РАФАЭЛЬ САНТИ (?) ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ ГОНЗАГА


Часть 1.
В начале 20 века в искусствоведческом сообществе неожиданно
возникла дискуссия об атрибуции одного известного портрета который
мирно висел в галерее Уффици около двухсот лет и никого не
трогал.
Вообще, эта картина была известна еще с 1625 года, поскольку ее
описание было в списке коллекции герцогов Урбинских, которую
привезла с собой во Флоренцию как часть своего приданного Виттория
делла Ровере, выходя замуж за великого герцога Тосканы Фердинанда
II Медичи.
В описи 1784 года портрет отнесли к школе Беллини, а в описи 1825
года - к мастерской Андреа Мантенья, причём эта версия атрибуции
доминировала на протяжении всего 19 века.

И вот в 1905 году художественный критик и искусствовед Эмиль
Дюран-Гревиль в одной из своих статей выдвинул версию о
принадлежности портрета Елизаветы Гонзага кисти Рафаэля. Кстати,
этот Дюран-Гревиль был весьма любопытным персонажем, имевшим
довольно тесные связи с Россией. В 1860-70-х годах он жил в
Петербурге и преподавал французский язык в училище правоведения и
на педагогических женских курсах, а вернувшись в 1872 году во
Францию занялся переводом на французский книг Ивана Тургенева,
которого знал лично. Он же посоветовал своей молодой жене Алисе,
которая проявляла большой писательский талант, сделать местом
действия своих книг Россию. В итоге ее романы стали очень
популярны.
И вот, в начале 20 века Дюран-Гревиль начал дискуссию, которая до
настоящего времени так и не получила однозначного разрешения.
Союзники Дюран-Гревиля впоследствии развили его теорию,
предположив, что этот портрет можно отнести к ранним работам
Рафаэля, на которую опосредованное влияние оказало творчество
болонского мастера Франческо Франча. Опосредованное, поскольку сам
юный Рафаэль связей с Болоньей на рубеже 15-16 вв. не имел, но зато
учеником Франчи был художник из мастерской его отца, Тимотео Вити,
который прежде работал в Болонье.

Дополнительным подтверждением версии Дюран-Гревиля послужил тот факт, что существует портрет супруга Елизаветы Гонзага Гвидобальдо да Монтефельтро, герцога Урбинского, принадлежащий кисти Рафаэля, и вполне логично, что художник мог создать и парный портрет его супруги. В настоящее время оба портрета размещены в галерее Уффици рядом, как бы подтверждая версию Дюран-Гревиля.

Продолжение следует...