерное, гордое, лживое, подлое, присваивающее себе чужие культурные ценности, не понимая их сути, и агрессивно-разрушительное по отношению к цивилизации. Носители трояно-римской идеи разрушали ахейство и отторгали его варварство, отделившись от Востойной Римской империи, разрушая Константинополь руками крестоносцев и, конечно, борясь со страной и народом, которые добровольно, по зову сердца, вследствие своих наклонностей, приняли в себя все те дикарские черты ахейства, которые ненавистны идейным наследникам Энея.
Корни русофобии лежат в древнем противостоянии двух цивилизаций, одной оригинальной - троянской, и другой варварски-подражательной - ахейской.
Как Вы, полагаю, давно догадались, всё это полная чепуха, псевдо-исторический бред - хотя какой-нибудь Галковский и мог бы кормиться подобной галиматьёй месяца два с половиной, конечно, разукрасив её историческими сведениями из Википедии. Всё это ерунда. С одной небольшой поправкой, не меняющей сути дела принципиально, русофобия не имеет действительных исторических корней. На уже существующий психологический феномен можно наложить набор исторических фактов, которые, как известно, всегда можно подобрать для доказательства любой мысли. Таким образом можно сочинить "историческое оправдание" русофобии. Но первичен всё же психологический феномен.
Причины русофобии существуют не в далёком прошлом, не в конфликтах давно почивших предков. Эти корни состоят в явлении, которое существует сегодня, здесь и сейчас, которое действует независимо от исторического и культурного багажа личности, хотя и пользуется ими по необходимости самовыражения. Причина русофобии имеет глубоко личный характер и действует безсознательно, вне общественного контекста. Эту причину непросто почувствовать, не будучи русофобом, но, думаю, несложно понять, если разсмотреть конкретный пример.
В 1994 году кинорежиссёр Константин Лопушанский, известный в основном по своей работе "Письма мёртвого человека", снял кинофильм "Русская симфония". В нём он, пользуясь странным и коротким периодом свободы творчества, случившимся в РФ те годы и более не повторявшемся, выразил свои глубокие личные чувства по отношению к русским. Это отвращение и ненависть. Фильм "Русская симфония" не просто русофобский - как, скажем, фильмы Павла Лунгина. Перед нами уникальный случай "рвоты русскостью", вынесенный на экран - то есть проявление скорее рефлекторного, чем разумного и художественного начала. В некотором смысле это слегка сюжетно оформленный физиологический акт реакции на всё русское. Лопушанский, возможно, сам того не желая, приподнял завесу над сутью русофобии - хотя некие намёки на неё можно встретить у многих художников, в частности у Иосифа Бродского.
Причина русофобии очень и очень проста. Субъекта тошнит от русских. Его просто выворачивает наизнанку от русской внешности (антропологического типа), от русской манеры поведения, от русского представления о личном достоинстве и благородстве, от русских претензий на духовный мiр и на душевную сложность, от русских требований к личности и, конечно, от русского самовыражения - и, вне конкуренции, от русской Веры. Хорошую речь о такой тошноте произнёс персонаж кинофильма "Матрица" мистер Смит, когда говорил о своём отношении к людям вообще. Есть люди, которым русские как таковые омерзительны. Русский человек смотрит на самого себя внешнего и внутреннего и не находит ничего особенно ужасного, а где-то видит и красоту, и поводы для гордости. Русофоб же действительно, то есть на самом деле, видит жабу, мерзкую, лживую и лицемерно-похотливую до духовных почестей. Зрение русофоба так устроено. Нет, я не думаю, что русофоб видит черты русских, которые не видят они сами. Вопрос о том, "как оно на самом деле", в этой связи не стоит затрагивать. Я даже не уверен, что это "на самом деле" вообще существует. Люди так чувствуют, и всё. Это данность. Остальное домыслы. Есть люди, для которых русские физиологически неприемлемы, как для меня физиологически неприемлемы женщины с некоторыми особенностями конституции и я никогда не мог бы лечь с ними. Перед нами нечто, исходящее из самой глубины человеческого существа, с которой он ничего не может поделать. И уже при попытке осознать своё отношение к предмету субъект может оформить свои чувства в ту или иную культурно-историческю форму. Но природа русофобии не является культурно-исторической. Она полностью физиологична.
Культурные люди ведут себя прилично и руководствуются здравым смыслом. Однако вне сомнения есть такие собеседники, которым после разговора с русским человеком хочется вымыть руки, проветрить помещение или даже промыть желудок. Если они этого не показывают, это не означает, что этого нет. Это есть. В зависимости от особенностей личности русофоба данное явление может выражаться различно, однако всегда мы увидим уверенное желание дистанцироваться от русских в частной и деловой жизни. Помнится, Лев Гумилёв использовал такое понятие, как комплиментарность и некомплиментарность народов по отношению друг к другу. Возможно, что это подходящая терминология.
Русофобия как таковая это не грех и не добродетель. Это природный феномен. Полагаю, что о его существовании следует знать.
Выше я упоминал небольшую, не меняющую сути дела, поправку к утверждению, что русофобия не имеет исторических корней. Одно историческое явление всё же является не-физиологической причиной русофобии. Это 1945 год, когда одни люди проиграли русским, а другие были вынуждены разделить с ними победу. Данное событие является историческим, однако относительно недавним - можно считать, что случившимся на памяти некоторых ныне живущих. Добавлю, что данное событие породило ненависть к двум народам, а именно к русским и к советским. Соответственно, "матч-реванш" проводится против обоих этих столь разных народов одновременно.
|
</> |