Фантазии Фарятьева, СССР, 1979. Режиссер Илья Авербах.
crazy_reader — 18.11.2025
Теги: Миронов
В том, что этот фильм прошёл мимо
меня, виновато название — оно наводило меня на мысли, что тут
скрывается что-то легкомысленное, вроде водевиля а то и вообще
мюзикла. Так ли думал я на самом деле, уже не выяснишь, но название
наверняка сыграло свою роль в том, что «Фантазии Фарятьева» были
мной проигнорированы. Но лучше поздно, чем никогда. На днях
посмотрел этот необычный фильм и могу сказать, что это вовсе не
лёгкая комедия, а, в первую очередь, драма, не потерявшая и сегодня
своей актуальности. И, главное, это настоящее кино с отличным
сценарием и с превосходной актёрской игрой. Без него советское кино
будет неполным. А, если смотреть шире, то можно сказать и
российское. (Ещё шире смотреть не буду).
Фильм не поражает масштабом. Простенькая история, которую разыгрывают четыре женщины и два ребёнка — тридцатипятилетний (примерно) Павлик Фарятьев (Андрей Миронов) и десятилетний пацан без имени, которого родители по каким-то неведомым зрителю соображениям принудили к страданиям у пианино. Впрочем, страдает не только он, но и пианино. Фарятьев живёт с тётей — особой странной, как и сам Павлик. В другой семье мать (Зинаида Шарко) и две её дочери — старшая Александра (Марина Неёлова) тридцати примерно лет и не по годам рослая старшеклассница Люба (Екатерина Дурова). Мать исступлённо желает добра дочерям и поэтому столь же исступлённо пытается силой, как манную кашу в детстве, впихнуть счастье в их жизнь. Не замечая, что дочери уже выросли и счастье, приготовленное по её рецептам, им не нравится. Выплёвывают они его, сами хотят себе готовить. Незлые люди, желая друг другу добра, только мучают сами себя.
Связала же эти семьи случайная встреча Павлика и Александры на какой-то вечеринке. Павлик с первого взгляда понял, что Александра — это его судьба и, не откладывая дело в долгий ящик, сделал ей предложение. Это и запустило цепь дальнейших событий. Обычная житейская история, которая могла произойти и, наверняка, происходила в тысячах домов огромной страны.
Но ведь фильм не называется, например, так - «История Павлика Фарятьева, который любил, да не женился». Название его намекает, что главное в картине— это фантазии главного героя, от них надо плясать и они дают ключ к пониманию происходящего. И не только на экране. Фантазии эти упакованы во вполне безобидную теорию. Мы, мол, потомки людей с другой планеты, посланцы которой давным-давно прилетели на Землю, но, по какой-то причине, тут и остались: может, корабль сломался, а, может, просто понравилось здесь - в хорошем месте приземлились. Внезапный порыв души. Шло время, поколения накатывались одно на другое и люди забыли, откуда они родом. Мелкие заботы поглотили их, а как иначе, если с детства всех приучают смотреть под ноги, забыв о небе. Но тоска о Родине осталась в глубинах памяти, иногда напоминая о себе. И тогда, отрешившись от обыденности, люди смотрят ввысь, на звёзды.
Используя терминологию тех лет, можно сказать, что, фактически, перед нами «религиозная пропаганда». Апостол Павлик проповедует тёмным массам новую религию, которую, по некоторым признакам, можно отнести к гностицизму с его верой в то, что существует тайное знание, приобщение к которому позволит людям стать совершенными и почувствовать полноту жизни. Может, это и не гностицизм (недавно я прослушал небольшую лекцию об этом направлении мысли, вот и возникли ассоциации), но что-то религиозное явно просматривается. (Хотя, фантазии Фарятьева вполне можно трактовать и в рамках атеизма, но тогда резко понижается высота полёта его мысли). В таком случае становится объяснимым, почему нам так настойчиво подчёркивают разобщённость в семье Александры. Дисгармония нашего мира иллюстрируется и музыкальными упражнениями мальчика, безуспешно пытающегося извлечь из пианино (возможно, расстроенного?) хотя бы какое-то подобие мелодии. Да и обе семьи неполные, что тоже неспроста. Вот когда люди осознают своё несовершенство и осознают своё истинное происхождение, то наступит просветление и души их воссоединятся с божественным. И так далее. В доме Фарятьевых, кстати, слегка приближенных (хотя тоже бесконечно далёких) к Истине, отношения почти идиллические, хотя, на мой взгляд, пересахаренные. А ведь есть ещё и фигура загадочного Бесхудова, который много значит для сюжета, но о котором в рамках религиозной темы я затрудняюсь что-то сказать.
В завершение об актёрах. Все они прекрасны, разве что Люба, неожиданно для всех выросшая из своей школьной формы, слегка выбивается из слаженного ансамбля. Возможно, это было сделано умышленно, чтобы подчеркнуть общую разноголосицу? Наверное так, но я вот о чём хочу ещё сказать. Стыдно признаться, но Андрей Миронов ассоциировался у меня, в первую очередь, с Козодоевым. Нет, я помнил, конечно, и другие его роли, но фильм Гайдая, не один раз просмотренный в детстве, пропахал глубокую полосу в памяти. Сейчас же я думаю, что если бы увидел этот фильм Авербаха, то Фарятьев внутри меня задвинул бы Козодоева на второй план. Андрей Миронов в роли фантазёра из небольшого приморского городка прекрасен… А сейчас у нас Юра Борисов звезда первой величины. (Ой, не стоило мне этого говорить. Простите, вырвалось).
====================
Будущее GEO-продвижения: как AI и генеративный поиск меняют локальный маркетинг
Чтение в пасмурные осенние вечера
Жесть. Ужасы бесплатной медицины
Экономика как она есть (и пить)
Принцесса Беатрис и принцесса Евгения должны покинуть сцену
И СНОВА КОШКИ
10 неожиданных вещей, которые инспектор ФНС может узнать про компанию и ее
5 ноября нов. ст. (23 октября ст. ст.) - Священномученика Владимира Амбарцумова

