Про Бетховена, Элтона Джона и Лекса Кравецкого

топ 100 блогов anlazz02.08.2022 Теги: Шевчук

Кравецкий в очередном посте знатно набросил на тему того: кто более матери-истории ценен? В смысле -  кто более велик: Бетховен, Элтон Джон или группа "Металлика"? Правда, для внимательного человека будет понятно, что наброс этот начинается с небольшой манипуляции - ну, посмотрите, какой пример привод данный блоге?

"К человеку подходят на улице и спрашивают: «Кто ваш любимый композитор?». И человек, такой, вообще сходу: «Бетховен». Или «Моцарт». Или «Бах». И журналист, такой, в камеру: «Вот видите, высокая культура всё ещё находит широкий отклик в сердцах граждан всего мира».

Меня в этом каждый раз смущало, что при таком зашкаливающем количестве поклонников Бетховена даже в столичных консерваториях на концертах с произведениями оного редко когда удаётся заполнить даже половину их довольно маленьких залов.

А вот стоит заехать в какой угодно город какому-нибудь там Элтону Джону, которого ни один прохожий «любимым композитором» не назвал, так билеты на стадион, где он выступает, за полчаса разлетаются.


Наверное, не надо говорить, где здесь подтасовка? Впрочем, если кому не понятно, то исходный вопрос был про "любимого композитора". Если же брать того же Элтона Джона, то он воспринимается в обществе, прежде всего, как исполнитель - пускай и собственных песен. И ходят на него именно как на исполнителя, как на певца, а не как на "композитора". То же самое касается и всей остальной эстрады. (А рок - это именно что эстрада.) В том смысле, что зрителя там волнует, прежде всего, именно то, кто конкретно поет/играет, а не кто написан в афише в качестве автора исполняемого.

И если вместо Элтона Джона там окажется Вася Пупкин из местного "вокально-инструментального ансамбля", который будет исполнять песни Элтона Джона, то, думают, исход этого выступления будет очевиден. В том смысле, что за исключением друзей и знакомых самого Пупкина, а так же немногих праздношатающихся зевак на концерте никого не будет. И наоборот: если - каким-то чудесным образом с использованием машины времени - из недр прошлого будет извлечен Бетховен лично, то вполне возможно, он сможет затмить по популярности саму "Металлику".

Поэтому неудивительно, что при задании вопроса о "любимом композиторе", люди вспоминают не про Элтон Джона-Фредди Меркьюри-Джона Леннона-Бориса Гребенщиков и иже с ними. А именно про Баха-Бетховена-Моцарта, то есть, про тех людей, которые известны не своим исполнением музыки, а тем, что их музыку исполняют другие люди. Думаю, тут все понятно всем  - включая Кравецкого. (Поэтому, ИМХО, данный пост есть чистый "наброс", а не, скажем, добросовестное заблуждение.)
 
Но вот дальше начинается самое интересное. В том смысле, что на фоне сказанного выше становится понятным, что вопрос о том, "кто же великий композитор" оказывается не таким уж и простым. В том смысле, что - как пишет Кравецкий совершенно верно - настоящих "фанатов" классической музыки не так уж и много. (Хотя на самом деле не так уж и мало - в том же посте приводится информация о том, что число скачиваний "классики" сравнимо с числом скачивании рока и попсы.) Однако люди - включая тех, кто любит ставить на прослушивание рок (включая "русский"), и даже тех, кто слушает "Леди Гагу" и какого-нибудь "Моргенштерна" - почему-то понимают, что "великие композиторы - это именно Бетховен с Моцартом". А вовсе не Элтон Джон с Джоном Ленноном и примкнувшим к ним Шевчуком.

То есть, конечно, формально и Шевчук - композитор, поскольку он сам пишет музыку к своим песням. Но реально никто его - включая своих поклонников - в качестве "великого композитора" не назовет. Впрочем, это касается не только "рокеров" или "попсовиков", поскольку "вполне классические" Шнитке или Дунаевский в данную категорию так же с большой долей вероятности не попадут. Хотя как авторы они мало чем уступают "великим прошлого". Более того - с большой долей вероятности в "великие" не будут записаны тот же Брамс или, простите, Сальери. Который никакого Моцарта - понятное дело - не травил. (Это всю Пушкин придумал.) А наоборот - писал музыку, не уступающую моцартовской по популярности. При жизни автора.

