Курносый антифашист

топ 100 блогов vikond6525.10.2023 Курносый антифашист 15-02.jpg

Ровно 90 лет назад, 25 октября 1933 года (по другим данным, - 23 октября) летчик-испытатель Валерий Чкалов впервые поднял в воздух самолет ЦКБ-3 - первый прототип истребителя И-15. На испытаниях машина продемонстрировала выдающиеся летные данные. В частности, максимальная скорость достигла 350 км/ч, что было намного выше, чем у всех остальных истребителей, состоявших на вооружении советских ВВС.

И-15 имел "традиционную" аэродинамическую схему расчалочного биплана, точнее полутораплана, поскольку его нижнее крыло было гораздо меньше верхнего. Но при этом он, в отличие от своего предшественника - И-5 получил ряд прогрессивных нововведений, улучшавших аэродинамику: свободнонесущие стойки шасси, верхнее крыло типа "чайка", крепившееся непосредственно к фюзеляжу, кольцевой капот радиального двигателя и одинарные, хорошо обтекаемые межкрыльевые стойки.

В 1934-м И-15 запустили в серию на московском авиазаводе №1 и до конца года сдали военной приемке 101 эеземпляр с импортными американскими моторами "Райт Циклон". В 1935-м началось производство истребителей с отечественными аналогами "Райт Циклона", выпуск которых наладили в СССР под обозначением М-25. За год построили 273 самолета, а в следующем - еще пять,

Первые строевые И-15 начали поступать в войска в ноябре 1934-го, но их полноценная эксплуатация началась весной 1935-го. Первой их получила Люберецкая авиабригада, отвечавшая за ПВО Москвы. Дальнейшие поставки шли в Бобруйскую, Киевскую и Брянскую истребительные эскадрильи, а также - в Дальневосточную эскадрилью, размещенную в Спасске-Дальнем.

Всем этим авиачастям воевать не пришлось, а боевое крещение самолет прошел уже после прекращения серийного выпуска и вдали от советской территории. 28 октября 1936 года в испанский порт Картахена приплыл из Одессы пароход "Карл Лепин". На нем прибыла группа советских летчиков-добровольцев и 25 истребителей И-15, отправленных из СССР на помощь республиканскому правительству Испании для борьбы с фашистскими мятежниками. Через три дня в порт Бильбао доставили еще 15 таких машин.

Помощь подоспела вовремя, так  как испанские ВВС, понесшие большие потери в предыдущих боях с мятежниками и итало-германскиии интервентами, к концу октября почти полностью утратили боеспособность. Обстановка вынуждала действовать незамедлительно. Уже 4 ноября "пилото русо" на советских истребителях вступили в бой над Мадридом и под восторженные крики горожан сбили два итальянских истребителя "Фиат" CR-32 и немецкий трехмоторный бомбардировщик "Юнкерс" Ju-52. Эти победы значительно укрепили боевой дух защитников испанской столицы.

В испании за И-15 сразу закрепилось прозвище "чато" (множественное число - "чатос"), что у нас обычно переводят как "курносый", но более правильный перевод - "плоский" в смысле - плосколицый или плоскомордый. Тем же словом испанцы характеризуют, например, бульдогов. Это прозвище возникло от того, что испанские авиаторы привыкли к "остроносым" истребителям с двигателями водяного охлаждения "Ньюпор-Деляж" NiD-52, ранее состоявшим на вооружении испанских ВВС.

Вскоре на "чатос" вступили в бой испанские летчики, обученные советскими инструкторами, а тем временем в страну продолжали приходить пароходы с новыми партиями истребителей. Последня поставка отмечена в июне 1937-го, а всего туда ушли 130 машин, то есть, в Испанию отправили более трети от общего выпуска И-15 в СССР.

В том же году на испанских авиазаводах в Сабаделе и Реусе было налажено производство И-15 по советским чертежам, под руководством советских инженеров и с советскими моторами. Всего до конца гражданской войны там было сделано 237 "чатос", отличавшихся от оригинала наличием бронеспинок сидений и маслорадиаторов, оказавшихся совсем не лишними в жарком климате. Таким образом, общий итог выпуска И-15 в СССР и Испании составил 618 экземпляров.

В марте 1939-го испанское республиканское правительство пало, фашисты полностью захватили страну. В качестве трофеев им досталось около 300 самолетов, в том числе примерно 60 "чатос". Эти машины использовались в истребительных эскадрильях, а потом - в летных школах вплоть до конца 1940-х годов. А в СССР последние И-15 списали еще в конце 1930-х. К начаду Халхингольского конфликта их в строю уже не было.

На заставке - первый опытный экземпляр ЦКБ-30 на лыжном шасси во время испытаний зимой 1933-34 годов. Самолет был целиком окрашен в красный цвет.

Курносый антифашист 15-12.jpg
Один из первых серийных экземпляров И-15. Обратите внимание, что, по сравеннию с опытной машиной, у него увеличен киль.

Курносый антифашист titul.jpg
Тот же самолет при виде спереди.

Курносый антифашист 15-24.jpg
И-15 в Киевской эскадрилье ВВС РККА.

Курносый антифашист 15GK_3.jpg
Экспериментальный высотный И-15 с капсульной гермокабиной. Эту машину планировали использовать для попытки установления рекорда высотности. Но расчеты показали, что рекордный результат "Капрони-161" она превзойти не сможет и проект закрыли.

Курносый антифашист I15. 1937.01.30.jpg
И-15 в ВВС республиканской испании.

Курносый антифашист
Сборщицы "чатос" на авиазаводе в Реусе.

Курносый антифашист 1940-Aerdromo Sabadell(1).jpg
Линейка трофейных "чатос" франкистских ВВС.

Курносый антифашист i-15-draw.jpg
Чертеж И-15.

Курносый антифашист
И-15 с советскими и испанскими ОЗ.
Курносый антифашист

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Года два назад я делал шкаф купе в квартире у родителей, так же своими руками. Поэтому когда купил себе квартиру сразу понимал, что мебель буду делать сам. Чертеж кухонного делал в программе Pro100, после установки программы изучил её за вечер, посмотрев несколько уроков на Ютубе. ...
Анатолий Степанов на РНЛ: " Сильно задела моих возлюбленных единоверцев публикация по поводу того, что «ковид-диссиденты» пустились во все тяжкие: начали пропагандировать «новое прочтение» Апостола Павла в духе благословенного непослушания власти, использовать «двойные стандарты»... ...
    я бы хотел обсудить одно явление, свидетелем и учасником которого являюсь почти каждый день. это началось пару лет тому назад, без особого повода. когда я ем мне доставляет сильное и особое удовольствие думать о различных пытках, ...
В воскресенье вечером раздался ужасающий в своей простоте звонок. Дрожащий девичий голос, хлюпая и заикаясь, извинился за поздний звонок и спросил, действительно ли я помогаю беженцам с Украины. Я бодро сказала, что да, я помогаю, на что меня тихо спросили: - А покушать у вас что-нибудь ес ...
Медвежий павиан Джек был помощником железнодорожного сигнальщика Джеймса Уайда в Южной Африке. Уайд работал начала охранником и был известен своими прыжками между вагонами до несчастного случая, когда он упал и сильно расшибся, следствием чего стал паралич обеих ног (согласно другому ...