С чем было связано "богатство" Грузии в позднем СССР?
anlazz — 06.07.2019 В очередной раз наткнулся на высказывание «известного философа» Мераба Мамардашвили о том, чем же русские отличаются от грузин. Ну, те самые, где данный представитель «элиты человеческой мысли» рассуждает о том, что:«…Посмотрите на тбилисские дома, тротуары. Грязные дома, обветшалые ворота, зато внутри благоустроенные квартиры, забитые вещами, высококачественной импортной аппаратурой. Это атмосфера отражает самоуважение грузин, которое отсутствует у русских...»Там есть еще про селедку на газете, которую который указанный философ считает максимальной глубиной человеческого падения: дескать, до этого грузины никогда не опустятся. Звучит, разумеется, забавно с учетом того, что как раз в то время, когда были сказаны данные слова – т.е., в конце 1980 годов – весь «цивилизованный мир» массово переходил на фастфуд, для коего даже газета – неоправданная роскошь. Впрочем, самое забавное в указанном тексте – это, конечно, то, , что нашлись какие-то французы, кои не просто знали о существовании данного грузинского «гиганта мысли», но и считали, что он может сказать что-то интересное. (Мамардашвилли сказал данную фразу в интервью французской газете.)
Впрочем, вполне возможно, что тут они просто испытывали любопытство по отношению к дикарю, который напялил европейское платье и пытается изображать из себя европейца. (Собственно, иного интереса к подобной философии - с ее очевидной вторичностью – ожидать было бы сложно.) Тем не менее, есть в данном тексте и полезная информация – которая, как это не удивительно, мало кем замечается. А именно: тот факт, что даже являясь ярым сторонником превосходства Грузии над Россией, Мамардашвилли не может не замечать крайней бедности и плохого состояния инфраструктуры данной страны. Да, эти самые «…грязные ворота, обветшалые дома, даже крысы и обваливающиеся стены…», которые неизбежно встают перед ним, когда он вспоминает о своей родине.
Разумеется, все это – с точки «философа» - компенсируется «благоустроенными квартирами» и «импортной аппаратурой». Причем, для Мамардашвилли указанный момент выглядит настолько естественным, что ему даже не приходит в голову, что для той же Франции пресловутая «импортная аппаратура» вряд ли может являться чем-то ценным. (Впрочем, как уже говорилось, там вряд ли вообще обратили внимание на подобный момент – ну, еще один «цивилизованный дикарь» что-то сказал, не более того.) Поскольку в реальности сверхценность всех этих Sony и Philips'ов была характерна только для позднего СССР – где действительно на видеомагнитофон «иностранной марки» можно было выменять квартиру. Для всего остального мира же…
* * *
Для всего остального мира же состояние стен, тротуаров и прочих коммуникаций, разумеется, оказывалось если не важнее, то, по крайней мере, много дороже, нежели весь этот «позднесоветский шик» - с его «видаками», коврами и «модными шмотками». Причем слово «дороже» тут стоит понимать в его самом простом, экономическом значении, просто как много бОльшие затраты средств на поддержание подобных вещей. (Недаром сейчас и у нас пресловутое «ЖКХ» рассматривается, как огромная черная дыра, поглощающая немалые средства – причем, связано это не только с пресловутым воровством.) Правда, стоит понять, что тогда вложения эти осуществляло (да и сейчас осуществляет) государство, поэтому для обычного человека – а философ, даже без кавычек, является более, чем «обычным человеком», в том смысле, что он вообще не касается никаких областей за пределами быта – они оказываются незаметными.
Собственно, именно поэтому он будет скорее восторгаться хрусталем и аудиоцентрами – а не центральным отоплением, электрическими подстанциями или токарно-винторезными станками. (Хотя в плане затрат последние на порядки превосходят всю «бытовуху».) Невзирая на то, что реальное богатство народа определяется совершенно иными вещами. Собственно, именно поэтому в позднесоветское время Грузия рассматривалась, как некое «Эльдорадо», как страна богачей, ездящих на «Волгах» и прокучивающих в ресторанах месячную зарплату советского служащего. (Ресторан в позднесоветское время так же был «высшим шиком».) Причем, это касалось и самих грузин – уверенных в том, что именно они являются «советскими юберменшами», высшей кастой в СССР, как утверждает упомянутый выше «философ»; и жителей России, которые были уверены, что данная нация «жирует за казенный счет».