Кстати, и литературными классиками - которых так же не любит Кравецкий - будет та же история. В том смысле, что никто не назовет в качестве "великого писателя", например, Загоскина или Кукольника, хотя при жизни тиражи у последних были гораздо выше, нежели у "настоящих классиков". Но про писателей, понятное дело, будет сказано уже отдельно. Тут же пока вернемся к композиторам. И укажем, наконец-то, на тот момент, который Кравецким абсолютно обходится - так же, ИМХО, специально. Но который, собственно, и отличает Бетховена с Моцартом от Элтона Джона. (Который пишет действительно хорошую музыку.)

И состоит он в том, что на самом деле этот самый Элтон Джон - равно как и, скажем, Леннон или, простите, авторы хитов "Леди Гаги" - использует в своих произведениях
то, что в свое время впервые применили эти самые "Бетховен-Бах-Моцарт". А не наоборот. И вообще, вся современная музыка - включая самую "эстрадную эстраду" (иначе говоря, попсу) - стоит именно на том фундаменте, который был заложен "классиками". А точнее наоборот - эти "классики" считаются "классиками" именно потому, что они заложили "магистральный путь музыки".

Вот в этом и состоит отличие Моцарта и от Фредди Мерьюри, и, простите, от Сальери - которые были отличными и талантливыми авторами, а так же очень и очень известными, однако стоило им уйти, и вся известность их потихоньку "испарилась". А ведь сколько хотя бы в указанном "диапазоне" оказалось реальных талантов из разных веков? Одних авторов оперетт можно насчитать пару десятков. А джазисты? Ведь была великая "эпоха джаза", которая, казалось, заняла все культурное поле вплоть до начала 1960 годов, со своими гигантами. И с фантастической популярностью. Но прошла, почти не оставив следов - ну, помнят последних, вроде Армстронга и Синатры, но не более того.

То есть, еще раз: "великие композиторы" - это не про то, сколько слушателей наличествует у данных конкретных авторов. (Точнее, у тех, кто исполняет их произведения сейчас, поскольку и Бах, и Моцарт, и Чайковский, увы, давно уже не могут ничего сами исполнить.) А про то, кто и как определил само "музыкальное развитие" нашей цивилизации, кто дал ей тот путь, который породил и Кальмана, и Гершивина, и Пресли с Ленноном, и Меркьюри со Стингом. (И леди Гагу с Бузовой - как бы не печально это прозвучало.) Конечно, это не означает, что первичны тут именно личности, и что если бы Бах в свое время не заложил свой "гармонический ряд", то его никто бы не заложил. Нет конечно - это было бы неизбежно. (И мы имели бы иного "великого композитора" вместо Иоганна Себастьяна.) Но сути данный момент не меняет.

Поэтому, ИМХО, никакое "количество скачиваний" или иные критерии популярности - включая базовый для либералов вроде Кравецкого критерий "экономической успешности" - данный момент перевесить не может. (Кравецкий именно что либерал-западник - несмотря на то, что позиционирует себя чуть ли не как коммуниста - именно потому, что любит подобные "численные критерии".) Поскольку популярность уходит - и тот же Элтон Джон уже давно не тот же Элтон Джон, что лет тридцать-сорок назад. (Если честно, то в молодежной среде его какой-нибудь Тимати с Моргеншерном легко обойдут.) А сделанное Бахом, Бетховеном, Чайковским и т.д. - остается...

P.S. Сказанное выше, кстати, можно отнести и к эстраде. В том смысле, что "Битлз" можно считать "великой группой" не столько потому, что у них были фантастические тиражи пластинок. (Сейчас какая-нибудь "онли-фанс звездочка" легко бьет "битлов" по "числу скачиваний".) А потому, что они, в свою очередь, определили развитие "популярной музыки" на пару-тройку десятилетий. (Где-то до середины 1990 годов.) Собственно, чем и вошли в историю - а не тем, что собирали концерты в сотни тысяч поклонников.

