Речные канонерки на Ниле (часть 1)

топ 100 блогов sergiovillaggio31.01.2022 Намедни перевел часть "оспрейки" авторства Ангуса Констама, посвященной действиям речных канонерок на Ниле в 1884-1898 гг. Перевел только куски, посвященные собственно кораблям, текст по предыстории и боевым действиям переводить не стал, ибо много воды, повторов и цитат из работ других историков (включая небезызвестную "Речную войну" Уинстона нашего Черчилля).

Желающим получить общее впечатление о ходе событий могу порекомендовать странички в Википедии, посвященные восстанию Махди, осаде Хартума и гибели генерала Гордона, а также статью на Варспоте.

Перевод будет состоять из трех частей:
- первая посвящена импровизированным канонеркам, переделанным в первую кампанию генерала Гордона;
- вторая будет рассказывать о заднеколесных канонерках специальной постройки;
- третья - о винтовых канонерках типа "Султан".
В качестве иллюстраций использованы цветные рисунки Пола Райта из той же "оспрейки" (с переводными же подписями), а также фотографии из различных мест.

К моменту прибытия генерала Гордона в Хартум в 1884 году ни одна из имевшихся там канонерок не являлась кораблем специальной постройки. Они являлись гражданскими пароходами, принадлежавшими египетскому правительству и использовавшимися для перевозки почты и пассажиров по Верхнему Нилу. Они несли то немногочисленное вооружение, которое удавалось найти, и защищались тем, что имелось под рукой. В большинстве случаев их надстройки прикрывались тяжелыми бревнами, в которых оставлялись амбразуры для французских 9-фнт (86-мм) гаубиц образца 1859 г. или 88-мм полевых пушек Круппа образца 1873 г., которые Гордон устанавливал на них. Дополнительную защиту давали металлические пластины или мешки с песком. Это придавало кораблям весьма «колхозный» вид, делая их похожими на плавучие деревянные бараки.

Если имелась возможность, на канонерки устанавливалось дополнительное вооружение – например, картечницы Норденфельда или Гатлинга. Эти корабли называли «грошовыми пароходами» (penny steamers) по аналогии с небольшими пассажирскими пароходиками того времени. Все они имели примерно сходную конструкцию: колесные пароходы с парой бортовых гребных колес и тонкой высокой дымовой трубой в кормовой части. Все они были весьма узкими, что обеспечивало им довольно высокую скорость, и обычно имели открытый рулевой пост или мостик – иногда этот мостик опирался на кожухи гребных колес, или же имелся небольшой прямоугольный рулевой пост в корме, на крыше кормовой надстройки. Будучи вполне быстроходными и маневренными, они плохо подходили для службы на Верхнем Ниле, а в качестве канонерок их вооружение и защита были далеки от идеала.

Одним из самых крупных «грошовых пароходов» был «Бордеин». Он был построен в Попларе в 1869 г. по заказу сэра Сэмюэля Бейкера для его Нильской экспедиции 1871 года. Пароход строился разборным, после чего был перевезен в Египет и собран на верфи «Булак» в Каире в 1870 г. После отмены экспедиции и возвращения Бейкера в Великобританию в 1873 году, остававшийся невооруженным «Бордеин» был продан египетскому правительству.

Три других парохода – «Сафия», «Мансура» и «Талахавие» – имели в целом похожую конструкцию и использовались в мирных целях на Верхнем Ниле. На самом деле, «Талахавие» был построен на той же верфи в Попларе, что и «Бордеин», но был на 6 метров длиннее и слегка шире. Все они, если уже не использовались в данной роли, были переоборудованы в канонерки Гордоном в 1884 году. В дополнение к ним имелось несколько меньших по размеру пароходов, каждый из которых нес легкое вооружение, однако не имеется никаких свидетельств, что они классифицировались как канонерские лодки.

