Скульптура на Болотной набережной мусор или «груда дерьма»
volynko — 16.11.2021Ряд москвичей и интернет-пользователей были глубоко шокированы новой арт-инсталляцией в центре города: «Большая глина № 4». Она представляет собой крупномасштабную репродукцию глиняной массы после того, как скульптор месил ее руками. Установка сразу вызвала гнев москвичей как в сети, так и в оффлайне. 12-метровою скульптуру известного швейцарского художника Урса Фишера, сравнивают с «грудой дерьма». Но, как выясняется, у неё тоже есть немало сторонников.
Москва годами ждала открытия нового арт-центра «ГЭС-2», спонсируемого фондом современного искусства VA-C, принадлежащим российскому миллиардеру Леониду Михельсону. Он купил для него здание еще в 2014 году - неработающую электростанцию на Болотной набережной в самом центре Москвы Реконструкцией занимался Ренцо Пьяно - легендарный архитектор Центра Помпиду в Париже и многих других музеев мира.
Проект получил личную похвалу, в том числе от мэра Москвы Сергея Собянина.
Открытие было отложено более чем на год из-за пандемии, но организаторы, явно пытаясь немного оживить ситуацию, решили напомнить всем о существовании проекта, установив временную 12-метровую скульптуру на противоположной стороне набережной.
По мнению искусствоведов, скульптура символизирует сырье и все, что из него может получиться в будущем - как удачное, так и неудачное.
Культурный обозреватель Анна Наринская не удивлена, что москвичи сочли эту работу неприятной и считают, что она чем-то напоминает стоящую рядом статую Петра Великого - также одну из самых ненавистных скульптур во всей Москве. «Скульптура незаметно заняла свое место среди других, уже ненавистных, предметов», - написала она в статье для «Новой газеты».
Петр I, выкатив глаза, направляет свой транспорт в сторону Крымского моста, вызывая раздражение как у архитекторов, так и у простых москвичей. Памятник регулярно попадает в списки самых уродливых сооружений мира, от неравнодушных горожан уже поступали предложения перенести творение Церетели (это бы обошлось примерно в 1 миллиард рублей) или хотя бы прикрыть неоднозначный монумент стеклянным колпаком. Его даже пытались взорвать, но пока что Петр продолжает возвышаться над Болотным островом бесстрашным вызовом хорошему вкусу.
Современное искусство печально известно тем, что его интерпретируют по-разному. Тем не менее, многие онлайн-пользователи рассматривали «глину» как набор экспериментов:
Она просто выглядит как довольно грязная 12-метровая куча дерьма,
- написал телеведущий Максим Галкин в своем Instagram перед установкой. скульптуры. После того, как текст был обнародован, последовали сотни подобных комментариев.
Коллективные эмоции всех, кто жаловался, удачно резюмировал архитектурный критик Григорий Ревзин:
Нас обмазали! Все мы! Кем? А какое у них было право? Куда смотрит правительство?»
Ревзин также считает, что скульптура довольно банальна, но скандал - часть цели и с этой точки зрения успех. Он также напомнил людям о скандальной русской авангардной сцене. «Чуть более века назад искусство приняло стратегию стать пощечиной общественному чувству вкуса. То есть оно начало намеренно провоцировать обычного человека на негативные эмоции, и интенсивность этого негатива сама по себе стала критерием художественного произведения».
Работа Фишера стали настоящей лакмусовой бумажкой отношения
российского общества к современному искусству. Перед тем, как
попасть в Москву, скульптура стояла в Нью-Йорке и Флоренции, рядом
с копией «Давида» Микеланджело, и ни одна
из этих публики не впала в истерику.
Источник: lenta.ru., rbth.com
Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.