Про нафталиновую жизнь

Нет, как и большинству живых людей, они не причиняют мне радости. Однако любой отрицательный отзыв, не содержащий бранных слов, я считаю полезным. Из него можно и нужно извлекать экстракт, как извлекают экстракт из ядовитого растения в процессе его превращения в лекарственное средство.
Разумеется, вопрос правильной дозировки остается решающим, но сам процесс преобразования гадости в сладость заслуживает позитивной оценки.
Правда, на негативные комментарии я обращаю особое внимание не только из-за потенциальной пользы. Есть и вторая причина – их редкий характер.
Все, что выпадает из ряда, привлекает к себе внимание.
Это вступление объясняет, почему мне представляется важным прокомментировать замечание одной читательницы, признавшейся, что у нее сформировался мой образ как «нафталиновый».
Под этим остроумным определением она подразумевает интерес к старым фильмам, прогулки по городу («бессмысленные»), бутерброды с колбасой и бумажные газеты. Перечисленные детали позволили комментатору сделать вывод о моей жизни как о жизни «только в прошлом», что в мои «какие-то 50 лет» недопустимо.
В качестве альтернативного (не-нафталинового) существования предлагаются современные фильмы, экспозиции модных художников, живые спектакли («чтобы запомнилось на всю жизнь»), этнический ресторан или самодельное изготовление экзотических блюд, овладение навыком вождения автомобиля, покупка нового платья и выезд в горы (или иное времяпрепровождение «вне цивилизации»).
Мой мрачный образ несколько осветлил 18-летний стаж вождения, но в целом суровый приговор остался в силе.
Попутно осуждение распространилось на винтажные сервизы и салфеточки, которые названы «тухлыми».
Я не планирую пикироваться с оппонентом или давать ссылки на посты, в которых подробно описывала впечатления от современных экспозиций, «живых» спектаклей, новинок кино и автомобилей.
Моя цель – иная.
Я хочу обсудить с вами две важные темы, затронутые в комментарии: тему досуга и тему отношений со временем, и то, как я понимаю хороший досуг, и как отношусь к прошлому, настоящему и будущему.
Поскольку главная функция досуга – обеспечить удовольствие, хороший досуг это не жадное поглощение новинок, вызванное страхом «отстать от жизни», а такое времяпрепровождение, которое приносит удовлетворение и удовольствие.
На мой взгляд, нет и не может быть устаревших видов отдыха.
Рукоделие, коллекционирование, литературное творчество, рисование, изобретательство – любой пассивный и активный досуг, выбранный человеком под себя, а не в угоду общественному мнению, и не причиняющий ущерба другим живым существам или природе, я считаю в равной степени современным.
Повальное увлечение какой-либо активностью, навязанное обществу в данный момент времени, не означает «идти в ногу с эпохой», а свидетельствует о неразборчивости и зависимости.
Для меня удовольствием является познавательная деятельность в виде чтения и наблюдения за жизнью, ради которых я отправляюсь гулять по городу. «Бессмысленными» прогулки являются для человека, не способного к обобщениям и анализу, но для умного наблюдателя они – кладезь ценных впечатлений.
Первыми ценность фланирования заметили денди. Именно они превратили кажущееся безмятежным созерцание в форму активного изучения жизни, но эта тема очень обширна, и потому я упоминаю ее вскользь.
Самыми интересными объектами исследования для меня были и остаются человеческая психология и история повседневности.
Эпоха за эпохой я погружаюсь в атмосферу разных времен, обращая внимание на то, как жили люди.
Существует лишь один надежный способ познать эпоху – глубоко проникнуть в мир ее культурных ценностей. Сделать это можно через периодику, кино и другие материальные свидетельства.
И это проникновение невероятно увлекательно!
Но самое главное: узнавание прошлого открывает глаза на настоящее и приближает будущее.
Сейчас меня увлекают 1960-е, затем их место займут другие десятилетия, но во всех периодах я обнаруживаю значительные сходства и незначительные различия, касающиеся бытия обывателей.
Каждый, кто всерьез интересуется историей, знает, что она является самой современной наукой.
Мне нравится винтаж и ретро, но симпатия к ним вовсе не означает неприязни к новинкам.
Главным критерием выбора чего-либо для меня является качество, а не новизна.
Я пользуюсь качественной посудой, ношу качественную одежду, выбираю качественное жилье, и основным критерием выбора считаю не год выпуска, а соответствие объекта моим требованиям.
Я безусловно предпочту эстетически привлекательный и функциональный сервиз 1950-х годов современному китайскому аналогу, и продолжу жить в кирпичных домах с толщиной стен около одного метра, которые расположены в историческом центре города.
Есть любители пластиковых тарелок и бумажных стаканчиков, а есть ценители фарфора. Благодаря разнице предпочтений, и того, и другого хватает всем.
К счастью, меня миновала участь быть подверженной стадному чувству, которое влечет граждан не к тому, что им интересно, а туда, куда их интерес направляется извне. Я не пойду на нашумевшую выставку или на фильм «о котором все говорят» только потому, что сейчас они находятся на гребне волны. Сначала пусть уляжется пена, а затем я приму свое решение.
Отношения со временем являются важной характеристикой личности, и, несмотря на то что все мы живем по единому календарю, каждый из нас носит в себе и то, что унаследовано от минувших дней, и то, что ассоциировано с еще не наступившими временами.
Прятаться от будущего и бежать от прошлого – глупо.
С прошлым у меня простые отношения: открытые и доверительные. Я совершенно безбоязненно оглядываюсь назад, нежно вспоминаю детство, юность и зрелость, и все прожитые дни, включая вчерашний, считаю лучшими в своей жизни.
Я дорожу минувшим временем, но не в качестве заменителя настоящего. Анализируя прошлое, я не вижу в нем никаких ошибок - только более и менее удачные решения.
Примечательно, что хорошее настоящее, которым я располагаю сейчас, стало возможным благодаря и удачным, и неудачным решениям в равной степени.
Мое отношение к будущему столь же просто: каким оно будет, в таком и буду жить.
У меня нет отложенных желаний или тревожных опасений, сопряженных с завтрашним днем.
Мое место – здесь.
Мое время – сегодня.
Но это место и это время не висят в вакууме – они встроены в длинную линию, на концах которой находятся «вчера» и «завтра».
Для меня прошлое – надежный вклад, на проценты с которого можно жить припеваючи, а настоящее – текущий счет, предназначенный для оплаты мелких покупок.
Отдельно скажу о предприятиях общественного питания, редкое посещение которых было вменено мне в качестве «нафталинового» недостатка.
Да, мне не нравится ресторанная еда, в особенности экзотическая, поскольку я слишком хорошо знаю нюансы общепитовского закулисья. Изредка я посещаю места, которым доверяю, но в целом мое сердце и желудок отданы домашней кухне.
В еде я ценю то же, что и в жизни в целом: простоту, искренность и свежесть.
Однажды я писала, что по моему блогу невозможно представить мою жизнь, но, если кому-то кажется, будто ему удалось это сделать, я очень рада. Такую иллюзию я, как автор, считаю творческой удачей, и превращать свой блог в репортажный не планирую.
Любое описываемое мной событие служит иллюстрацией некой темы, и едкий комментарий – отличный повод для дружеской беседы.
В каком времени вы ощущаете себя в первую очередь: в прошлом, в настоящем или в будущем?
|
</> |