И ещё фильмы о хулиганской проблеме СССР и России

топ 100 блогов movie_rippers18.11.2018 Перед просмотром рекомендуется прочитать ранние обзоры по теме, во избежание вопросов и фраз "а где вот этот фильм, его ещё посмотри".

Первая часть - https://movie-rippers.livejournal.com/384861.html
Вторая часть - https://movie-rippers.livejournal.com/392290.html
Подсудимый - https://movie-rippers.livejournal.com/173326.html
Средь бела дня - https://movie-rippers.livejournal.com/301996.html

Настало время закончить мою эпопею обзоров на хулиганское кино СССР и России третьей частью обзора. Однако,вы уже могли заметить, что плавно от собственно проблемы конкретно хулиганья я перехожу и к проблеме шпаны, ведь раньше понятие "гопота" и понятие "хулиган" всё же различались: хулиганы чаще всего подростки без определённых занятий, делающих всё от скуки и поднятия ЧСВ, тогда как гопота - живущие "по понятиям" дети, цель которых продвижение в гопоиерархии и зарабатывание лёгких денег. Эти два класса могли между собой пересекаться, одно могло быть другим, но в итоге к 90-м годам стали единым целым, потому всё же пару-тройку фильмов по просьбе читателей о пересечениях этих проблем я посвящу. И начну я самого самого начала:



Путёвка в жизнь
И ещё фильмы о хулиганской проблеме СССР и России
Год - 1931
Режиссёр - Николай Экк
В гл. ролях - Михаил Жаров, Николай Баталов, Йыван Кырла, Михаил Джагофаров

Это знаковый во всех отношениях фильм. В-первых, им положено начало звуковому кино в СССР, во-вторых, это в хорошем смысле кино для фестивалей, в-третьих, это законодатель ряда тропов и штампов в фильмах о проблеме шпаны и хулиганья - и до кучи, законодатель и русской народной концовки в кино, о чём дальше.

Сюжет базирован на реальных и мрачных событиях - после тяжёлого построения СССР, Первой Мировой и Гражданской войн осиротели многие тысячи детей, немалая часть из которых ушла в банды, гарантированно сокращая себе жизнь максимум лет до 25: или завалят терпилы при попытке ограбления, или милиция с "дружинниками", или конкуренты, или помёрзнут зимой и перемрут от болезней. Руководители СССР реально озаботились этой проблемой и на арену вышли преподаватели с чекистами во главе с Дзержинским, решившими применить метод коммуны. Их было много, но история запомнила только Макаренко и Сороку-Росинского (Викниксор из "Шкиды", о нём попозже), хотя прототип главгероя Погребинский был наравне с ними. В сюжете есть несколько героев: Сам Погребинский, перековывающийся гопник Мустафа Ферт, мальчик из нормальной семьи Колька, после смерти матери пошедший в гопоту, и главгад Жиган в исполнении Михаила Жарова.

Дальше понятно - большая часть подростков уверенно перевоспитается, будут какие-то трудности, но в целом всё кончится хорошо... Или нет? Теперь подробнее.

Фильм очень хорош технически, режиссёр Николай Экк был творческим экспериментатором, и свою работу знал хорошо, сумев сделать вместо "совковой агитки" качественное, серьёзное, во многом честное и непредсказуемое кино, ставшее, как я уже сказал, родоначальником множества штампов и цитатником - в народ ушли понятие "Гулящая" и любимая колхознёй фраза "путёвка в жизь", применяемая по поводу и без. Серьёзно, это очень качественное кино, которое можно смотреть даже сейчас.
Но вот о штампах. Многое потом повторялось в фильмах, и не раз, но в историю вошло:

* Эффект Безрукова - когда к актёру приклеивается отрицательная роль, и долго он не может отмыться от репутации "Саши Белого" - это произошло с Жаровым, по легенде, ему даже вернули украденные у него вещи и окончательно "отмыться" он смог после роли Анискина, ходили даже СПГС-шутки, что спасшийся Жиган в итоге спрятался в деревне и под старость стал именно им.
* Плохое запомнилось лучше - больше помнят песни Жигана да паренька Мустафу - остальные слишком картонно-правильные (хотя актёрская игра и отличная) и в голове надолго не задерживаются.
* Русский народный конец - здесь частично, но очень неприятно - Жиган всё же убил Мустафу в конце и УШЁЛ, что дико портило впечатление от фильма.

