Реализм как фанфик реальности (по поводу Крапивина)

топ 100 блогов palaman25.10.2023 Из  обсуждения:

Вопрос тем, кто увлекался или увлекается Крапивиным. Попытайтесь вспомнить ЧТО именно греет (грело) душу в его сочинениях. Что такого есть у Крапивина, чего нет у других авторов?

> А что написал Крапивин? "Мальчик со шпагой"?

"Мальчик со шпагой" далеко не лучший текст Крапивина. Если не худший.
Именно поэтому в советское время люди в большинстве Крапивина знали именно как автора Мальчика со шпагой.
А Вы вот, когда будет время, почитайте "Лётчик для особых поручений".

Светлана Зотова:

Я у Крапивина только одну вещь читала "Та сторона где ветер". В первый раз лет в десять кажется. Очень понравилась тогда. У меня с ним схожее восприятие реальности. Больше всего понравилась история вокруг воздушных змеев, взаимоотношения двух главных героев и гибель Яшки (реально жутко было описано). Но потом когда стала перечитывать всё меньше и меньше мне Крапивин нравился. Скучным становился. Не могла понять почему? Впрочем мне тогда все детские/подростковые книжки становились скучными. Прочла "Убить пересмешника" и поняла почему так. Надоело себя ассоциировать с бравым  героями мальчишками).

> Чистота, свет, искренность, надежда, счастье, простые радости, выбор, дружба, честность, верность, вера.

> Русский Миядзаки? Я ничего не читал, посмотрел в википедии "Журавленок и молнии" и подумал, что читать не буду, сюжет совсем не нравится. Мне совсем не по душе "дух" того, что там написано.

Я наоборот, определял Миядзаки как японского Крапивина. В его сказках тоже свет, и этот свет действительно чем-то похож на свет Крапивина. Но и отличается от него чем-то важным.

Например, для Миядзаки характерна пара героев, мальчик и днвочка, они дружат где-то на грани влюблённости, и в перспективе заключат брак. У Крапивина очень трудно найти подобное, дружба его героев подчёркнуто асексуальна, и это как правило мальчики. Иногда попадаются и девочки, но почти всегда очень мужественные.

... А знакомиться с Крапивиным через Википедию это сильно:

— Мне не нравится Карузо.
— А где Вы его слышали?
— Да мне Вася напел.

Светлана Зотова:

Неужели Крапивин что-то хорошее про девочек написал?)

palaman:

Да, у него это не редкость. Девочка как равноправный член мальчишеской компании.
Навскидку вспоминаю "Лето кончится не скоро" и "Голубятню на жёлтой поляне".

Андрей Лазар:

Из "девочковой фантастики" Тимиредис Н.Кузьминой неплохая.
Впрочем, и "Астровитянка" Ника Горькавого.
И то, и другое мне дочка порекомендовала. Понравилось.
Ну и "рациональная Гермиона" у Юдковского неплохо получилась.

Светлана Зотова:

Миядзаки меня не разочаровал. Немного потускнел, но до сих пор нравится. Принцесса Мононоке, Навсикая, Тоторо, Лапута, Унесённые призраками, Ходячий замок Хаула и Поньо - любимое))).
Во, кстати есть ещё хорошее Гиблевское аниме "Шëпот сердца". Про писательницу и скрипичного мастера. Там правда не Миядзаки режиссёр.

ZV:

Вообще, в детстве много читал, но вот книг Крапивина именно, было не достать(рубеж 80-90х). Его печатали в каких-то журналах, многосерийно, некоторые его произведения так и прочитал кусками, не полностью.

palaman:

> книг Крапивина именно, было не достать (рубеж 80-90х)

Я помню катастрофическое ощущение 90-х в отношении русской культуры: казалось, произошло землетрясение, хлипкие советские конструкции рухнули, ещё немного, и русская культура, погребенная под завалами Совка, вскоре скончается. Я тогда пользовался всяким случаем, чтобы скупать ещё имевшиеся старые книги Крапивина — просто чтобы было что почитать детям. Я тогда и представить себе не мог, что спустя тридцать лет его "канонизируют" и будут издавать полное собрание сочинений и проч. (Да и Интернета с его доступностью всего и вся тоже не мог себе представить.)

Иван Мануйлов:

"Дети синего фламинго", "Багровый портрет в крапинку". При чтении в возрасте 11-12 лет возникало ощущение того, что границы мира растворяются и появляются иные измерения, волшебные. Можно перемещаться между ними. И какая-то лёгкая печаль фоном, как на закате в августе, когда заканчивается лето.
А когда стал старше, уже не заходило - уже воспринималось как что-то сладкое, но  вызывающее тошноту, тревожащее напряжение, как от картин некоторых сюрреалистов.

palaman:

Да, очень похожие ощущения и у меня.
Но — странное дело — после обращения к вере Крапивин для меня на какое-то время снова ожил. Отчасти ради детей моих: ребёнка важно приучить к чтению как таковому, и не так уж важно, что именно он поначалу читает, ведь вкус за жизнь много раз изменится... Но не только...
Думаю, дело здесь в идущем у меня от Бахтина дискурсе "Бог это Автор", благодаря которому литература и искусство вообще вдруг заиграли для меня новыми красками. Читая Крапивина взрослым, я уже не мечтал попасть в его миры (реальный мир с Иисусом Христом казался мне намного круче, чем выдуманный мир без Христа), мне просто интересна была его деятельность по созданию этих миров как таковая. Я понимал, что человеческое творчество это образ творчество Самого Христа — человека, создавшего реальность как таковую. А ведь люди есть люди, и во всяком творчестве есть сходство с любым другим творчеством. Для меня очевидна была разница между Крапивиным и Иисусом Христом, но тем удивительнее и интереснее — сходство.

