![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomanlazz62128340174411174411_original.jpg)
Про современных урбанистов и современную урбанистику
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Про современных урбанистов и современную урбанистику Про современных урбанистов и современную урбанистику](https://ic.pics.livejournal.com/anlazz/62128340/174411/174411_original.jpg)
Конечно же, это было вполне ожидаемо – хотя и забавно, поскольку в очередной раз показывает, насколько зыбка известная либеральная концепция о «благословенном Западе». (Дескать, везде, где не было ужасных «совков», существует процветание и благорастворение воздухов.) Поскольку оказывается, что и в Финляндии – которую наши «совконенавистники» считают не просто одним из отделений земного Рая, но и самым ярким свидетельством «ужасов коммунизма», а точнее, их отсутствия – вполне могут быть недовольные. Причем, не только среди пресловутых «нищебродов, кои по своей природной ущербности не могут вписаться в рынок», но и среди вполне продвинутых любителей смузи и велодорожек.
Впрочем, в указанном примере даже не это самое интересное. (В конце концов, что же удивительного в том, что и среди эльфов могут быть те, кто «эльфичнее» других.) А в том, что же выдвигается в качестве свидетельств «неидеальности» Хельсинки. Ну, разумеется, это, прежде всего, проблемы с … велодорожками. (Нет, разумеется, я знаю, что климат Финляндии отличается от климата России в более «мягкую» сторону. И что велосипед тут действительно можно использовать не пять месяцев в году – а, наверное, почти десять.) Однако, все равно, указанная проблема выглядит странно, особенно если учесть другую претензию урбаниста. А именно – проблема с сохранением «исторической застройки». Поскольку совершенно очевидно, что историческая-то застройка ни коим образом не имела никакого отношения к «велоинфраструктуре»: если рассматривать «историю» даже не со средних веков, а где-то с конца позапрошлого века, то можно увидеть, что велосипед тут рассматривался или как «обычный» транспорт, должный двигаться по дорогам общего пользования. (Или как некоторое развлечение, к городскому хозяйству не имеющее никакое отношение.)
* * *
Впрочем, фетишизация т.н. «исторической застройки» со стороны современной урбанистики действительно поражает. Особенно на фоне того, вполне очевидного факта, что во времена, когда эта самая «застройка» была не исторической, а самой, что ни на есть современной, при ее планировании использовались достаточно спорные критерии. А именно: стоимость и коммерческая эффективность. Т.е., то самое, что так не нравится этим же «архитектурным блогерам» во всех этих Мурино и Ховрино. Другое дело, что технологическое развитие того времени не давало возможностей возводить многоэтажные «человейники». (Более того, строение выше шести-семи этажей оказывалось более дорогим при пересчете на квадратный метр, нежели менее высотные дома.) Поэтому пресловутая «историческая застройка» имеет традиционно низкую высотность.
![Про современных урбанистов и современную урбанистику Про современных урбанистов и современную урбанистику](https://ic.pics.livejournal.com/anlazz/62128340/174732/174732_original.jpg)
Ну, а во-вторых, не стоит забывать, что в указанное время любой физический труд – включая довольно сложный – был достаточно дешев. Что так же определяло возможность создания указанных «украшательств» (снижая их цену), а так же возможность создания относительно больших и помпезных «площадей общественного использования». (Вроде парадных, лестниц и т.д. в частных квартирах, а так же – роскошно отделанных помещений магазинов, банков, гостиниц и т.д. – уборка которых силами множественной прислуги не составляла труда.)
По сути, именно указанные факты и определили высокую «зрительную привлекательность» исторической застройки по сравнению с застройкой более позднего времени. («Бетонными коробками») Разумеется, находятся люди, которым больше нравится тот же архитектурный авангард 1920 гг., пресловутые творения «школы Баухауса» или же
![Про современных урбанистов и современную урбанистику Про современных урбанистов и современную урбанистику](https://ic.pics.livejournal.com/anlazz/62128340/175082/175082_original.jpg)
Однако этот факт не должен заслонять то, что, во-первых, все «эксперименты» XX столетия в плане отхода от пресловутых «кварталов» с их сплошной стеной зданий и дворами-колодцами имели вполне рациональное значение. А точнее – исключительно рациональное, на порядок более рациональное, нежели «традиционный» способ формирования кварталов, связанный исключительно с дороговизной земли и «престижностью» центральных районов города. (Подальше от «вонючих пролетариев», разумеется.) А, во-вторых, надо прекрасно понимать, что даже при особом желании повторить подобные вещи на современном уровне не удастся: разумеется, нет никаких проблем в том, чтобы строить «кварталами», наплевав на проблемы инсоляции, перемещения воздушных масс и противопожарную безопасность. Однако не стоит думать, что при этом будет создано что-то, за исключением унылых «стен» из типовых строений – поскольку все «башенки и колонны» при нынешней оплате труда существенно удорожают постройку. (Разумеется, если иметь в виду «башенки и колонны», выполненные в «традиционном стиле», поскольку то, что сейчас иногда выполняется в подобном стиле, часто оказывается еще хуже «голой стены.)
