Рождение и закат российского флота


20 октября 1696 года (по старому стилю, а по новому - 30-го, то есть, сегодня) Московская Боярская Дума по инициативе молодого царя Петра приняла историческое постановление "Морским судам - быть!", ознаменовавшее начало строительства российского морского, а затем и океанского флота. Этому предшествовало взятие в июле того же года турецкой крепости Азов, благодаря чему Россия получила выход в Черное море и порт на его берегу.
По странному и почти мистическому совпадению, ровно через 220 лет, 20 октября 1916 года произошла жуткая катастрофа линкора "Императрица Мария". В эти временнЫе рамки можно уложить богатую историю царского, а с 1721 года - императорского военно-морского флота. Причем его первые полтора века были полны выдающихся побед, а последние 70 лет - мягко говоря - не очень.
Почему-то, когда корабли из парусных превратились в паровые, а пушки - из гладкоствольных - в нарезные, удача покинула русских моряков. И с тех пор существенных успехов им удавалось достигать только в деле минных постановок.
Не знаю, с чем это связано, ведь, вроде бы, наши старались не отставать от технического прогресса, средств на флот не жалели, матросов и офицеров старательно готовили и все новинки внедряли, но как будто в судьбе что-то сломалось. И произошел этот слом во время Крымской войны, 170-летняя годовщина которой приходится на нынешний год.
Конечно, можно сказать, что просто Фортуна отвернулась, но это объяснение метафизическое и в сущности бессмысленное. А у вас есть какие-то мысли по этому поводу?
На заставке - Петр Первый в 1696 году на Воронежской судоверфи возле строящейся галеры "Принкипиум", картина Юрия Кушевского.

Один из первых кораблей петровской Каспийской флотилии - 36-пушечный парусно-гребной галеас "Апостол Петр".

|
</> |