Оставить комментарий

Посты по теме:
  1. Шевчук просит передать административное дело из Уфы в Санкт-Петербург  BFM.RU
  2. Юрий Шевчук просит рассмотреть его дело о дискредитации военных в суде Петербурга  Новые Известия
  3. Шевчук попросил суд рассмотреть его дело о дискредитации ВС РФ в Петербурге  Форпост Северо-Запад
  4. Суд наш лидером ДДТ в Уфе: что Юрий Шевчук сказал о судьях 27 июля 2022 | ufa1.ru - новости Уфы  Новости Уфы – ufa1.ru
  5. Посмотреть в приложении "Google Новости"
  1. «Русские — не рабы. Мы просто в оккупации» Юрий Шевчук в шоу «Скажи Гордеевой» — о запрете концертов ДДТ и отношении россиян к войне — Meduza  Meduza
  2. Юрий Шевчук: «Когда нам закрыли концерты в России – это было самым жестоким ударом»  StarHit.ru
  3. Шевчук назвал причину отмены концертов «ДДТ» в России  NEWS.ru
  4. Лидер ДДТ Шевчук рассказал неизвестные подробности появления ОМОНа на концерте в Уфе  Медиакорсеть
  5. Юрий Шевчук перечислил гонорары от концертов украинским беженцам  Фонтанка.Ру
  6. Посмотреть в приложении "Google Новости"
В Петербурге суд возобновил дело против Юрия Шевчука  Радио Свобода
Архив записей в блогах:
К преступлению, произошедшему в 1935 году, было приковано пристальное общественное внимание. В нем было все: богатый и знаменитый муж, молодая и умная жена, юный любовник, и убийство.  ...
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, оказывается, заявила, что за оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны, вскоре можно будет получить до 5 лет колонии. Задумался. Если я, к примеру,  напишу, что Берия – упырь, будет ли это считаться оскорблением ветерана Великой ...
Про Гойю и его известную "Маху обнажённую", которую в Мадриде перед музеем Прадо даже сделали скульптурным довеском к постаменту художника было   ТУТ А свой последний рисунок Гойя нарисовал в возрасте 80-ти лет в 1826 году. Это его автопортрет. Рисунок сделан чёрным карандашом на ...
Город, где вырос мой муж и где прошла его юность)))) И где сейчас живет свекровь. Как-то не воспринимается он у меня как город. Скорее как большая деревня))) Возможно потому, что улица, на которой живет свекровь, выглядит вот так Короткая дорога)) Домик больше похожий на городск ...
Узбекистан Сенегал Перу Россия Буркина-Фасо Киргизия Египет Венесуэла Бурунди Боливия Таджикистан Во всех этих странах президенты обнуляли свои сроки, чтобы остаться у власти, как наш фюрер. В хорошем же ряду оказалась в 21 веке страна, когда-то запустившая первого космонавта! Какой ...
  • 8wR4iL0zK8vMhFk : RT @Loqiemean: ~60к$ - Мирон ~16к$ - Скрип и ребята ~100к$ – Шевчук Я думаю, мужчины всё–таки делают погоду в сфере благотворительности. И…

  • mediakorset : Шевчук просит рассмотреть административное дело о дискредитации ВС в Санкт-Петербурге Соответствующее ходатайство р… https://t.co/GNmEsYFkk7

  • svetulika2 : RT @elagorda1: @VladiTanya Кто именно? Смотря кого так назвать - и Навальный, и КараМурза, и Невзоров, и Быков, и Шевчук - это - про них?!…

  • chobot_m : @denezhken @XPlaneta2 @SNurpeis Шевчук такой же нормальный, как и все остальные. Мамкин бунтарь. Українську розуміє… https://t.co/v1kZY2pbOc

  • spb_nord : https://t.co/QbNm2YB8KT Комментарии к материалу Юрий Шевчук, суд 2022, просит рассмотреть дело в Петербурге 1 авгус… https://t.co/qvpLAWaVZ9

  • _Alexej_ : @Abscentee13 Зато он попросил бабки и у него их хоть жуй тем местом, о котором говорил Юра Шевчук, что оно не Росси… https://t.co/sADLGu5FTK

  • Loqiemean : @pustotym @lotareva3 Вы приводите в пример только Мирона, но Шевчук, к примеру, не объявлял, что его концерты благо… https://t.co/I3FbwqHj8K

  • Loqiemean : ~60к$ - Мирон ~16к$ - Скрип и ребята ~100к$ – Шевчук Я думаю, мужчины всё–таки делают погоду в сфере благотворител… https://t.co/rSbXnyCxsW

  • rashidaiskandy1 : RT @DavidovsDenny81: Все-таки это время удивительное! Я бы так сказал - Время расчехления. Гламурная Барановская уже много дней на Донбасс…

  • Loqiemean : @pustotym @lotareva3 Ещё Оксимирон, Шевчук, Казахстанские исполнители со Скриптонитом. Погоду делают. Мне не нужно… https://t.co/er3YojP9mc

  • andreytelitsyn : @lehpetrow @oldLentach Не знаю, про Зеленского, а что до жопы... Юрий Шевчук уже все объяснил