«Бордеин», «Сафия» и «Талахавие» вместе с двумя малыми пароходами были направлены на прорыв обороны махдистов навстречу колонне войск, наступавших от границы с Египтом.
При этом «Бордеин» и «Талахавие» прорвались в Хартум, но слишком поздно, чтобы спасти город. В результате этой операции оба корабля разбились, но впоследствии были подняты и отремонтированы махдистами.

Двумя другими канонерками, входившими в состав флотилии в Хартуме, были «Шибин» (или «Шиби») и «Эмбара», являвшиеся слегка уменьшенной версией «Бордеина» и использовавшиеся египетским правительством в качестве посыльных судов. Они участвовали в провальной экспедиции Хикса в 1883 г., но в конце года «Эмбара» разбилась у Аль-Вана рядом с Шестым водопадом. В начале 1884 г. «Шибин» проходил в Хартуме крайне необходимый ему ремонт, и находился на берегу вплоть до падения города. Впоследствии он был разобран махдистами и использовался в качестве источника запчастей для поддержания захваченных ими канонерок в боеспособном состоянии. Оба этих судна имели бортовые гребные колеса.

«Исмаилеи» и «Аббас» также являлись колесными пароходами на египетской службе и использовались, в основном, для перевозки пассажиров. Оба были меньше остальных «грошовых пароходов», оба были вооружены по приказу Гордона, однако сведений об установленном на них вооружении не имеется.


«Bordein»
построен на верфи «Samuda Brothers» в Попларе (Лондон) в 1869 г.;
собран на верфи «Boulak» в Каире в 1870 г.
водоизмещение неизвестно;
длина 42,67 м, ширина 3,66 м (с колесами 7,92 м), осадка 1,07 м;
мощность 40 л.с. (два гребных колеса);
скорость 10 уз (по сообщениям, к 1885 г. упала до 5 уз);
вооружение: два 9-фнт нарезных казнозарядных орудия.
Строился для экспедиции Сэмюэля Бейкера 1871 г., вскоре продал египетскому правительству для службы в Хартуме. Принимал участие в экспедиции Хикса в 1883 г., а затем – в обороне Хартума. В начале 1885 г. спустился по реке и присоединился к наступавшей британской армии, а затем участвовал в «Прорыве по реке». При возвращении 31 января 1885 г. сел на мель у острова Мернат. После этого был захвачен и восстановлен махдистами и оставался в их руках до 1898 года, когда был захвачен в Омдурмане. После этого использовался для местных перевозок по реке до 1905 года. Вновь кратковременно вводился в эксплуатацию в 1936-1937 гг., но вскоре снова был брошен. Корпус судна по-прежнему находился в Хартуме.

Речные канонерки на Ниле (часть 1)
Канонерская лодка «Бордеин» (1884 г.).
«Бордеин» являлся колесным пароходом, построенным в Попларе в 1869 г. и начавшим службу на Ниле в 1871 г. В 1883 году он принял участие в провальной экспедиции Хикс-паши, а в 1885-м – в “Прорыве по реке” (“The River Dash”), но 31 января 1885 г. сел на мель у острова Мернат. Оставленный командой, он вскоре был снят с мели и служил под знаменем Махди. На рисунке корабль представлен во время патрулирования на Ниле у острова Губат. Его палуба и надстройки защищены бревнами и металлическими листами, а «короб» на носу обеспечивает защиту для артиллеристов.