Ещё раз - это хорошее кино и посмотреть его стоит, даже на горьковатый конец, а в реальности получилось ещё грустнее - в рядах чекистов произошли репрессии и колония была расформирована, а Погребинский застрелился - его имя было преднамеренно стёрто как из фильма, так и практически из памяти. И да, пусть фильм и агитационный, но он заметно честнее, чем несколько следующих фильмов.
----------------------

Педагогическая поэма
И ещё фильмы о хулиганской проблеме СССР и России
Год - 1955
Режиссёры - Алексей Маслюков, Мечислава Маевская
В гл. ролях - Владимир Емельянов и Георгий Юматов

Удивительно, но пока до Макаренко ещё не добрались разоблачители (хотя вру, был какой то обзор на его книгу, где его выставили гомиком и завистливым солдафоном), которые крушат СССР в обзорах "на очередь за колбасой", потому его фигура запомнилась больше, чем другие - он считается гениальным педагогом, лично воспитавшим сотни детей в коммунах. Я давно читал некоторые его книги, но больше по душе оказались его статьи и лекции, где он вполне убедительно рассказывал о косяках в воспитании. Однако был ли у него огромный успех, спустя годы сказать непросто - да, перевоспитанных было много, но каков был процент? Насколько правдиво всё описывалось? Сколько было случаев срыва и полного провала? Мы не знаем, но с его же слов, они были, особенно по первости, о чём и повествует его "Педагогическая поэма".

Читается она тяжелее (во всех смыслах), чем ШКИД - в той были какие-никакие приключения, весёлость и детскость, а тут всё сурово и честно: и беспомощность автора первое время перед гопотой и хулиганьём, и желание суициднуться у Макаренко после провалов, и смерти учеников, и нехорошие болезни с абортами, и куча ошибок, и воровство, и страхи, и антисемитизм - книга серьёзная. В итоге, однако, Макаренко удаётся перековать многих в нормальных людей.

Что получилось в кино? Получилась очень наивная агитка с вычетом большинства чернухи из книги. Пришёл Макаренко с помощниками, дал хулиганам по щщам, убедил их парой агиткообразных лекций - да закипела работёнка, да построился коммунизм, и лишь единицы были изгнаны. А потом Макаренко дали другую школу, и он с ребятами парой лекций быстро перевоспитали остальных. Люди, знакомые со шпаной с самого дна (где бомжата, малолетние уголовники и живущие в семьях рецидивистов и наркоманов), скажут - "это херня и я не верю, такого не бывает". И буду вторить и я: парой лекций таких ребят не вылечить, парой пиздюлин - тоже. Если я правильно помню, однако, побитые в начале гопники были не шпаной, а трудновоспитуемыми из приличных семей, потому, наверное, они не замочили Антон Семёныча с Калиной Иванычем заточками после того памятного удара, а их помощниц не кинули на толпу (охраны то не было, как бэ добровольная коммуна же) - в книге же во многом (но не во всём) ответы на эти вопросы были даны, а моменты местами криво объяснены - в фильме же объяснений нет, потому и смотрится он не очень.

Лучше читайте книги и статьи Макаренко (они во сто крат интереснее кинца) и решайте сами - правда это или враки.
-------------------------------

Республика ШКИД
И ещё фильмы о хулиганской проблеме СССР и России
Год - 1966
Режиссёр - Геннадий Полока
В гл.ролях - Сергей Юрский и Павел "Верещагин" Луспекаев

Книга с одноимённым названием - моя любимая книга с детства - Белых и Пантелеев написали классный рассказ о беспризорниках и хулиганье, грамотно закрасив (но обозначив) чернуху. Про то, как дети, преодолевая гоповские замашки, пытались завлечь себя то рисованием стенгазет, то лотереями, то снятием киношки и открытием кружков, я читал со смехом и удовольствием. Новремя шло, и с возрастом я стал задавать вопросы: "а где убийства, грабежи; почему воровства мало, а то что есть описывается с юморком; почему мало издевательств и неуставухи и намёки на подростковый секс? Ведь это же БЕСПРИЗОРНИКИ!" И почему Макаренко отзывался о Викниксоре плохо и считал его работу полным провалом?

