ПУШКИН О ХУДОЖНИКАХ
nikonova_alina — 11.06.2024Часть 4.
В 1830 году Пушкин по идее должен был переживать счастливейший момент в своей жизни – ожидание свадьбы с Натальей Гончаровой, в которую он был тогда безумно влюблен. К этому времени относятся два стихотворения с, так сказать, художественным уклоном: знаменитая «Мадонна» и «Царскосельская статуя».
Об искусствоведческой составляющей «Мадонны» я писала здесь:
А «Царскосельская статуя» - это прелестное четверостишье, написанное в жанре изречения или надписи, а по настроению приближающееся к элегии:
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
Здесь Пушкин использовал белый стих, а строки стихотворения при отсутствии рифмы сочетал при помощи фонетического ритма. Как пишут филологи, «автор в одном четверостишии создает целую антологическую миниатюру, в которой изображаются красота искусства и человеческой скорби».
Но нас в данном случае больше всего интересует статуя, которой посвящено стихотворение.
Фонтан «Молочница», получивший известность как «Царскосельская статуя», или «Девушка с кувшином», занимает особое место среди парковой скульптуры Царского Села: это единственная скульптура, специально исполненная для Екатерининского парка.
На самом деле, «Царскосельской статуей», изначально эту скульптуру никто не называл (не нашла точной информации на этот счет, но вполне допускаю, что так ее стали называть именно с подачи Пушкина). Вообще, ее официальное название - «Молочница», ну, или «Девушка с кувшином».
Появилась она в Екатерининском парке летом 1816 года хотя идея украсить эту часть территории скульптурами выла высказана еще в самом начале 19 века.
В 1808–1810 годах по распоряжению императора Александра I началось благоустройство участка на месте бывшей Катальной горы под руководством садового мастера И. Буша и архитектора Л. Руски. Склон между вновь сооруженной Гранитной террасой и Большим прудом был оформлен в виде зеленых уступов, от террасы к пруду проложили новые дорожки, а устье бокового канальчика, куда еще в 1770-х годах были отведены воды местного источника, скрытого под насыпью, оформили фонтаном, устроенным по проекту инженера А. Бетанкура. После этого в этой части парка начали устанавливать скульптуры.
«Молочницу» еще в 1810 году изваял известный скульптор Павел Соколов, позднее прославившийся как автор украшений петербургских мостов. Он, в частности, выполнил скульптуры львов для Львиного моста, крылатых львов для Банковского и сфинксов для Египетского. Бронзе ее отлили в мастерской Академии художеств.
Скульптура представляет собой фигуру сидящей девушки, из руки которой выпал разбитый кувшин, который лежит поодаль. Пьедесталом для бронзового изваяния девушки служит гранитная скала. А из разбитого кувшина, бежит струя ключевой воды, поступающая по узкому протоку в Большой пруд.
В основу идеи скульптуры легла известная басня Жана де Лафонтена «Молочница и молочный горшок», назидательная история про девушку-молочницу, шедшую на рынок продать кувшин молока, которая замечтавшись о своей грядущей прибыли, разбила глиняный кувшин и таким образом осталась ни с чем. Смысл басни лучше всего отражает русская поговорка «делить шкуру неубитого медведя».
Тема молочницы с разбитым кувшином была весьма популярна в европейском искусстве 18 века. Но здесь есть один нюанс: в символической системе того времени девушка с разбитой посудой обозначала утраченную невинность а не утраченную выгоду.
И, похоже, что общий меланхолический настрой пушкинского стихотворения, в котором отчетливо ощущается сожаление о какой-то невосполнимой утрате (в отличии от разлитого молока, которое можно уже сегодня опять надоить и понести на рынок в небьющемся ведре) и вечных страданиях по этому поводу, относится именно к этой трактовке символики сюжета.
Продолжение следует…