Протянем щупальце коллеге Прулю
willie_wonka — 19.11.2019 Детская викторина по кинесикеЯ как-то составила викторину небольшую по жестам для Школы юного филолога в МГУ (я её наскоро набросала, но потом она не понадобилась) и во время семейного застолья решила опробовать на родственниках, чтобы оценить, правильный ли я задаю уровень сложности. Все с удовольствием взялись – чего не поржать-то? – и за пять минут пощёлкали её как орешки. Я читала вслух, а все с ходу отвечали. Я аж опешила и говорю: «Ой. Что ж я, слишком лёгкие вопросы дала? Надо чего-то такое другое, посложнее завернуть…» Все вообще ухохотались, глядя на моё огорчённое лицо, и сказали: «Не волнуйся, здесь полстола – доктора наук, остальные кандидаты. Плюс эффект коллективного разума. Дети не решат».
Но я, кстати, думаю, что увлечённые русским языком дети решат или хотя бы им интересно будет над этим подумать.
ВИКТОРИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК БЕЗ ЕДИНОГО СЛОВА»
Дорогие друзья! В этой викторине все вопросы будут про жесты – про самые обыкновенные жесты русского языка, которые все вы прекрасно знаете (и многие из них используете). Ничего словами не говорим, любой ответ можно показать молча за одну секунду.
Жестовые единицы языка – это и жесты, и позы, и мимика.
Кивнуть, закатить глаза, покачать головой, поклониться, вытянуть губы трубочкой, подмигнуть, прижать руку к сердцу, бить себя кулаком в грудь, топать ногой, схватиться за голову, опуститься на одно колено, показать язык, сделать реверанс, погладить по голове, пожать плечами, плюнуть, хлопнуть себя по лбу и так далее – всё это мы будем называть жестами.
Для 8-10 классов:
ВАРИАНТ 1
Первый уровень сложности.
Какой жест Бунша из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», попав в XVI век, использует абсолютно неуместно? Жест неуместен уже применительно к шведскому послу, но особенно смешно он выглядит в применении к царице, поскольку в пределах семьи даже в наши времена в норме этот жест для приветствия не используется. Покажите этот жест.
(Ответ: Рукопожатие)
Второй уровень сложности.
Какой жест прощания в фильме «Жизнь и приключения четырёх друзей» оказывается представлен в нестандартном, комическом варианте из-за того, что герой занят ремонтом квартиры и поэтому на голове у него пилотка, сложенная из газеты?
(Ответ: Жест приподнять шляпу)
Третий уровень сложности.
Каким жестом мы при вопросе часто сами подсказываем собеседнику тот ответ, в котором мы заинтересованы (сами того не осознавая и специально об этом не думая)?
Например: - Ну ты согласен со мной? или: - А он точно придёт? ( + одновременно выполняемый нужный жест)
(Ответ: Кивок)
ВАРИАНТ 2
Первый уровень сложности.
В фильме «Через тернии к звёздам» экипаж космического корабля высаживает коллегу Пруля (по виду напоминающего осьминога) на его родной планете Океан и прощается с ним. Степан, член экипажа, хотел на прощание пожать коллеге руку щупальце, но тот уже плюхнулся в воду. Тем не менее Степан вышел из положения и выполнил задуманное. Как?
(Ответ: Он выполняет «рукопожатие на расстоянии», то есть пожимает правой рукой левую, держа руки перед грудью).
Второй уровень сложности.
Красавица Вероника из фильма «Город мастеров» обыграла слова мерзкого захватчика герцога де Маликорна, когда тот просил её руки. Сказав: «Вы просите моей руки? Вот вам!», – она выполнила этот жест. Что она сделала? Изобразите условно её жест.
(Ответ: Она дала ему пощёчину)
Третий уровень сложности.
Какой жест может обозначать 1) клятву, уверение и 2) испуг, растерянность?
(Ответ: Перекреститься)
ВАРИАНТ 3
Первый уровень сложности.
Какой жест Ломоносов в фильме 1955 года «Михайло Ломоносов» показывал ректору Петербургского университета Винцхейму со словами: «Вот тебе, академическая крыса!»? Позже обиженный Винцхейм, жалуясь на Ломоносова, демонстрировал этот жест другим академикам, говоря: «Видите, что он мне показал? Видите?»