Хотя в реальности именно в Грузии «система проживания людей» находилась в гораздо более плачевном состоянии, нежели в России. Что, собственно, так хорошо проявилось впоследствии – когда оказалось, что, лишившись «убогих русских», данная республика упала на самое дно. Противодействовать чему не смогли ни «Волги», ни «видаки». (И тот факт, что сейчас указанное государство может поддерживать хоть какое-то существование, оказывается связанным с тем, что, во-первых, на это выделяются пресловутые гранты со стороны западных стран. А, во-вторых, поскольку чуть ли не треть всех жителей данного государства выбирают работу за рубежом.) В то время, как сделанные в советское время капитальные вложения в российскую производственную систему оказались способными до сих пор приносить прибыль.
* * *
Иначе говоря, все эти ковры, хрусталь, «сони» и даже «Волги», что так восхищали позднесоветских граждан в 1980 годах – вызывая у одних самолюбование, а у других зависть – давно уже сгинули на помойках безо всякого толка. В то же время, как заводы, трубопроводы и прочие производственные системы, созданные тогда, до сих пор продолжают оставаться основой существования для десятков миллионов людей. (Наверное, тут не надо говорить, что если бы освоение нефтяных и газовых богатств Сибири не было бы произведено в советское время, то оно не было бы произведено вообще никогда. Поскольку необходимость вложений в создание технологического комплекса, способного к работе в «тех» условиях намного превышает возможности любой коммерческой фирмы.) И на протяженной исторической дистанции «лапотная Россия» оказалась богаче «сытой Грузии» именно потому, что основные инвестиции делала не в свои квартиры и машины – а в производственный комплекс.
Ну, и разумеется, тут стоит указать на то, что данный путь был выбран грузинами совершенно сознательно – та самая «конвертация» неосуществленного производства в
личное потребление, по большому счету, осуществлялось в полной противоположности основной советской идее. Впрочем, в значительном числе случаев можно было говорить не только об идейной, но и об более серьезной «противоположности», перетекающей в откровенное преступление. (И на этом фоне пресловутые благоустроенные квартиры и убогие тротуары оказываются связанными очевидной связью – во многих случаях средства, пошедшие на благоустройство квартир, должны были бы пойти на обустройство городов.) Но тогда об этом не задумывались – мысль о том, что «надо жить будущим, а не настоящим», тогда мало кому приходила в голову. Скорее наоборот – само обращение к будущему для позднесоветского человека выглядело нелепым архаизмом, допустимым только для старшего поколения.
Кстати, это, опять же, относится не только к грузинам – но и ко всем остальным жителям позднего СССР. Другое дело, что указанная республика тут оказалась впереди общего «прогресса» - что, собственно, и привело к ее последующему состоянию. (В том смысле, что грузины открыто говорило про то, о чем русские только начинали задумываться.) Поэтому, собственно, она и пережила в самой полной мере все «прелести» постсоветизма – начиная с полного обрушения экономики и заканчивая массовой национальной резней. Все это оказалось неизбежностью после того самого жалкого «сверхблагополучия», которое грузины смогли себе обеспечить в последние годы жизни великой страны. И, если честно, даже современное состояние тут не предел падения – но, разумеется, об этом надо говорить отдельно…
* * *
Ну, и напоследок стоит привести интересную информацию, взятую из статистического сборника «СССР и союзные республики в 1988 году» . Которая показывает, что популярное представление о том, что «в СССР все деньги валились на Кавказ», является ошибочным. Итак, в 1988 капитальные вложения в РСФСР составили 139,9 млрд. рублей, что при численности населения в 146,9 млн. человек составило 952 рубля на человека. Капитальные вложения в Грузинскую СССР же были 2,2 млрд. рублей - что при численности населения республики в 4,8 млн. человек составило 459 рубля. Вдвое меньше. Другое дело, что, как уже говорилось, в России эти средства вкладывались целиком в новые производства, ну, а в Грузии – судя по всем, «проедались», с соответственным результатом.
P.S. Кстати, забавен и тот факт, что примерно то же самое можно увидеть и по другим параметрам. Скажем, того же жилья в РСФСР так же строилось больше в пересчете на одного жителя: 2,3 млрд. квадратных метров/на 146,9 млн. человек против 95,3 млн. квадратных метров/4,8 млн. человек. Впрочем, Мамардашвилли же писал, что «обваливающиеся стены», другое дело, что он не видел в этом ничего плохого…
P.P.S. Ну, и тот факт, что субъект с подобным уровнем мышления до сих пор считается «выдающимся советским философом», так же поражает. Впрочем, о философии в СССР и, вообще, современности надо говорить отдельно – поскольку тут вообще очень много странностей. Причем, не только «у нас».