«Talahawiyeh» (также упоминается как «Tel El-Hoween»)
построен на верфи «Samuda Brothers» в Попларе (Лондон) в 1868 г.;
собран на верфи «Boulak» в Каире в 1870 г.
водоизмещение неизвестно;
длина 48,77 м, ширина 4,27 м (с колесами 7,92 м), осадка 1,07 м;
мощность 40 л.с. (два гребных колеса);
скорость 10 уз (по сообщениям, к 1885 г. упала до 5 уз);
вооружение: два 9-фнт нарезных казнозарядных орудия.
Практически однотипен «Bordein», но немного крупнее. Оборудован большой кормовой каютой и салоном.
Строился для экспедиции Сэмюэля Бейкера 1871 г., вскоре продал египетскому правительству для службы в Хартуме. Принимал участие в экспедиции Хикса в 1883 г., затем был направлен генералом Гордоном в Шени для патрулирования в нижней части Верхнего Нила. Участвовал в «Прорыве по реке» в январе-феврале 1885 г., но 29 января 1885 г. сел на мель у Джебеля на Шестом водопаде. Так и не был восстановлен, его паровой котел находился на месте катастрофы, как минимум, до 1909 года.

«Safia»
построен на верфи «Samuda Brothers» в Попларе (Лондон) в 1870 г.;
собран на верфи «Boulak» в Каире в 1871 г.
водоизмещение неизвестно;
длина 41,15 м, ширина 3,35 м (с колесами 7,62 м), осадка 1,07 м;
мощность 50 л.с. (два гребных колеса);
скорость 8 уз;
вооружение: два 9-фнт нарезных казнозарядных орудия, две картечницы Гарднера.
Строился для экспедиции Сэмюэля Бейкера 1871 г., однако использовался в качестве посыльного и административного судна в течение двух десятилетий – сначала Бейкером, затем Гордоном. В сентябре 1880 г., потеряв ход ввиду израсходования топлива, запутался в плавучих зарослях (судде) на реке Бахр-эль-Газал в Южном Судане. К тому времени, как спустя четыре месяца до судна добрались спасатели на «Bordein», большинство команды умерло от голода и болезней. Согласно рапортам, на борту имели место случаи каннибализма. В 1883 г. «Safia» участвовал в экспедиции Хикса, а в следующем году был отправлен вниз по течению в Шенди. Хотя пароход не участвовал в «Прорыве по реке», в начале февраля 1885 г. он был отправлен на спасение команды «Bordein» с острова Мернат, находившегося под сильным обстрелом. Он прибыл вовремя, но при отходе его котел лопнул. Заклепать его не удалось, и 13 февраля 1885 г. «Safia» был затоплен у Гербата. Тем не менее, вскоре пароход был поднят махдистами и оставался в их руках до 15 сентября 1898 г., когда после короткой перестрелки его захватила канонерская лодка «Sultan». Он был отремонтирован и в конце 1898 г. отправлен в Фашоду для поддержки находившихся там британских войск. Пароход служил до 1905 г., после чего его машина была демонтирована, а корпус использовался в качестве сухогрузной баржи, пока не был окончательно списан после 1912 года.

Речные канонерки на Ниле (часть 1)
Канонерская лодка «Сафия» (1885 г.).
В 1883 году «Сафия» являлась одной из принадлежавших египетскому правительству и базировавшихся на Хартум колесных канонерок. Она была почти однотипна «Бордеин», но слегка уступала по размерам. В 1884 г. она была серьезно переделана и обшита досками и бревнами, обеспечивавшими защиту для египетского экипажа. На носу и на корме установили 9-фнт медные гаубицы, а в средней части – картечницы Гарднера. Вырвавшись из Хартума, она присоединилась к силам, участвовавшим в экспедиции генерала Гордона, и под командованием кэптена лорда Чарльза Бересфорда участвовала в бою к северу от Гумбата, но села на мель при отступлении к египетской границе. Она была снята с мели махдистами, которые использовали ее до 1898 года.