Ответ я узнал намноооооооого позже - с появлением интернета я услышал о продолжении, написанном Ольховским, тем самым Сашкой-Бебе-Пыльниковым, выставленным нюней и плаксой. Книга называлась "Последняя Гимназия", в ней Ольховский без прикрас рассказал, как там было на самом деле (события начинаются с создания Юнкома и изгнания - именно изгнания, а не добровольного ухода Белых и Пантелеева). По пиздатости книга ШКИДе не уступает, но помните - читать её после Шкиды это как смотреть Игру Престолов после Властелина колец - книга намного суровее, злее и честнее, и в ней есть всё то, о чём я вопрошал насчёт ШКИДы. Что характерно, Офенбах и пережившие войну Шкидцы на Ольховского обиделись и на сходняки памяти школы не звали. Да и судьба у многих сложилась крайне стрёмно, о чём смотрите неплохую документалку - https://www.youtube.com/watch?v=3zby6S_yrPI

Ах да, фильм. Ну, фильм хороший, лучше, чем "Поэма" и более детская, чем "Путёвка", Юрский тащит в роли Сороки-Росинского, и дух книги передан отлично, НО... Но половину книги безжалостно вырезали, концовку сменили, а в центр истории вывели Мамочку. Поэтому книга - лучше и намного. Честно, я бы посмотрел сериал по Шкиде и Гимназии, но снятый ТОГДА и строго по книгам - сейчас не смогут.

---------------------

Ваши права?
И ещё фильмы о хулиганской проблеме СССР и России
Год - 1974
Режиссер - Инесса Селезнёва
В ролях - Юрий Шлыков, Петр Павлов и Евгений Лебедев

В прошлом обзоре я говорил, что Бумер - это вольный полуремейк "Ночного Экипажа", но с удивлением узнал, что "Экипаж" сам ремейк: чисто случайно я нашёл фильм "Ваши права", также оказавшийся фильмом о хулиганской проблеме. По сюжету, три дебила-хулигана: бугай, затем похожий на Старыгина тролль со смайликом на одежде и их главарь, классический интеллигентный мажор-балабол знакомятся с четвёртым - примерным подростком с разведёнными родителями. Отец-блядун теряет ключии от своей машины, трио деблоидов их находит, но вместо того, чтобы просто вернуть ключи и разойтись, главарь уговаривает не имеющего друзей ботана покататься на ней "пару кругов вокруг дома" и всё. Понятное дело, парой кругов дело не обходится.

Фильм снят в советское время, достаточно старый, однако он неожиданно слабый. Если "Ночной экипаж" держит в напряжении до самого конца, то здесь это напряжение слабое - ты ждёшь, ждёшь и ждёшь, что вот сейчас что-то произойдёт, а оно не происходит или происходит бредово и слабо, хотя все штампы подобного кино и на месте - и до девушки с парнем докопались, и магазин "грабанули", и над животными поиздевались (слабо, к счастью, животное спасено), Юрий Шлыков отлично играет главгада, да и качество советское. Но ничего из этого не выстреливает, и более того, концовки НЕТ. Вообще. Фильм обрывается на самом интересном месте и чем всё кончится, мы не узнаем, даже для Смайлика, которого таки настигли, поэтому фильм я к просмотру не рекомендую.
-----------

Стоянка - три часа
И ещё фильмы о хулиганской проблеме СССР и России
Год - 1974
Режиссёр - Александр Светлов.
В гл. роли- Лаймонас Норейка

Главный герой, ветеран ВОВ, в турпоездке по реке останавливается на три часа возле окраинной деревеньки, дабы повидать армейского товарища. Но товарищ умер, его старший сын снюхался с гопотой и сел на зону, гопота подбирается к младшему, а их мать от всего пережитого попала в больницу. Герой решает остаться ненамного и помочь пацану выбраться, но понимает - гопота во главе с местным пляжным спасателем реально разлагает городок, и пацана просто так не отпустит, придётся дать ей бой, а паренька перевоспитывать.

Знакомо, очень знакомо. Был такой у американцев культовый фильм, назывался "Широко шагая". Нет, со Скалой - это тоже ремейк старенького фильма (73 год), где шериф, заступивший на должность в маленьком говногородке, со временем навёл в нём порядок. Кто-то из наших кинодеятелей этот фильм посмотрел, и он был вольно переделан как минимум дважды - этим фильмом и "Я объявляю вам войну" с Николаем Ерёменко. Здесь к жанру полубоевика примешано противохулиганское кино с поучениями и перевоспитываниями харизматичными мужиками молодняка - но получилось ли?

