ФЕДОР РЕШЕТНИКОВ. «ШКОЛЬНАЯ СЕРИЯ». 1948-54
nikonova_alina — 05.06.2024Часть 4. Переэкзаменовка. 1954
Огромный успех двух первых картин подвигнул Федора Решетникова на то, чтобы продолжить свою «школьную» серию. Увы, как и многие творческие люди, художник не смог вовремя остановится. И судьба его следующего полотна оказалось не столь счастливой. Хотя, в принципе, по большому счету, оно оказалось ничуть не хуже, чем предыдущие.
Новую картину Решетников назвал «Переэкзаменовка». И все детали, очевидные даже самому неискушенному зрителю, указывают на то, что это продолжение (и, видимо, закономерное) истории с двойкой. Первое, что бросается в глаза – это то, что для образа главного героя художнику позировал тот же мальчик, его сосед Эдвард Клуцис. Для совсем уж непонятливых на стене висит черно-белая репродукция картины «Опять двойка», возможно вырезанная из газеты или журнала. Это тот же самый прием, которым Решетников уже пользовался раньше.
Итак, судя по всему, юный герой завалил-таки экзамен и теперь вынужден вместо веселых летних развлечений учить ненавистный школьный предмет. Почему-то мне кажется, что это математика, хотя у таких активных спортивных мальчиков довольно часто возникали проблемы и с русским языком (в повести Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома» у главного героя двойка была по математике, а вот его друг Шишкин не справлялся как раз с русским языком).
Скорее всего, переэкзаменовка назначена на осень, иначе мальчика скорее всего оставили бы готовиться в городе. А здесь – сельский бревенчатый дом, за окном – деревенский пейзаж: то есть герой картины на лето все же отправился на дачу или в деревню к бабушке с дедушкой. Вообще на то, что в доме должна присутствовать бабушка, указывает клубок белой шерсти, свалившийся на пол с кресла (наверняка вязала носки или шарфик любимому внуку). Кстати, наличие в доме кресла, да еще и старинного, с гнутыми ножками и мягкой спинкой, обрамленной фигурной резьбой, указывает на то, что это все-так, скорее, дача, и принадлежит она людям весьма непростым, а возможно, и «из бывших».
Художник снова ставит главного героя в сложное с психологической точки положение (особенно для ребенка), когда он вынужден делать невыносимо трудный выбор: проявить волю и остаться сидеть заниматься или же махнуть на все рукой, и отправиться с приятелями гонять мяч. Кстати, мальчик, судя по всему, пользуется большой популярностью у сверстников, очевидно, что он отличный спортсмен и, в частности, футболист, так что не случайно друзья так настойчиво зовут его присоединиться к ним. Ясно, что без его участия команда матч не выиграет.
И в этом случае Решетникову прекрасно удались детские типажи: главный герой с напряженным выражением лица, на котором отражаются все его терзания, его горящий энтузиазмом приятель, заглядывающий в окно. Мальчишка энергично машет рукой, показывая: «Давай, скорей, там наши проигрывают!» В окно заглядывает и еще один мальчик, помладше, похоже, что он брат деревенского знакомого главного героя, всюду бегает за старшими ребятами, и ему жутко интересно все, что происходит с его товарищами, которые кажутся ему совсем взрослыми.
Как и в двух предыдущих картинах Решетников опять включает в картину еще одного персонажа – симпатичного мохнатого песика, который преданно лежит под столом, ожидая того, какой выбор сделает его юный хозяин. Кстати, это другая собака, не та, что была в картине «Опять двойка». Видимо, тот пес остался в городе, а здесь мальчик уже подружился с собакой своей бабушки.
Эмоциональную напряженность картине придает направление взглядов собаки и приятеля, направленные на главного героя в то время, как он сам упорно смотрит в правый нижний угол, не встречаясь глазами со своими искусителями. Так же для этой цели Решетников использует подчеркнутую игру света и тени. Затемненная комната, где единственным светлым пятном выделен клубок шерсти на полу, контрастирует с залитой солнцем лужайкой, где развлекаются счастливые и беззаботные дети, у которых каникулы уже в полном разгаре.
Кстати, у нас вырисовывается вполне положительный образ главного героя: он и спортсмен, и животных любит, и друг хороший. Одна проблема в жизни у парня – плохая отметка. И художник опять отдает на суд зрителя решение принципиального вопроса, который ставит в картине: сможет ли ребенок лет двенадцати проявить экстремальную силу воли и выучить математику (ну, или русский язык), или желание играть с друзьями окажется сильнее. И подсказок Решетников нам не оставляет. Лично я думаю, что сам, без помощи родителей/ сестры/ педагогов/ одноклассников или какого-нибудь сердобольного соседа-учителя на пенсии мальчишка не справится.
Может, как раз именно потому, что несмотря на общий позитивный настрой картины, Решетников так и не зафиксировал ее положительный финал. Эта работа оказалась гораздо менее известной, и не попала в Третьяковскую галерею, как две первые картины «школьной серии».
Провенанс картины представляется довольно сумбурным. Согласно Википедии, какое-то время «Переэкзаменовка» находилась в частной коллекции в России, затем ее вывезли в США. Ее передали арт-дилеру во Флориде, который, видимо, выставил ее на аукционе. Там ее выкупили представители российского арт-фонда семьи Филатовых (в настоящее время фонд Art Russe) и вернули в Россию.
И якобы после этого каким-то загадочным образом «Переэкзаменовка» Решетникова оказалась на Украине, в Горловском художественном музее. На мой взгляд концы с концами здесь явно не сходятся. Хотя возможно, имеются две картины Решетникова на эту тему, либо за границу вывезли авторское повторение.
На самом деле, чтобы узнать это точно, надо искать более детальную информацию о «Переэкзаменовке» из Горловского музея. С учетом того, что сам Решетников был родом с Украины, мог и подарить свою картину музею, открывшемуся в 1959 году.