Покажите этот жест.
(Ответ: Кукиш / фига)
Второй уровень сложности.
В экранизации «Записок юного врача» Булгакова перед тем как принимать сложные роды, неопытный молодой врач забегает к себе в кабинет, делает этот жест, потом наливает себе рюмку водки, выпивает и отправляется в клинику. Покажите этот жест.
(Ответ: Он крестится)
Третий уровень сложности.
В пьесе А.П. Чехова «Безотцовщина» Иван Иванович Трилецкий удивляется – неужели его маленький, ещё грудной внучек уже умеет выполнять этот жест (поскольку ему сказали, что внучек здоров и [адресует ему этот жест])? В ответ Войницев поясняет, что это нужно понимать в переносном смысле, не буквально. Что это за жест?
(Ответ: Поклон. «Здоров, тебе кланяется»)
ВАРИАНТ 4
Первый уровень сложности.
В фильме «Морфий» (2008) врач отказывается иметь какое-либо дело с матерью больного ребёнка, пока она не изменит своё жестовое поведение (позу), прекратив тем самым транслировать мольбу. Что это за поза?
(Ответ: Упасть на колени / стоять на коленях)
Второй уровень сложности.
Какой жест делал Солдат в фильме «Марья-искусница», когда не мог уже терпеть враньё и увёртки Водяного, после чего Водяной сразу пугался, шёл на попятный, говорил, что он пошутил и т.п.? Этим жестом Солдат давал понять, что он прямо сейчас разнесёт весь его подводный дворец. Покажите этот жест.
(Ответ: Солдат плевал на руки)
Третий уровень сложности.
В фильме «Старик Хоттабыч» (1956) на экзамене по географии Волька с подсказки Хоттабыча рассказывает, что Земля якобы имеет форму диска, покоится на шести слонах, которые стоят на огромной черепахе, и т.д. Пожилая учительница географии, которая обучала Вольку и несёт ответственность за его знания, слушая все эти бредни, делает данный жест. Изобразите его.
(Ответ: Прикрыть глаза рукой)
ВАРИАНТ 5
Первый уровень сложности.
Какой жест не очень хорошо получился у Остапа Бендера в фильме «Двенадцать стульев» (1971)? Он пытался подбодрить этим жестом несчастного инженера Щукина, но поскольку тот был весь в мыльной пене, Остапу Бендеру пришлось брезгливо отдернуть руку. Покажите этот жест.
(Ответ: Похлопать по плечу)
Второй уровень сложности.
Какой жест легко меняет смысл на антонимичный в зависимости от словесного сопровождения: если сказать одновременно с ним «Поехали», он передаёт призыв или готовность к действию, а если сказать «Проехали!», он передаст призыв к бездействию, недеянию? Покажите этот жест.
(Ответ: Махнуть рукой)
Третий уровень сложности.
В русском языке есть жест, с помощью которого можно продемонстрировать как наличие у тебя чего-либо (например: «Вот, смотрите, как мы здесь всё отремонтировали!»), так и, наоборот, полное отсутствие у тебя чего-либо (например: «Понятия не имею, я не брал, не видел, у меня ничего нет!») Что за жест способен передавать такой двойственный смысл? Покажите его.
(Ответ: Развести руками)
ВАРИАНТ 6
Первый уровень сложности.
От какого жеста Петра Первого в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» со стены упала огромная картина в тяжёлой раме? Этим жестом Петр настаивал на своём варианте развития ситуации. Покажите этот жест.
(Ответ: Ударить рукой по столу)
Второй уровень сложности.
Какой жест историк Алданов, когда его познакомили в эмиграции с Нестором Махно, решил не делать, поскольку этот жест давал бы понять, что они с Махно принадлежат к единой общности, а Алданову вовсе не хотелось транслировать такой смысл? Покажите этот жест.
(Ответ: Он не стал подавать Махно руку)
Третий уровень сложности.
Покажите жест нетерпения, с которым мы запросто можем обратиться не только к человеку, но и к неживому предмету (например, к принтеру, невыносимо медленно печатающему нужную нам страницу)?
