В поисках вундерваффе


Ровно 80 лет назад, 26 октября 1943 года, впервые взлетел прототип тяжелого двухмоторного многоцелевого истребителя Дорнье Do.335 "Пфайль" ("Стрела"). Он имел необычную, хотя и встречавшуюся ранее конструктивную схему с тандемной силовой установкой, состоявшей из двух 1800-сильных двигателей водяного охлаждения Даймлер-Бенц DB 603E, укрепленных на носу и в хвосте фюзеляжа. Это давало значительный выигрыш в аэродинамике по сравнению с "традиционным" размещением двигателей на крыле, благодаря чему "Пфайль" развивал близкую к предельной для поршневой машины скорость - 785 км/ч.
Однако до конца войны уникальный истребитель был построен всего в 13 экземплярах (11 - одноместных и два - двухместных, учебно-тренировочных) и не одержал ни одной подтвержденной воздушной победы. Еще 24 экземпляра остались недоделанными и были захвачены союзниками в заводских цехах.
Дело в том, что Do.335 рассматривался командованием Люфтваффе в качестве подстраховки на случай провала программы создания реактивных истребителей, которой отдавался наивысший приоритет. А когда к середине 1944-го выяснилось, что реактивный Мессершмитт Me.262 оказался вполне успешным и перспективным, "Пфайль" задвинули далеко на задний план.
Из десятка предсерийных машин сформировали экспериментальную эскадрилью Erprobundskommando 335, которая должна была отработать приемы боевого применения "тяни-толкая". Но ее машины летали нечасто и никаких боевых успехов за ней не числилось, а собственые потери составили четыре самолета вместе с летчиками. Причина их гибели осталась неизвестной. Скорее всего, это были технические неполадки или ошибки пилотирования, поскольку ни один пилот антигитлеровской коалиции не заявлял победу над столь необычным противником.
Последний потерянный "Пфайль" не вернулся из боевого вылета в апреле 1945-го, после чего уцелевшие машины больше не поднимались в воздух из-за нехватки топлива. Все они в конце войны достались американцам на аэродромах.

Прототип Do.335 на испытательном аэродроме в Рехлине.

Компоновочная схема двухместного ночного истребителя Do.335В-6, оснащенного бортовым радаром FuG 217 "Нептун". Ни один самолет этой модификации не был построен.

Единственный уцелевший до наших дней экземпляр Do.335, сохраненный в вашингтонском национальном аэрокосмическом музее.

Фотографии кабины музейного экземпляра Do.335. Этот самолет оснащался катапультным сиденьем, но ни одного из погибших пилотов оно почему-то не спасло.

Окраски предсерийных "Пфайлей" из Erprobundskommando 335.

Американские военные на авиазаводе возле недоделанного двухместного учебно-тренировочного Do.335 А-12.

Американцы изучают трофейную машниу. Коки винтов сняты.

Еще один Do.335, поврежденный при воздушном налете и брошенный на краю аэродрома.

Трофейный Do.335 с американскими ОЗ. На переднем плане свалены обломки реактивных истребителей Ме.262 и Не.162 "Фольксъягер".
|
</> |