Предпоследний бросок на юг
vikond65 — 18.11.2020Ровно 75 лет назад, 18 ноября 1945 года, едва не началась советско-иранская война за территорию Южного (или Иранского) Азербайджана. Этому предшествовала оккупация Ирана советско-британскими войсками в августе 1941 года с целью предотвращения прихода к власти в стране прогерманских сил и обеспечения южного маршрута поставок в СССР британской военной помощи.
По соглашению с иранским правительством оккупанты обязались вывести все свои войска из Ирана в течение полугода после окончания Мировой войны. Однако у советского руководства имелись иные планы на территорию северо-западного Ирана, населенную этническими азербайджанцами и курдами.
В сентябре 1945 года там под прикрытием оккупационного контингента началось инспирированное советской агентурой движение за независимость. Его организатором и куратором был первый секретарь ЦК азербайджанской компартии, а в прошлом - высокопоставленный офицер ОГПУ-НКВД Багиров.
Уже 3 сентября, то есть, буквально на следующий день после окончания войны в столице Иранского Азербайджана Табризе было объявлено о создании Азербайджанской Демократической партии, во главе которой поставили коммунистического журналиста Сеид-Джафара Пешевари. Буквально сразу новоиспеченная партия приступила к созданию вооруженного народного ополчения, а оружие для него было получено из советских арсеналов.
Примерно два месяца, пока ополчение проходило военную подготовку под руководством советских инструкторов, в провинции сохранялось двоевластие, но в начале ноября ополченцы по приказу своего командования начали захватывать полицейские участки и административные здания. Одновременно началась "охота" за чиновниками, офицерами полиции и сторонниками центрального правительства, которых бросали в тюрьмы или просто убивали.
Шахские власти неоднократно обращались к советскому оккупационному командованию с протестами и требованиями отказаться от поддержки сепаратистов, но ответом было суровое молчание. Наконец, в середине ноября Тегеран совершил попытку силой подавить мятеж. Но когда 18 ноября иранская армия подошла к границе провинции, она увидели перед собой развернутые на боевых позициях советские войска с артиллерией и танками.
В мегафон было объявлено, что если иранцы продолжат двигаться вперед, то по ним будет открыт огонь на поражение. Разумеется, иранское командование понимало, чем для него обернется вооруженный конфликт с СССР, а потому немедленно отдало войскам "стоп приказ".
12 декабря Пешевари провозгласил создание Демократической Республики Азербайджан. Официально - в качестве широкой автономии в составе Ирана, а фактически - полностью независимой (точнее - полностью зависимой от СССР). Вскоре народное ополчение было преобразовано в "Народное войско", во главе которого встал профессиональный революционер и бывший советский политработник Джафар Кавиан.
А через три дня на западе провинции, в городе Мехабад, лидер национального движения курдов Мустафа Барзани объявил о создании Курдской Мехабадской республики, конечно же, тоже под советским патронатом. Как и азербайджанцы, курды незамедлительно приступили к формированию своей армии под названием Пешмерга, которую возглавил сам Барзани.
Разумеется, Иран не смирился с потерей провинции. Поскольку Москва игнорировала ноты протеста, шах обратился за помощью к Великобритании и США, а заодно направил обращение в Совбез ООН. Но Совет безопасности принял расплывчатую резолюцию, призывающую обе стороны решить спорные вопросы путем переговоров.
Между тем, к началу марта истек срок вывода оккупационных контингентов из Ирана. Англичане свои войска вывели, а СССР сделал вид, что его это не касается. Более того, он направил в Южный Азербайджан дополнительные воинские соединения, а во главе группировки был поставлен специалист по танковым операциям маршал Баграмян.
Когда иранская разведка об этом узнала, правящие круги Тегерана были близки к панике, поскольку Демократическая Республика Азербайджан претендовала не только на фактически подконтрольную ей территорию, но и на весь ареал расселения азербайджанцев в Иране.
18 марта по инициативе Ирана состоялось повторная сессия Совбеза, на которой большинство делегатов в жесткой форме потребовали от СССР немедленно начать вывод войск из Иранского Азербайджана. В ответ на это советский представитель демонстративно покинул заседание, хлопнув дверью.
Поворотным моментом в этой истории стало 21 марта 1946 года, когда президент США Трумен вызвал в Белый дом советского посла Громыко и прямо, без обиняков заявил ему, что, если СССР в течение 48 часов не объявит об отводе войск из Ирана, то США будут вынуждены применить против него ядерное оружие.
Президент блефовал, поскольку на тот момент у США имелись всего четыре атомные бомбы, что было явно недостаточно для сокрушения советской военной мощи. Но в Кремле об этом не знали, поэтому, получив шифрограмму Громыко, там сразу "включили заднюю".
И уже 23 марта вышло официальное заявление ТАСС, согласно которому СССР обязался в течение полутора месяцев полностью вывести из Ирана свои контингенты. А через несколько дней это заявление начало осуществляться на практике. К середине мая все воинские части были выведены, а в "Демократическом Азербайджане" и Мехабадской Республике осталось лишь незначительное количество военных советников, которые спешно готовили местные воооружденные формирования к противостоянию с иранской армией.
Но, учитывая соотношение сил, никаких шансов на успех у этих формированийй не было. Тем не менее, сепаратистске республики просуществовали еще пять месяццев, так как иранцы только в ноябре развернули против них крупномасштабную военную операцию. Сопротивление Пешмерги и "народного войска" было сломлено за несколько дней, а уже к началу декабря иранцы полностью зачистили территорию бывших республик.
Высшее руководство сепаратистов, включая Пешевари, Барзани и Кавиана, а также - многие офицеры, чиновники и сотрудники спецслужб бежали в СССР. А тех, кому это не удалось, иранцы торжественно повесили за измену на главных площадях Табриза и Мехабада.
К сказанному можно добавить, что всех беженцев из Иранского Азербайджана на несколько месяцев отправили в фильтрационные лагеря, а потом расселили поодиночке и отдельными семьями в Средней Азии. А ставший ненужным Пешевари уже в 1947 году погиб в подстроенной МГБ автокатастрофе. Сейчас его имя носит одна из бакинских улиц.
На заставке - советские танки Т-26 в Северном Иране.
Карта Демократической Республики Азербайджан (сиреневый цвет) и Мехабадской Республики (малиновый). Фиолетовой штриховкой показана провинция Зенджан, на которую претендовали "демократические азербайджанцы".
Джафар Пешевари, Джафар Кавиан и Мустафа Барзани.
Парад азербайджанского "народного войска" в Табризе. Хорошо видно, что форма - стопроцентно советская.
Барзани провозглашает создание курдской республики в Мехабаде.
Слева - артиллеристы "народного войска" практикуются в стрельбе из немецкого противотанкового орудия РАК-40, полученного из Советского Союза. Справа - групповое фото младших офицеров "народного войска".
"Демократический Азербайджан" успел даже обзавестись своими деньгами. На фото - банкнота в 5 туманов.
Иранские плакаты, посвященные подавлению сепаратистского мятежа в Азербайджане и Курдистане.
Военный парад в Тегеране в честь того же события.
|
</> |