Да, смотреть можно, кино короткое, малопровисающее, нескучное, хотя до оригиналов не дотягивает. Однако, здесь есть два мне запомнившихя момента:

1) Драки и трюки - внезапно неплохо и динамично поставлены, даже есть "бой с последним главарём" и иногда читающиеся движения.
2) Обосрали завод, и обосрали серьёзно. В фильме есть момент, где из-за выпившего напарника паренёк делает кучу брака, на него наезжают всем заводом и он сбегает обратно к дружкам-гопникам. Момент этот очень серьёзный, особенно с учётом того, что время неперестроечное, как же такое было допущено на экран? Ну ок, тут же момент был глупо сглажен признанием выпившего: "Это я виноват!", чего в реальности точно бы не было, по крайней мере добровольно.

Больше ничего особенного я не заметил. Нет, конец тут позитивный, патриотичный и не смазанный, смотрите без страха.
-------------------------

Никушор из племени ТВ (ТрудноВоспитуемых).
И ещё фильмы о хулиганской проблеме СССР и России
Год - 1975
Режиссер - Виталий Демин
В ролях - Андрей Тенета, Николай Шушарин, Андрей Войновский

Мальчик Никушор из хорошей, но работящей семьи, где папа постоянно, 24/7, то на работе, то в командировках, а мама пропадает медсестрой в скорой помощи, и на сына времени у них нет. Никушор в остальное время зависает на улице, воруя запрещающие таблички, да завидуя тем, у кого есть велосипед - родители не торопятся ему его покупать. Помимо него, есть ещё такие же подростки, за сердца которых бьются три стороны: местная дворничиха с управдомом, открывшие свою "детскую комнату", чтобы дети торчали там; преподаватель и руководитель кружка Северин, типичный советский "герой-перевоспитатель с благородным лицом" и злодей Дирижёр, как полагается, наглый богатый мажор с пафосными замашками, промышляющий спекуляцией и торговлей краденым. Поначалу Никушор попадает именно к нему, но Северин в борьбе за душу пацана побеждает.

Казалось бы, очередное кино про победу СССР над хулиганьём в стиле "Путёвки"? А вот и нет, "Никушор из племени ТВ" намного глубже, чем кажется, и открывает простор для нужного СПГС. Судим вместе со мной:

* Проблемы в семье - отцу Никушора откровенно на него насрать, даже в конце (что смазывает финал плохим пятном, но пятном ещё и реалистичным) он не обращает на него внимания. Велосипед они ему не хотят покупать не от нехватки бабла, а из жлобства, потому Никушор и ворует велик. Показательна и сцена с разбитой чашкой. Как только Северин решил его проблему, пацан послал Дирижёр, предварительно разоблачив его.
* Скрыто обосрали все эти самовольные движения в защиту детей - в сцене с Дворничихой, нахваливающей Дирижёра. Перевоспитыванием детей должны заниматься профессионалы.
* В конце разоблачённый, но не наказанный Дирижёр идёт в толпу людей. Сцену можно трактовать по разному, но я увидел сходство с финалом "Убить Дракона", где недобитый главгад-Янковский идёт к детям. Сам главгад то ещё сборище подтекстов.

Существует и книга, по которой фильм, "Колесо над пропастью", но я её пока не читал, может быть, ответ на все эти моменты есть. Также я заметил ещё какие-то вещи, но к моменту написания обзора они позабылись, поэтому посмотрите фильм сами, кино хорошее... Если найдёте его в хорошем качестве.
-----------------

Стеклянный Лабиринт
И ещё фильмы о хулиганской проблеме СССР и России
Год - 1989

Режиссёр - Марк Осепьян

В гл. роли - Олег Фомин

Спустя много лет после "Виктора Чернышёва" Марк Осепьян возвращается к хулиганской теме вот в этом перестроечном кинище.
Получилось ли у него снова сделать хорошее кино? Давайте честно - не очень, хотя кино и качественное, даже с поучением.

Начинается кино слишком по детски: и студия детская-юношеская представляет, и одна из лучших детских песен Макаревича (с ним самим в камео) - но тут же мы видим курящих ПТУшников, сцены нескольких опусканий - и получаем разрыв шаблона, как во всяких там перестроечных кино. Но само кино - вообще не детское, а вполне себе чернушное.

