ПУШКИН О ХУДОЖНИКАХ
nikonova_alina — 14.06.2024Часть 6.
В 1835 году в России отмечали 20 лет со дня окончания Венского конгресса, который подвел итоги Наполеоновских войн и установил новую систему политического устройства Европы, поскольку старая была основательно разрушена. Вероятнее всего именно это событие, а также будущее 25-летие победы над Наполеоном и подвигло Пушкина посетить Военную галерею Зимнего дворца.
Внимание поэта привлек портрет Михаила Барклая-де-Толли, на тот момент считавшегося одной из довольно противоречивых фигур в истории Отечественной войны, и размышляя об этом историческом персонаже, поэт создал одно из самых глубоких своих произведений.
«Полководец» - стихотворение довольно длинное, так что вот на него ссылка:
А нас более всего интересует то, что относится не к личности генерала Барклая-де-Толли, а к работе художника Доу:
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил…
<�…>
Он писан во весь рост. Чело, как череп голый,
Высоко лоснится, и, мнится, залегла
Там грусть великая. Кругом — густая мгла;
За ним — военный стан. Спокойный и угрюмый,
Он, кажется, глядит с презрительною думой.
Свою ли точно мысль художник обнажил,
Когда он таковым его изобразил,
Или невольное то было вдохновенье, —
Но Доу дал ему такое выраженье…
Любопытно, что Пушкин в стихотворном виде выполнил очень неплохой искусствоведческий анализ портрета. Он отметил особенности композиции: модель представлена в полный рост на фоне пейзажа, представляющего военный лагерь, что подчеркивает общий характер деятельности героя, и отметил глубокую психологическую характеристику полководца, которую художник вольно или невольно придал своему герою. Видимо Пушкин сильно сомневался в возможностях Доу как автора психологического портрета, и потому предположил, что глубина образа, которую он увидел в работе Доу, появилась как бы помимо воли худжника.
Джордж Доу, выходец из художественной семьи (его отец был гравером и работал вместе с Хогартом), привлек внимание Александра I в 1819 году, когда художник, уже имевший славу лучшего портретиста Англии у себя на родине, путешествовал по Европе, сопровождая герцога Кентского, своего покровителя. Тогда-то Александр и заказал Доу серию портретов русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном. Спустя пять лет Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 году назначил Первым художником Императорского двора. К сожалению, Доу на смог жить в Петербурге. У него обострились проблемы с легкими (У Доу была легочная недостаточность после перенесенной в детстве пневмонии), поэтому он уже летом 1829 года вернулся в Англию, где скончался всего через несколько месяцев после возвращения. Ему было 48 лет.
В принципе, финал пушкинского стихотворения можно отнести не только к Барклаю де Толли, но и к Джорджу Доу:
О люди! жалкий род, достойный слез и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и в умиленье!
И к его ассистентам, помогавшим в создании 332 портретов Военной галереи, Александру Полякову, крепостному генерала Корнилова, который, вероятно, выполнил основную часть работы, а потом еще и реставрировал портреты работы Доу, который портились из-за небрежности англичанина, и Василию Голике, эстляндскому мещанину, блестящему жанристу, работавшему позднее в стиле бидермайер, о котором неизвестна даже точная дата его рождения.
А вообще, идею создания зала, посвященного видным военачальникам-героям, император Александр I содрал с зала Ватерлоо в Виндзорском замке, где были собраны портреты монархов, государственных деятелей и военачальников – участников антифранцузский коалиции. Но очевидно, что нашему императору удалось перещеголять своего британского коллегу и создать нечто по-настоящему величественное, в противовес обычной столовой Виндзорского замка со стенами, украшенными немногочисленными портретами.
Продолжение следует…