«Mansoura» (также упоминается как «Mansurah»)
построен на верфи «Samuda Brothers» в Попларе (Лондон) в 1870 г.;
собран на верфи «Boulak» в Каире в 1871 г.
водоизмещение неизвестно;
длина 42,67 м, ширина 3,81 м (с колесами 7,8 м), осадка 1,22 м;
мощность 50 л.с. (два гребных колеса);
скорость 9 уз;
вооружение: неизвестно; вероятно, одно 88-мм полевое орудие Круппа С/73 и одна 4-фнт дульнозарядная горная пушка, оба на полевых лафетах.
Строился для экспедиции Сэмюэля Бейкера 1871 г., однако им не использовался, а использовался египетским правительством как почтовый пароход, после чего был реквизирован генералом Гордоном и переоборудован в канонерскую лодку. В 1883 г. участвовал в поддержке экспедиции Хикса, а в 1884 г. был отправлен генералом Гордоном вниз по реке в Шенди для защиты линии коммуникации с Хартумом. 7 декабря 1884 г. получил пробоину ниже ватерлинии от огня батареи мехдистов у Мисеиктаба, в нескольких милях к северу от Шенди, и ночью затонул посередине реки.

«Tawfiqiyeh»
построен в Лондоне в 1873 г.; собран в Каире в 1875 г.
водоизмещение неизвестно;
длина 33,5 м, ширина 3,2 м (с колесами 6,4 м), осадка 0,76 м;
мощность 40 л.с. (два гребных колеса);
скорость 8 уз;
вооружение: неизвестно; вероятно, одно 88-мм полевое орудие Круппа С/73 и одна 4-фнт дульнозарядная гаубица, оба на полевых лафетах.
Построено по заказу египетского правительства для службы на Верхнем Ниле и в течение большей части своей короткой карьеры находилось в Шенди. В 1883-1884 гг. осуществляло патрулирование на Ниле между Шенди и Хартумом, а затем сопровождало наступавшие британские войска. Почти наверняка было затоплено у Гербата 13 февраля 1885 г. Нет никаких упоминаний о том, что впоследствии было поднято.

Речные канонерки на Ниле (часть 1)
Принадлежавшая египетскому правительству канонерская лодка «Аббас» сумела уйти вниз по Нилу из осажденного Хартума, но 18 сентября 1884 г. выскочила на берег у деревни Хеббех. Хотя ее команда и пассажиры благополучно спаслись, сама канонерка была потеряна. Данный рисунок был опубликован в журнале «Graphic Illustrated» в ноябре 1884 г.

Речные канонерки на Ниле (часть 1)
Пароход «Насаф Эль-Кайхар» являлся речным колесным пароходом, построенным в 1860 г. и реквизированным в 1884 г. для деблокадной экспедиции генерала Гордона. На него почти не устанавливалось дополнительной защиты или вооружения, поскольку он служил плавучим штабом генерал-майора Уолсли. Его единственное вооружение состояло из пары картечниц Норденфельда, установленных прямо перед гребными колесами. Формально он не являлся канонерской лодкой, но дает представление о множестве небольших вооруженных судов, участвовавших в кампании в качестве патрульных кораблей, транспортов или судов снабжения.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мы тут с сыновьями забегались по делам.  Ну и жара ,  конечно.  Но вот так совпало.  Потому все время пытаемся больше по холодку успеть,  но увы, здесь народ живет как то среднеевропейски-  сиесты нет,  все в рабочий день делается.  А вот идти ...
Снег в мае — это как вообще? Сразу напомнило стихи «Шёл май, 9-й зимний месяц, если считать от сентября». Но — ладно бы похолодание, ладно бы даже мокрый снег хлопьями, ладно бы ...
Scroll down for English. Амстердам постоянно в движении.  Мне стоило только выйти из центрального вокзала с чемоданом на колесах, как на меня чуть не наехал трамвай.  Я быстро сообразила, что здесь, главное – не останавливаться.  Если я не двигаюсь, значит кому-то ...
информационной нагрузки пост не несёт, зато по теме и без ...
В далекие времена великий Мастер смог раскрыть секрет изготовления необычного материала, который люди уже давно находили то тут, то там, но никак не могли его воспроизвести. Но как это часто бывает, завистники похоронили эту тайну вместе с Мастером. Об истории происхождения этого вещества ...