Дальше - классический сюжет о хулиганской компании, опять таки с мажором во главе, только в этот раз мажор не главгад, а главгерой (кого-то из современных людей удивит это "какой же он мажор, хата то обычная" - но на то время вполне себе мажорская). Герои бесятся, штампованно (большую часть "приколов" я уже видел в фильмах выше, в основном заимствовали из "Ваши права", как из малоизвестного) хулиганят и побухивают с зэком-рецидивистом Алхимиком. Алхимик тайно ненавидит главгероя за мажорство (и к тому же соперничает с ним весь фильм за влияние на подростков, что тоже сюжетная линия) и после открытой с ним ссоры, как и все мстительные урки, решает отомстить. Такой момент наступает - трио дебилов по пьяни нападает на зоопарк и жестоко (это показано, слабонервным не рекомендую, без шуток, даже злее, чем убийство собаки в "Подсудимом") убивает семейство оленей. Один из "оленей" двуногих (я уже о хулиганах) рассказывает об этом урке и тот начинает шантажировать главгероя. Развязка чернушна.

Скажу сразу - конец неправдоподобен. Родственники героя очень небедные, время перестроечное и с простым уркой-алкашом богатеи такого уровня долго бы не разговаривали, а пришили бы его где-нибудь в подворотне, поэтому момент "Ты иди, извинись перед Алхимиком", выглядит крайне ебануто, но произошедшее впоследствии вполне себе поучительно.

Несмотря на то, что Осепьян старался, смотреть такое я бы не рекомендовал.
--------------------------

Дикий пляж
И ещё фильмы о хулиганской проблеме СССР и России
Год - 1990
Режиссёр - Наталия Киракозова
В гл. роли - Алексей "Рашен Томми Ли Джонс" Гуськов

Короткое кинцо из жизни деревенских шалопаев - идёт всего час. Но этот час, зритель, тебе покажется тремя, и скорее всего, на 15 минуте ты захочешь это выключить. Я же стерпел это кино до конца.

Сюжет простой - тёлку трахнули на вписке, только вместо хаты, собственно, пляж, вместо Солевой - деревенская давалка (и при этом - молодая мать), вместо молодого сопляка-альфача - взрослый альфач-делец Алексей Гуськов. Альфач приезжает в родную деревню, где встречает брата, который гуляет с местной давалкой. Они дуют на пляж, берут с собой водочки, местного малого, пару дурачков + за ними увязывается слабоумный дедок. Гуськов неприкрыто возжелает трахнуть тёлку брата, предлагает ему за неё магнитофон, а дружкам - бабки. Дальше понятно.

Этот простой сюжет в очень офигенском ключе можно было в виде соцролика или ролика на ютубе короткометражно экранизировать, в гораздо более простом и поучительном ключе, так как здесь получилось в целом плохо и нудно; прибавьте к этому стрёмное качество съёмки (когда музыка перекрывает голоса), несколько слабонужных персонажей для филлера (например, солдатик на вышке, из-за чего фильму дали аж целого военконсультанта; девочка, нужная только для неплохо сыгранного отругивания её матерью после изнасилования и юродивый старичок, нужный для дополнения образа главгада, который рассказывает, как заставлял того за яблоками лазить и его избили сторожа) и довольно утрированный (пусть и правдоподобный) сценарий, а также совершенно ебанутого персонажа - и нет, я не о старике-инвалиде, а без умолку пиздящего дружка главгероев. Как и полагается, в фильме чернушный финал с несколько ненужной смертью.

Тем не менее, плюсы выудить можно - это вышеупомянутая сцена, где маман ругает девочку (меня аж передёрнуло) и игра Алексея Гуськова, несмотря на то, что сценарно ему были вручены глуповатые сцены, где он пытается заплатить дружкам и брату. Смотреть это можно только чернушникам - обыкновенные пьяные будни гопоты из глухой-преглухой колхозни.
---------------------