(Ответ: Жест шевелить пальцами)
ВАРИАНТ 7
Первый уровень сложности.
В фильме «Пожар во флигеле» есть такой эпизод: Дениска во время школьного урока понимает, что его друг Мишка вот-вот проговорится и раскроется всё их враньё, и начинает интенсивно подавать Мишке знаки. С отчаяния он делает известный мимический жест двумя парными органами одновременно, хотя в норме этот жест выполняется только одним из парных органов. Покажите, как делается этот жест в норме.
(Ответ: Он подмигивает двумя глазами сразу)
Второй уровень сложности.
В Дарфуре (регион на западе Судана), войдя, к примеру, в зал ожидания в аэропорту, нужно выполнить этот жест в отношении каждого из присутствующих (иначе ваше поведение будет выглядеть как грубое и наглое). Более того, самолёт не улетит, пока все отбывающие и только что прилетевшие пассажиры не выполнят друг относительно друга этот жест. А у нас этот жест, хотя и очень распространённый и обычный, такой высокой частотности не имеет и в описанных случаях вообще никогда не применяется.
(Ответ: Рукопожатие)
Третий уровень сложности.
В фильме «Гостья из будущего» Коля встречает инопланетян с Альфы Центавра, которые спрашивают у него, как проехать в музей Пушкина. Инопланетяне не очень правильно, но очень вежливо говорят по-русски («Есть один вопрос. Спасибо. Как проехать в музей Пушкина. Пожалуйста»), руки у них во время разговора не двигаются. Тем не менее есть два жеста (один из них – мимический), которые они выполняют уместно и правильно. Что это за жесты?
(Ответ: улыбка на протяжении разговора и кивок при выражении благодарности)
ВАРИАНТ 8
Первый уровень сложности.
Алёша Скворцов из фильма «Баллада о солдате», оставшись один и отступая во время танковой атаки, находит на поле боя брошенное противотанковое ружьё, от страха начинает стрелять и подбивает два немецких танка. Когда надвигавшийся на него танк останавливается и начинает дымиться, Алёша реагирует на это мимическим жестом, из которого понятно, что он сам предельно удивлён таким результатом.
Когда в другом фильме школьница делает тот же самый мимический жест на уроке после вопроса учительницы, учительница сажает её на место с двойкой. Покажите этот жест.
(Ответ: Хлопать глазами)
Второй уровень сложности.
Колдун из Магриба в фильме «Волшебная лампа Аладдина» одним-единственным жестом превращает сцену произнесения страшного и зловещего заклинания в комический эпизод. Посреди заклинания он делает жест, который выражает растерянность и говорит об утрате контроля над ситуацией. Этот жест как бы отражает попытку активизации мыслительного процесса для повторного обретения контроля. В результате во время торжественного ритуала чтения жуткого заклинания зрителю становится смешно. Покажите этот жест.
(Ответ: Почесать в затылке)
Третий уровень сложности.
Физиологический жест человек делает по чисто физиологической причине – например, он может почесать там, где чешется, или прикрыть рукой глаза от солнца. Языковой жест, в отличие от физиологического, передаёт языковую информацию.
Какой языковой жест у деревенской старухи, говорящей: «Ой, беда будет, чую прямо, большая беда!..» невозможно отличить в этом контексте от идентичного по исполнению физиологического жеста? Покажите искомый жест.
(Ответ: Прижать руку к сердцу. Если она при этом прижимает руку к сердцу, невозможно сказать, показывает ли она затронутость своей личной сферы /языковая информация/ или же у неё на самом деле заболело сердце)
ВАРИАНТ 9
Первый уровень сложности.
У капитана Гёза из фильма «Бегущая по волнам» члены корабельной команды и др. быстро выполняют все его распоряжения после того как он делает этот жест. Иногда он говорит при этом, что надо сделать, иногда подчинённые сами догадываются. В русском языке есть соответствующее выражение – делать что-л. / всё делается [вследствие применения этого жеста]. Правильно выполненный, этот жест должен сопровождаться звуком.
(Ответ: Щёлкнуть пальцами. Выражение – делать по щелчку, всё делается по щелчку)
Второй уровень сложности.
Какие жесты прощания в русском языке могут сообщить о принадлежности человека к определённой профессиональной / социальной группе, конфессии, организации?
