Об изменениях в восприятии людей
bantaputu — 10.06.2022 По сравнению с XIX веком, который легко представить себе по его богатой литературе, психологическая картина человечества претерпела существенное изменение. Ранее человек оценивался тем, что он переживает и как. Сейчас всё стало много проще и на первый план вышел интеллект.Полагаю, это изменение связано с массовым опытом принятия на работу по найму. Ранее такой опыт был редким; в общем случае кто тебе доставался, с теми и приходилось иметь дело, что в поле, что на службе. Соответственно имело первоочередное значение, что эти люди чувствуют - раз уж от них некуда было деться. Любые отношения тогда имели оттенок семейности. Теперь у работодателя есть выбор, и он выбирает наиболее способных, а способности определяются в первую очередь интеллектом, в самом широком смысле слова. Волей-неволей мы все примеряем на себя работодательский стандарт оценки людей, поскольку по этому стандарту либо выбираем мы, либо выбирают нас. Семейность, которая характеризуется неизбежностью отношений между данными людьми, сменилась возможностью выбора отношений как концепцией. При выборе мы стремимся предпочесть лучшее из доступного, не считаясь с чувствами отвергнутого. Идея выбора между людьми противоречит идее принятия людей такими, какие они есть. Чтобы принять человека, необходимо понять его переживания, и на это был способен ещё XIX век. В наше время оценка потенциальной эффективности заменяет всё остальное знание о человеке.
Вполне очевидно, что со сменой неизбежности и семейности на возможность выбора и обезличенную соревновательность мы многое утратили, и примерно понятно, что именно. Однако что-то мы и приобрели, вопрос лишь в том, что это и как и в чём оно нам поможет.
Нетрудно заметить, что распространение и усиление националистических и этнических способов формирования общностей выводит определённые, подконтрольные этим общностям, сферы деятельности из-под действия соревновательного рыночного механизма. Глупые коммунисты искали естественного врага рынка и национального начала одновременно, думая, что это пролетарий, ан оказалось, что природный враг рынка это этническая мафия, то есть что клин буржуазности как раз национальным можно было выбивать, тогда как продавец рабочей силы это всего лишь нищий буржуа, стремящийся к зажиточности. Формирование воображаемых сообществ на основе этно-национального начала создаёт новую семейность, предлагающую себя взамен утраченной патриархальной.
Нам необходимо быть эффективными, при этом сохраняя себя. Последнее невозможно без способности к сохранению других. Рынок товаров и услуг индивидуального спроса, как кажется, предоставляет системную возможность одновременно быть требовательными к исполнителям и ориентироваться на особенности личностей потребителей, но за это приходится дороже платить, что не всегда возможно. Пожалуй, придётся прибегнуть к смирению. Мы не можем быть совершенными всегда. Быть может, это и хорошо, так как оставляет нам возможность дальнейшего развития. Сочетание начал этно-национального и рационального отбора, которое представляется необходимым, это серьёзный, глубокий и многоплановый вызов, и он потребует от нас немалых способностей к совершенствованию.
|
</> |