Какая чудная игра
И ещё фильмы о хулиганской проблеме СССР и России
Год - 1995

Режиссёр - Пётр Тодоровский

Говоря о хулиганстве как о плохом социальном поведении, следует поговорить о нём же, как о желании делать дебильные розыгрыши. По сюжету, три придурка из актёрской шараги любят жестоко и с последствиями разыгрывать как своего лоховатого дружка-очкарика, так и окружающих. Окружение - хорошо показанные жители общаги - беременная баба, студентки-давалки, комендант-астматик с кризисом среднего возраста и лишь единицы действительно занимаются учёбой (что, к слову, закостеневший ныне штамп о фильмах про общагу универа - саму учёбу почти никогда не показывают, порой даже в виде писания и зубрёжки конспектов). Поначалу нудновато и затянуто (ибо нужно держать хронометраж), но от середины розыгрыши становятся всё более ебанутыми (без мата не сказать), жестокими - и до зрителю вдруг сообщают - на дворе, если что, 1951 (если не путаю) год, Сталин ещё жив, а значит, кровавая гэбня где-то недалеко - и это небольшой косяк фильма: ощущение то не тех годов, а как будто современность (хотя, сейчас мне врубят СПГС в комментах и скажут - так было надо, это большой подкол про всю нашу Расеюшку, типа смех свкозь слёзы и всё такое). И тут и становится понятно, что ребята доиграются.

Засим идёт и второй минус фильма - трагическое зачернение, русская народная концовка, где всех героев забирает НКВД и нахер расстреливает. Ну да, скажет либераст, при совках оно так и было. Да вот только в который раз я замечаю, что в угоду плевка в СССР (пусть и частично заслуженного - много тогда народу погибло в репрессиях по уродским доносам), реальные события, кончившиеся хорошо, тут кончаются плохо. Да-да, в оригинале это произошло со знаменитым Николаем Рыбниковым, который рызыгрывал похожим образом, но был всего лишь ОТЧИСЛЕН, и потом даже восстановлен! Потому, если хотели поставить историю по таким мотивам, лучше бы им выбрать другой случай, коих было много, или сделать не приезд НКВД, а что-то иное.

Сам фильм "пойдёт", на раз, он не самый плохой, даже стильный; перестроечным его можно назвать только за присутствующие на экране сиськи, обилие похабных тем, и наглую вездесущую гэбню, и один раз это посмотреть можно, эдакая смесь хулиганского кино и сильно опохабленных "Покровских ворот".
----------------------------------------

Луна-парк
И ещё фильмы о хулиганской проблеме СССР и России
Год - 1992

Режиссёр - Павел Лунгин

В гл. роли - Олег Борисов

То ли любер, то ли нацик по имени Андрей вместе с бандой таких же бьёт педиков, металлистов, нерусских всех мастей и волостей с особой ненавистью к евреям. Главарём банды является бабища (играет разительно похожая на разжиревшую Бортич Наталья Егорова и играет отлично), и в какой то момент эта бабища раскрывает Андрею тайну: на самом деле его отец - еврей Наум Хейфиц, некогда известный композитор, ныне то ли спившийся, то ли ебанувшийся. Андрей находит отца в какой-то странной коммуналке (или что это? Музыкальная школа?), они постепенно становятся друзьями, но вскоре выясняется истинная подоплёка вещей: бабища и её кореш, чёрный риэлтер, хотят убить еврея руками дружков Андрея, чтобы получить его квартиру, бабища же до кучи хочет отомстить Хейфицу за проёбанную карьеру певицы (эта карьера - единственный момент, заставивший реально задуматься, и который был неразвит в итоге).

По описанию может показаться, что фильм неплохой, да и начало у него драйвовое - бодрый экшон с бандой мотоциклистов (играет Залдостанов-Хирург, как он согласился показать проигрыш своей банды в кино, я хз), а потом дикая пьянка в том самом луна-парке.... Но затем фильм стекает в артхаус с переигрывающими актёрами, кучей бреда, затянутости, неадеквата и пиздеца, более менее разруливаясь только под конец. Спасает этот балаган только присутствие всесоюзного Рафферти - Олега Борисова да концовка (злодеи побеждены, герой с папаней едет в глубь России искать счастье). Бред короче, фестивальное кено, смотреть рекомендую только фанатам артхауса. Кстати, куда пропал Андрей Гутин после этого фильма?

