1. ОРИГИНАЛЬНЫЙ Звездный Путь (1966-1969)
С
этого сериала все и началось. Добротные декорации и даже
спецэффекты. Женщины в мини и дяди в ужасных свитерах. Наивные
гаджеты, наивные сюжеты. Жанр - роуд муви + волшебная сказка в
антураже научной фантастики. С первых же серий упор начали делать
на всемогущих инопланетян, иллюзии и превращения. Когда мне было
лет 12… Да что там, вру! Думаю даже лет до 18 я бы схавала это с
наслаждением! Но не на пятом десятке, увы))
Посмотрела несколько эпзодов для ознакомления. Мой
минимум - три серии, после чего сериал либо захватит, либо у него
нет шанса. За это время хоть кто-то из действующих лиц должен
раскрыться настолько, чтобы вызвать сопереживание. Однако здесь они
остались двухмерными, искусственными, мультяшными и ригидными в
плане развития.
В сущности, персонажи делятся на плоских и очень
плоских. Есть главные герои, которых спасают, и статисты -
безымянные члены экипажа, которые гибнут десятками в каждой серии,
но отряд не заметил потери бойца. Когда я это обнаружила, сериал
потерял меня, как зрителя. Возможно, в дальнейших сезонах эта
проблема была исправлена, иначе потеряли бы не только меня
2. СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ (1987-1994)
Это сериал моей юности, именно именно с него я и
начинала когда-то знакомство со Стар Треком. Жанр - роуд муви +
совковая производственная драма. По крайней мере, в Советском Союзе
именно такое и снимали - о конфликтах хороших людей с очень
хорошими.
Пожалуй, это самое забавное - видеть совок
по-америакански. Только тут все еще звучат отголоски холодной
войны. А клингоны, и так бывшие прообразом русских, теперь и вовсе
поменяли облик и стали карикатурой на нашего дедушку
Ленина.
Спецэфекты и декорации скромны. Сценарий в меру плосок
и мылен, актерская игра во многом ему подстать. Больше
телеспектакль, чем экшен. Но есть в нем нечто неуловимо
притягательное и милое. И только сравнив его с пародийным
“Орвиллом”, я поняла, что это было благородство персонажей. Это
достоинство, уважение, манеры. Это моральные ценности. Это эталон
офицерского поведения, возведенный в абсолют. Это идея совершенного
общества, где отменены деньги и вымерло телевидение, а цинизм -
удел психически недоразвитых или сумасшедших. Очень гигиеничный
сериал. От просмотра внутри остается след приятной свежести -
редкий эффект для западного “мыла”.
3. ГЛУБОКИЙ КОСМОС 9 (1993-99)
Не роуд-муви, так как все происходит на космической
станции, и никто никуда не едет. Новые расы встречаются реже, зато
глубоко раскрываются характеры и человеческие взаимоотношения,
персонажи развиваются, в общем, все признаки хорошего сценария
налицо. На мой вкус, это лучший, наиболее профессионально и
талантливо сделанный из всех из сериалов вселенной Стар Трек. Жанр
- научная фантастика + мелодрама. Очень хороший кастинг. Именно на
этом сериале я раскусила хитрый ход, когда крутейшим, но немолодым
актерам предоставляют роли инопланетян. С одной стороны, они все
равно в гриме и масках, и красота не важна. С другой - попробуй
сыграй убедительно, когда у тебя движутся только рот и глаза! Но
они сделали это просто великолепно! Они трогают, иногда до слез. И
в после каждой серии остается ощущение наполненности. Хочется
походить с этим еще, не проматывать, как обычную телевизионную
жвачку.
Каноны предыдущего сериала немного нарушены. В этой
версии есть и деньги, и телевидение. Однако, герои не менее
благородны, несмотря на то, что в них больше реального мяса, и
пахнут они не розами.
Ну и еще одна причина его смотреть - восхитительная
Терри Фаррелл. Можно не писать никаких сценариев, а просто
запустить ее в кадр - пусть ходит туда-сюда и зыркает.
Авторам явно захотелось свободы от условностей
франшизы, и они перенесли звездолет Федерации в незнакомый кавдрант
галактики на все семь сезонов. В итоге мы получаем роуд муви в
квадрате. На мой вкус - говно. Доела до конца только благодаря
хорошим актерам.
Снят почти параллельно с Глубоким Космосом 9, и на
удивление пластмассов на его фоне. Такое ощущение, что сценарий
писала группа психологов-тренеров, которые специализируются на
моделях поведения. Например, роль “идеальная мама” у одной из
героинь настолько хрестоматийные реплики, что в жизни не
встречаются только у самих психологов. А ее любовник -
паталогический инфантильный манипулятор - такой карикатурный, что
тоже не выглядит реальным.
По необъяснимым причинам, главной героиней сценаристы
назначают сначала одну инопланетную пассажирку, а затем другую
(когда первая, очевидно, ушла в декрет). Главенство заключается в
том, что им отдано больше всего экранного времени. В остальном,
никаких преимуществ эти персонажи в себе не несут.