Николай Батраков:

У Крапивина герои сказочные, я думал они в каком-то другом мире живут. У нас таких нет

palaman:

Да, конечно!
И герои Достоевского нереальны. У нас таких нет.
Каждый писатель создаёт свою вселенную.
Просто у великих реалистов вселенная настолько похожа на реальность, созданную Богом, что их герои кажутся реальными людьми. Этим реализм и интересен.

Получается интересная штука. Если писатель не понуждает себя к реализму через силу, если он реалист не по установке и творит по искреннему расположению сердца, то он свободно создаёт те миры, к которым лежит его душа. И удивительное дело, если писателю хочется создавать миры, подобные реальному миру. Ведь это означает, что его сердце бьётся в унисон с сердцем Иисуса Христа, Создателя реального мира.

Вот чем интересен реализм, и вот чем интересна русская литература, превозшедшая (как мне кажется) все прочие литературы именно на поприще реализма. Все прочие — понятно, но мне кажется, русские в этом смысле превзошли даже французов, а этого дорогого стоит. И причину этого превосходства я усматриваю в Православии, которое является по сути своей, по Духу своему ни чем иным как фан-клубом поклонников Иисуса Христа, Автора нашей реальности.

Тут сразу хочется уточнить: любой конкретный православный человек, даже священник или монах, может плохо относиться к реальности — ведь Церковь это больница, куда все люди, включая священников, приходят лечиться, а не лечить — но внутри Церкви это воспринимается именно как болезнь, болезнь маловерия, недоверия к Создателю и Промыслителю. Если сердце человека отвращается от реального мира, значит ему пока недоступна любовь к его Создателю. Кто не любит простые истины, тот не может любить Истину.

Николай Батраков:

Реализм как фанфик Сотворения Мира) супер!)

palaman:

Да-да! Спасибо за формулировку. Я с детства начитался Бахтина, и как только крестился, так сразу и понял это.

Вы в пяти словах изложили содержание заметки Начала русской философии.

Вы не против, если я возьму Ваши слова эпиграфом к ней?

КЖ:

> И герои Достоевского нереальны. У нас таких нет.

Ну не знаю насчет у вас, а у нас, например, толпы упоровшихся родионов романовичей носятся. Родион Романович всё мучился, думал много, а эти уже давно решили что "право имеют", а вместо старушек у них те, кто не разделяет их верования в Украину.

palaman:

Так ведь Раскольников по-настоящему интересен не тем, что он убил старушку (этот подвиг не стоит романа), но тем, что сумел осмыслить случившееся и раскаяться.
Вот и смотрите, а много таких раскольниковых на украине?

В сущности, Достоевский создал невозможный персонаж. Человек, подобно Раскольникову способный к глубокой рефлексии, не станет убивать старушку в реальности, он прокрутит весь сюжет романа в голове — и успокоится.
А человек, собравшийся реально взять и убить старушку (ради денег!) просто-напросто неспособен к рефлексии.

КЖ:

А это как раз не такие раскольниковы! Это те, которые не осмыслили и не раскаялись.
Конечно может быть некоторые из них еще смогут это сделать.

palaman:

Ну вот об этом и речь.
Герои Достоевского не такие, как реальные люди.
В реальности человек не может быть одновременно мудрецом и подлецом, приходится выбирать. А если какой-то мудрец и становится подлецом, то мудрость у него куда-то теряется.

Да как вообще, на какой почве мог возникнуть образ Раскольникова? Немного поразмыслив, можно понять: только на православной. Потому что Православие это религия покаяния, изменения ума.

Православная Церковь даёт подлецу реальную возможность вернуть себе утраченную мудрость. Что для этого нужно сделать? Нужно вступить в общение с Автором мира, который создал нас такими, какие мы есть. Такое чудо в реальности совершается именно молитвой.

Раскольников же смог покаяться и без молитвы — почему? Да потому, что о нём промышлял Достоевский. Этим-то мир Достоевского отличается от реального мира — тем, что сам Достоевский и является богом мира Достоевского. Этим же самым отличается от реальности любой художественный мир, если только творчество данного автора не вдохновлено Святым Духом.

> Конечно может быть некоторые из них еще смогут это сделать.

Да, православные укры могут покаяться. Это для них страшно трудно, это настоящий подвиг — но Богу это возможно.
Более того, у них есть и причина, и очевидный мотив к покаянию — разгорающиеся гонения на Православие со стороны "Украины" (террористической организации, которая должна быть запрещена в России).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня утром на ул. Грушевского, был убит уже второй активист Майдана. Молодым человеком, которого застрелили на улице Грушевского, является Сергей Нигоян. Парню из Днепропетровска было всего 20 лет. Страна запомнит его героем! Таких людей сейчас убивают в столице: Вчера вечером ...
- SpaceX построила и испытала самое большое биде... ...
Открытка ко «дню» чепушного календаря: ...
Романтег нах - ...
Масяня из Iron Rat (наш минский питомник), беж блейз беркшир дамбо фазз ...