Итак, можно сказать, что столь любимая урбанистами квартальная застройка, предполагает, по сути, фактический возврат во времена … «дорационального планирования», когда главным критерием построек был эстетический в совокупности с экономическим, а о пресловутом удобстве проживания мало кто задумывался. То же самое можно сказать и про помянутую финским урбанистом проблему «отсутствия деловой и культурной жизни в новых микрорайонах». (С чем, кстати, солидарен не только Варламов, но и Фритцморген!) В том смысле, что рациональность идеи «растягивания» той же торговли по множеством мелких магазинчиков вместо «сбора» ее в одном торговом центре оказывается довольно странной. В том смысле, что, разумеется, в свое время это было действительно не просто возможно, но и довольно выгодно из-за уже помянутой крайне низкой цены труда, а так же – из-за «сверхдоходов», кои имели т.н. «образованные слои». Благодаря которым была возможность сосуществования множества мелких магазинчиков – подобно тому, как нынче в центре городов могут существовать огромное количество пресловутых «бутиков». (Поскольку фактически цены в них были именно «бутичные» - по отношению к основной массе населения.) Но сейчас-то этого давно уже нет – и за пределами туристических районов «распределенная торговля» однозначно проигрывает «концентрированной».
* * *
Ну, и разумеется, вопрос о том, что же лучше в данном случае: автомобиль или общественных транспорт – так же остается
![Про современных урбанистов и современную урбанистику Про современных урбанистов и современную урбанистику](https://ic.pics.livejournal.com/anlazz/62128340/175218/175218_original.jpg)
Ну, и для полного счастья, стоит сказать, что именно в микрорайонной застройке действительно имеет смысл создание пресловутых велосипедных дорожек – поскольку тут имеется возможность прокладки их отдельно от улицы с ее машинами и пешеходами. Впрочем, разбирать «урбанистические мифы» современности можно очень долго. Поэтому можно, подводя итог, сказать только самое главное. А именно: то, что современная «урбанистика» кардинальным образом отличается от урбанистики прошлого столетия. Поскольку если в 20 веке главной задачей городов виделось обеспечение максимально комфортной жизни максимальному количеству работающего (что важно) населения – итогом чего стало появление советских и европейских «микрорайонов» вместе с американской субурбией. (Говорить о проблемах указанных концепций, концепций, разумеется, надо отдельно – тут же можно только отметить, что возникли они именно, как следствие продолжавшегося с 1917 года тренда на повышение уровня жизни масс.) То сейчас критерии поменялись и основной задачей «урбанистики» все чаще становится возвращение к идее «привлекательного образа города» для пресловутых «образованных слоев».
Хотя –по очевидной иронии истории – эта задача ставится в условиях, когда главным трендом реальной урбанизации выступает рост мегаполисов. Т.е., уродливой формы максимально концентрированной, и одновременно, максимально «хаотизированной» застройки, подчиняющейся только одному критерию: необходимости прибыли для застройщиков. (Что, разумеется, ломает все «урбанистические размышления» полностью.) И если для Европы это ЕЩЕ не актуально – поскольку тут ЕЩЕ существуют сверхприбыли с «центрального» положения в мировой империалистической системе – то для РФ, разумеется, вся «урбанистика» однозначно посылается лесом…
Впрочем, ИМХО, и для Европы положение в данной области скоро изменится на что-то подобное...
|
</> |
![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomanlazz62128340174411174411_original.jpg)
Про современных урбанистов и современную урбанистику
Оставить комментарий
Популярные посты:
- Варламов раскритиковал состояние исторических домов Читы: Читинский Городской Портал
- Забайкалье архитекторы раскритиковали заявления Варламова о Чите https://www.sibreal.org
- «Остапа понесло»: Читинские архитекторы сравнили Илью Варламова с Остапом Бендером Информ Полис
- «Мусор, грязь, умирающая архитектура…» Блогер Варламов «оценил» Читу Рамблер/новости
- Варламов о «серой слизи» - типичных чиновниках на теле страны » Уфимский Журнал
- Взгляд с разных сторон в приложении "Google Новости"
Впрочем, кто-то заплатил за эти апартаменты почти 150 млн рублей.
Илья Варламов о доме Тарасова: «Деревенское все, мусорная архитектура» ЛокомотивИзвестный блогер Илья Варламов в интервью YouTube-каналу «Всему Головин» поделился мнением про особняк полузащитника «Локомотива» ...