Весь первый сезон получился совершенно пустым и
плоским. Однако, ко второму создатели фантастического мыла
реабилитировались - в основном, за счет раскрытия второстепенных
персонажей. Сделать живыми героев - мастерство доступное не всем,
проще развивать роли характерные и комические. Другими словами,
сериал вытащили за счет интермедий.
"Лучшее - враг хорошего" - авторы явно не были знакомы
с этой пословицей. Они решили развить тему боргов (людей-машин) и
разрушили ее за счет “улучшений”, потеряв главное. Борги были
страшны, пока оставались холодным коллективным разумом, который
ловит мыслящие существа и подключает к своему безличному улью,
отрывает им руки-ноги и заменяет механизмами. Борги ходили и
говорили как машины. А в этом сериале у них в улье завелась
какая-то боргоматка, являющаяся отдельной личностью, которая ходила
и кривлялась, как как опереточная злодейка. Рядовые же борги
зачем-то разговаривали друг с другом при помощи рта, хотя
объединены в единый коллективный разум. Ничего страшного в них
после этого не осталось.
Есть и множество накладок - возможно, замена
сценариста. В первых сезонах они оживляют метвецов, а к последнему
- разучились. В первых - местный вулканец бесконца с кем-нибудь
сливается разумами, а в последнем - говорит, что не пробовал, но
слышал о такой процедуре.
5. ЭНТЕРПРАЙЗ (2001-2005)
Отличные спецэффекты. Ужасный кастинг. У Скота Балкулы
скорбный паралич бровей, а даме на тюнинге, изображающей вулканку,
вероятно, ботокс закачали прямо в мозг.
Чья-то одноклеточная логика, возможно, была такова:
вулканцы контролируют эмоции, а значит, лишены мимики. Ну и почему
тогда надувную женщину не взять на эту роль? Почему в других
сериалах актеры в роли вулканцев были живыми и даже
трогательными?
Ладно бы еще вулканка. А почему нет мимики у
землянки-переводчицы? Почему все остальные не играют свои роли, а
просто ходят и говорят текст? Ответ прост: очень, очень плохие
актеры.
ОК, я не права, пара-тройка второстепенных членов
команды еще туда-сюда. И некоторые граждане из эпизодов сносны. Но
в целом, экипаж “Энтерпрайза” - просто какой-то эмоциональный
морг.
Вдобавок сценарист совсем не потрудился раскрыть
персонажей и их предысторию, так что серии к 11-й я поняла, что уже
не начну сопережиавать этому экипажу. Плевать мне на него с высокой
лестницы.
Лейтмотив сериала - паранойя - при контактах с
инопланетянами и всем незнакомым. И истерия - капитан в первой же
серии разорался, как базарная баба, хотя выполнял дипломатическую
миссию.
Ляпы и несуразица за гранью добра и зла. Что делают эти
человок десять на огромном звездолете? Почему там непрерывно все
ломается? Как они могут чинить звездолет инопланетян, опережающих
их в развитии на несколько веков? Почему инопланетяне не могут
починиться сами?
“Энтерпрайз”, находясь далеко за пределами солнечной
системы, связывается с Землей, чтобы позвонить чьим-то родителям.
Дальше следует такой диалог:
Капитан: А где они живут?
Капитан: А который там сейчас час?
Переводчица: Примерно десять вечера.
Капитан: Еще не очень поздно.
На этом эпизоде полет Энтерпрайза для меня закончился.
На варп-10 он проскочил порог приемлемой для меня глупости и
рассыпался. Простите меня, дорогие поклонники "Энтерпрайза",
возможно, дальше все стало намного лучше. Практика показала, что
многие полудохлые сериалы внезапно оживают только сезона со
второго. Персонажи обретают фактуру и прочее, как это было, скажем,
с "Вояджером". Но время в Малайзии для звездолета вне солнечной
системы - это уже ту мач.
Это сериал нового поколения. Можно понять, почему он
такой - молодежь любит все переиначивать. Так же отличались от
оригинального Стар Трека все сиквелы и приквелы 80-90х. Но есть
одна проблемка. Создатели “Дискавери” решили смачно насрать на все
традиции франшизы, да еще как следует и творчески порисовать
какашками по простыне экрана.
Снова досталось бедным клингонам. Каждое новое
поколение делает их все уродливее. Теперь они не просто чудовища,
но еще и лысые. И напоминают тварь с альбома “Металлики”. Зато на
русских они теперь точно не похожи. Что же будет, если снимут
очередной спин-офф лет через 20? Они станут ящерами? Артишоками? Я
даже не уверена, что они там говорят на клингонском, но могу
ошибаться.
Авторы не придумали ничего революционно нового - увы,
история с параллельной вселенной и ее опереточными злодеями уже
была, и не раз. Живые корабли и обитатели вакуума - тоже. И
переделанные до неузнаваемости инопланетяне были.
Но самое главное не в спецэффектах. Потерялась суть.
Пропали благородные люди. Сюжет превратился в чернуху. Исчезло
совершенное общество будущего. В сериале "Дискавери" один
порядочный человек идет против прогнившей системы. И это уже
никакой не Стар Трек. Это из совсем другой оперы. Из совсем другой
Вселенной.
Елена Моксякова