(Ответ: Отдать честь, пионерский салют, перекрестить на прощание)
Третий уровень сложности.
Происхождение каких двух жестов учёные, начиная с Чарльза Дарвина, связывали с принятием пищи / отказом от пищи? Дарвин указывал на то, что первым из двух жестов грудной младенец принимается за еду, вторым – отказывается от еды (делает так, чтобы еда не попала ему в рот, уворачивается). В результате во многих современных языках, в том числе и в русском, первый жест способен передавать согласие, солидаризацию с позицией другого человека, а второй – отказ. Продемонстрируйте эти жесты.
(Ответ: Первый жест – кивнуть; по наблюдениям Дарвина, младенец этим движением присасывается к груди; второй – помотать головой).
Для 5-7 классов:
ВАРИАНТ 1
Первый уровень сложности.
На какие две жестовые дразнилки Буратино не должен был бы обижаться, потому что применительно к нему обе эти дразнилки просто соответствуют действительности?
(Ответ: 1) постучать по голове – и потом по дереву (‘ты чурбан’); 2) показать «длинный нос»)
Второй уровень сложности.
В русском языке можно вменить в вину человеку рассеянному, нерасторопному то, что он якобы делает некий жест (которого на самом деле человек и физически-то выполнить не может). Говорят: «Ну что ты сидишь, [делаешь этот жест]? Хватит [этот жест делать]!» Условно показать искомый жест можно разве что при помощи рук, хотя если исходить строго из наименования жеста, руки в нём не участвуют. Продемонстрируйте условно (при помощи рук) этот жест.
(Ответ: Хлопать ушами)
Третий уровень сложности.
Замените выделенные части предложений наименованиями жестов, например:
Услышав мой рассказ, приятель был несказанно удивлён. → Услышав мой рассказ, приятель вытаращил на меня глаза.
Жизнь разрушила его замыслы. → Жизнь щёлкнула его по носу.
1) Когда изобретатель рассказывал о своих идеях начальнику, тот просто называл его сумасшедшим. →
(Ответ: …крутил пальцем у виска)
2) Коллеги давно сочли его безнадёжным. →
(Ответ: …махнули на него рукой).
3) Но когда он продемонстрировал, что его изобретение работает, все были поражены. →
(Ответ: …рты пораскрывали / …так и сели)
4) Теперь начальник ходил очень довольный и предвкушал большую выгоду. →
(Ответ: …потирал руки)
Продемонстрируйте нужные жесты.
ВАРИАНТ 2
Первый уровень сложности.
Когда в начале мультфильма «Мама для мамонтёнка» Дедушка Морж рассказывает о живших раньше на севере мамонтах, он делает один жест, которым подчёркивает особую важность своих слов. Если бы Морж был нарисован более реалистично, он бы в принципе выполнить этого жеста не мог, даже теоретически, из-за того, что у него не лапы, а ласты. Однако художник-мультипликатор делает так, что у Дедушки Моржа это получается, и по смыслу его жест очень уместен. Покажите этот жест.
(Ответ: Он вскидывает указательный палец)
Второй уровень сложности.
Какие русские жесты, которыми мы показываем числительные, имеют омонимы (то есть существует другой жест, который выглядит так же, но обозначает что-то совсем другое)?
(Ответ: один – это может быть также жест поднять указательный палец;
два – «виктория»;
пять – «стоп / спокойно», «дай пять»
и десять – «стоп / спокойно»)
Третий уровень сложности.
Замените выделенные части предложений наименованиями жестов, например:
Услышав мой рассказ, приятель был несказанно удивлён. → Услышав мой рассказ, приятель вытаращил на меня глаза.
Жизнь заставила его разочароваться. → Жизнь щёлкнула его по носу.
1) Узнав об этом, Пётр Иванович пришёл в ужас. →
(Ответ: …за голову схватился)
2) Все знакомые не могли ничем помочь. →
(Ответ: …разводили руками).
3) Вася поразмыслил и нашёл неплохое решение. →
(Ответ: …почесал в затылке)
4) Обсудив все детали сделки, они наконец сговорились. →
(Ответ: …ударили по рукам).
|
</> |