Речные канонерки на Ниле (часть 1)
sergiovillaggio — 31.01.2022 Намедни перевел часть "оспрейки" авторства Ангуса Констама, посвященной действиям речных канонерок на Ниле в 1884-1898 гг. Перевел только куски, посвященные собственно кораблям, текст по предыстории и боевым действиям переводить не стал, ибо много воды, повторов и цитат из работ других историков (включая небезызвестную "Речную войну" Уинстона нашего Черчилля).Желающим получить общее впечатление о ходе событий могу порекомендовать странички в Википедии, посвященные восстанию Махди, осаде Хартума и гибели генерала Гордона, а также статью на Варспоте.
Перевод будет состоять из трех частей:
- первая посвящена импровизированным канонеркам, переделанным в первую кампанию генерала Гордона;
- вторая будет рассказывать о заднеколесных канонерках специальной постройки;
- третья - о винтовых канонерках типа "Султан".
В качестве иллюстраций использованы цветные рисунки Пола Райта из той же "оспрейки" (с переводными же подписями), а также фотографии из различных мест.
Если имелась возможность, на канонерки устанавливалось дополнительное вооружение – например, картечницы Норденфельда или Гатлинга. Эти корабли называли «грошовыми пароходами» (penny steamers) по аналогии с небольшими пассажирскими пароходиками того времени. Все они имели примерно сходную конструкцию: колесные пароходы с парой бортовых гребных колес и тонкой высокой дымовой трубой в кормовой части. Все они были весьма узкими, что обеспечивало им довольно высокую скорость, и обычно имели открытый рулевой пост или мостик – иногда этот мостик опирался на кожухи гребных колес, или же имелся небольшой прямоугольный рулевой пост в корме, на крыше кормовой надстройки. Будучи вполне быстроходными и маневренными, они плохо подходили для службы на Верхнем Ниле, а в качестве канонерок их вооружение и защита были далеки от идеала.
Одним из самых крупных «грошовых пароходов» был «Бордеин». Он был построен в Попларе в 1869 г. по заказу сэра Сэмюэля Бейкера для его Нильской экспедиции 1871 года. Пароход строился разборным, после чего был перевезен в Египет и собран на верфи «Булак» в Каире в 1870 г. После отмены экспедиции и возвращения Бейкера в Великобританию в 1873 году, остававшийся невооруженным «Бордеин» был продан египетскому правительству.
Три других парохода – «Сафия», «Мансура» и «Талахавие» – имели в целом похожую конструкцию и использовались в мирных целях на Верхнем Ниле. На самом деле, «Талахавие» был построен на той же верфи в Попларе, что и «Бордеин», но был на 6 метров длиннее и слегка шире. Все они, если уже не использовались в данной роли, были переоборудованы в канонерки Гордоном в 1884 году. В дополнение к ним имелось несколько меньших по размеру пароходов, каждый из которых нес легкое вооружение, однако не имеется никаких свидетельств, что они классифицировались как канонерские лодки.
«Бордеин», «Сафия» и «Талахавие» вместе с двумя малыми пароходами были направлены на прорыв обороны махдистов навстречу колонне войск, наступавших от границы с Египтом.
При этом «Бордеин» и «Талахавие» прорвались в Хартум, но слишком поздно, чтобы спасти город. В результате этой операции оба корабля разбились, но впоследствии были подняты и отремонтированы махдистами.
Двумя другими канонерками, входившими в состав флотилии в Хартуме, были «Шибин» (или «Шиби») и «Эмбара», являвшиеся слегка уменьшенной версией «Бордеина» и использовавшиеся египетским правительством в качестве посыльных судов. Они участвовали в провальной экспедиции Хикса в 1883 г., но в конце года «Эмбара» разбилась у Аль-Вана рядом с Шестым водопадом. В начале 1884 г. «Шибин» проходил в Хартуме крайне необходимый ему ремонт, и находился на берегу вплоть до падения города. Впоследствии он был разобран махдистами и использовался в качестве источника запчастей для поддержания захваченных ими канонерок в боеспособном состоянии. Оба этих судна имели бортовые гребные колеса.
«Исмаилеи» и «Аббас» также являлись колесными пароходами на египетской службе и использовались, в основном, для перевозки пассажиров. Оба были меньше остальных «грошовых пароходов», оба были вооружены по приказу Гордона, однако сведений об установленном на них вооружении не имеется.
«Bordein»
Канонерская лодка «Бордеин» (1884 г.).
«Бордеин» являлся колесным пароходом, построенным в Попларе в 1869 г. и начавшим службу на Ниле в 1871 г. В 1883 году он принял участие в провальной экспедиции Хикс-паши, а в 1885-м – в “Прорыве по реке” (“The River Dash”), но 31 января 1885 г. сел на мель у острова Мернат. Оставленный командой, он вскоре был снят с мели и служил под знаменем Махди. На рисунке корабль представлен во время патрулирования на Ниле у острова Губат. Его палуба и надстройки защищены бревнами и металлическими листами, а «короб» на носу обеспечивает защиту для артиллеристов.
«Talahawiyeh» (также упоминается как «Tel El-Hoween»)
«Safia»
Канонерская лодка «Сафия» (1885 г.).
В 1883 году «Сафия» являлась одной из принадлежавших египетскому правительству и базировавшихся на Хартум колесных канонерок. Она была почти однотипна «Бордеин», но слегка уступала по размерам. В 1884 г. она была серьезно переделана и обшита досками и бревнами, обеспечивавшими защиту для египетского экипажа. На носу и на корме установили 9-фнт медные гаубицы, а в средней части – картечницы Гарднера. Вырвавшись из Хартума, она присоединилась к силам, участвовавшим в экспедиции генерала Гордона, и под командованием кэптена лорда Чарльза Бересфорда участвовала в бою к северу от Гумбата, но села на мель при отступлении к египетской границе. Она была снята с мели махдистами, которые использовали ее до 1898 года.
«Mansoura» (также упоминается как «Mansurah»)
«Tawfiqiyeh»
Принадлежавшая египетскому правительству канонерская лодка «Аббас» сумела уйти вниз по Нилу из осажденного Хартума, но 18 сентября 1884 г. выскочила на берег у деревни Хеббех. Хотя ее команда и пассажиры благополучно спаслись, сама канонерка была потеряна. Данный рисунок был опубликован в журнале «Graphic Illustrated» в ноябре 1884 г.
Пароход «Насаф Эль-Кайхар» являлся речным колесным пароходом, построенным в 1860 г. и реквизированным в 1884 г. для деблокадной экспедиции генерала Гордона. На него почти не устанавливалось дополнительной защиты или вооружения, поскольку он служил плавучим штабом генерал-майора Уолсли. Его единственное вооружение состояло из пары картечниц Норденфельда, установленных прямо перед гребными колесами. Формально он не являлся канонерской лодкой, но дает представление о множестве небольших вооруженных судов, участвовавших в кампании в качестве патрульных кораблей, транспортов или судов снабжения.
|
</> |