РАФАЭЛЬ САНТИ (?) ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ ГОНЗАГА


Часть 2.
Елизавета Гонзага, дочь Федерико I Гонзага, герцога Мантуи, и Маргариты Баварской, родилась в 1471 году. В 1488 ее выдали замуж за Гвидобальдо I де Монтефельтро, герцога Урбино. Трудно сказать, был ли этот брак счастливым, поскольку он был заключен между подростками (невесте было 17 лет, жениху 16), которые даже не общались друг с другом до того момента, пока их не поставили рядом перед алтарем. Но вот с точки зрения государственной политики, удачным он не был, поскольку потомство супруги оставить не смогли. При этом всем в Италии было известно, что проблемы по соответствующей части были именно у мужа, а не у жены. В итоге, Гвидобальдо наследовал его племянник, которого ему пришлось усыновить.

Елизавета Гонзага считалась образованнейшей женщиной своей
эпохи, знатоком литературы и искусства. Благодаря своим семейным
связям она играла довольно серьёзную роль если не в политической,
то по меньшей мере в светской жизни Италии рубежа 15-16 вв.
Например, она сопровождала Лукрецию Борджиа в ее поездке в в
Феррару, где дочь папы Александра VI вышла замуж за Альфонсо I
Д'Эсте. Также Елизавета была близким другом и доверенным лицом
своей невестки Изабеллы д'Эсте, жены ее брата Франческо II
Гонзага.
Если Рафаэль действительно написал портрет супруги правителя
Урбино, то это могло произойти или между 1500-м годом, когда юный
художник начал самостоятельную работу в мастерской, унаследованной
после смерти отца, и июнем 1502 годом, когда Елизавета Гонзага
бежала в родную Мантую после того, как герцогство Урбино было
оккупировано братом ее подруги Лукреции Чезаре Борджиа. Или же
Рафаэль мог написать этот портрет между 1503 годом, когда Елизавета
вернулась в Урбино, и 1504, когда Рафаэль отбыл во Флоренцию, чтобы
учиться там у Микеланджело и Леонардо да Винчи.


Второй временной промежуток, на мой взгляд, менее вероятен,
поскольку в это время молодой художник много работал над фресками
для церквей, расположенных между Урбино и Перуджей, и его
невозможно было застать в родном городе.
Впрочем, портрет мужа Елизаветы, также приписываемый Рафаэлю,
принято датировать 1506-07 годами, хотя в это время Рафаэль
вероятнее всего работал в Перудже. Кроме того, существует портрет
невестки Елизаветы Эмили Пиа да Монтефельтро, жены брата ее мужа
Антонио, который также принято приписывать Рафаэлю, и который
также, как и портрет самой Елизаветы был в составе приданного
Виттории делла Ровере. Он действительно очень схож по стилю с
портретом Елизаветы Гонзага, но его датируют примерно 1504-05
годами, то есть тем временем, когда Рафаэль жил во Флоренции.
Хотя, надо полагать, ничто не мешало, скажем, герцогу Гвидобальдо
съездить в Перуджу или Флоренцию и заказать там портрет Рафаэлю, да
еще и скидку получить как правитель его родного города.
Продолжение следует...