---------------------------
Пацаны
И ещё фильмы о хулиганской проблеме СССР и России
Год - 1983

Режиссёр - Динара Асанова

В главной роли - Валерий Приёмыхов

Завершу свой обзор золотым фондом. На первый взгляд этот фильм - идейный продолжатель "Путёвки" и книг Макаренко - тоже воспитатель с суровым, но справедливым характером, которого любят дети, те же трудности, та же терапия, те же наглые мажоры как главная проблема, уродские выходки, нападения на людей и очень грустные причины попадания в лагерь, стоящие за каждым подростком. В ролях играли многие настоящие трудные подростки, среди которых затесался будущий "маньяк Журов" Алексей Полуян. Больше тут ничего говорить не буду - фильм отличный и его надо смотреть всем и каждому, а те кто посмотрел, могут читать следующий абзац.

Но только на первый взгляд фильм является идейным подражателем тех старых идей, я же заметил другое. Как-то Антону Макаренко сказали: "Системой Макаренко может управлять и нормально пользоваться только сам Макаренко и его первые ученики, и больше никто". Макаренко оспорил этот довод, но сомнения остались до сих пор: как в эффективности её (у многих есть мнение, что успехи как его, так и ему подобных СИЛЬНО преувеличены - о том говорят как "Последняя Гимназия", срывающая покровы, так и то, что многие школы были переделаны обратно в тюрьмы с колючими проволоками), так и по смыслу претензии - после смерти Макаренко особо огромных успехов не было, и сейчас повторять старые эксперименты Погребинского никто не решается - может потому, что Макаренко отдал жизнь на воспитание детей в ущерб остальному? Так вот, в фильме эта проблема идёт красной нитью через весь фильм, и мощно вырывается в конце, когда герой уезжает, а потом, видя по возврату разруху в лагере, предъявляет претензии и если в "Путёвке" и "Шкиде" фильмы продолжаются ещё долгое время и герой наводит порядок, то здесь он выслушивает гневную тираду напарника. Фильм не даёт прямого ответа, кто прав, только даёт понять малопонятной концовкой, что скорее всего, всё кончится хорошо.

---------------------

С удивлением заметил, что обзор продолжает не только хулиганскую тему, но и мой предыдущий обзор, на "русские народные концовки" - количество таких фильмов в моих разборах стало зашкаливать, что сильно заставляет задуматься и утвердиться в своей правоте на тему, высказанную мною там: мало кто захочет пересматривать качественную и замечательную "Путёвку" после горьковатого финала, равно как и другие имеющиеся здесь примеры, тем не менее всё, что мною здесь похвалено (ну, кроме "Чудной игры", зайдёт не всем), можно и нужно смотреть, как примеры хорошего, качественного кино, когда умели и хотели делать, когда цензура не страдала хернёй, а работала, не давая режиссёрам добавлять в кино "своё охуительное видение", которое они позволили себе в перестройку (Осепьян, например). Помимо этого, любителям СССР следует ещё и понять на примерах выше, что не всё советское кино было хорошим даже в доперестроечные времена - были и унылые агитки, и просто слабое кино, забытое заслуженно.

Спасибо, что прочитали, остальные мои опусы можете прочитать здесь - https://movie-rippers.livejournal.com/162224.html, всем мир и пока!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Итак, Россия мчится в светлое будущее по прямой, как на фото, дороге. Примерно такое ощущение должно быть от прошедшей пресс-конференции. Правда, саму пресс... я не смотрел  и не слушал. Пробежал только отчеты, мнения экспертов, афоризмы оратора. Все как и должно быть, без срывов ...
По этому поводу хочу сказать. Жить надо по закону. Никакого "мемориала" там не было. Никаких разрешений на какой-то там "мемориал" - тоже. Поэтому - как раз таки законно поступили те, кто убрал этот "мемориал". А для плачущих либералов скажу - живите по закону. " Во вторник люди, которы ...
Все забываю перепостить этот шедевр potemkinp под грифом "TotalDVD, каким он был 25 лет назад". Особенно порадовали "96 обзоров пиратских VHS". ...
Напишу притчу, из жизни. Моей. Во время моей безработицы, в конце 90-х, может вам и повезло, и вам не говорили новые хозяева жизни, завтра не выходи, не нужна, уволена, я преподавала, учила бухучету в нескольких маленьких фирмах, фирмочках. За копейки. Сама разработала программу, ...
Почему чем краше и эффектней тьолочка, тем круче у неё машина? ЗЫ: дада, бля, исключения есть везде и всегда, но в целом по больничке именно такая хуетень. кдпвблеать ...