Наш ответ "Аполлонам"
vikond65 — 17.11.2020
Ровно 50 лет назад, 17 ноября 1970 года, советская космическая
станция "Луна-17" совершила успешную посадку на Луну, доставив туда
самоходный радиоуправляемый исследовательский аппарат "Луноход-1",
который проработал на поверхности "полночного светила" 10,5 месяцев
и проехал 10,5 километров.
Безусловно, это было выдающимся достижением советской космонавтики,
из которого руководство СССР постаралось извлечь максимальную
пропагандистскую выгоду. Тем более, что надо было как-то сгладить
впечатление от сенсационного успеха американцев, которые к тому
времени уже дважды высаживались на Луне.
Поэтому медийная "раскрутка" Лунохода была почти
беспрецедентной, примерно на уровне полета Гагарина и первого
Спутника. Советских граждан активно убеждали, что мы не только не
отстали от США в "космической гонке", но и вновь вырвались вперед,
ведь американцы луноходов еще не запускали. А то, что наши
космонавты так и не побывали на Луне, так нам того и не надо.
Помню, как уже в середине 70-х нам - школьникам - объясняли, что
США не в состоянии сделать дистанционно-управляемый с Земли лунный
вездеход, поэтому они вынуждены отправлять на Луну астронавтов,
подвергая их смертельному риску, чтобы они вручную выполняли ту
работу, которую в СССР делают роботы. Ведь у нас забота о
безопасности стоит на первом месте, не то что в загнивающем и
бесчеловечном мире капитала.
Разумеется, о советской программе пилотируемых полетов на Луну и о
взрывавшихся на старте ракетах Н-1, предназначенных для этой
программы, нам не рассказывали. Всю эту дорогостоящую, но
провальную канитель рассекретили только в конце 80-х, во времена
перестройки и гласности.
Поэтому в СССР многие были уверены, что Луноход это примерно как
"Аполлон", только круче. Почти никто не вникал в технические
подробности, например, в то, что масса "Луны-17" вместе с Луноходом
составляла 4,1 тонны, а общая масса командного и лунного модулей
"Аполлона-11", доставивших первых астронавтов на Луну, - почти 44
тонны, из которых 5,5 тонн вернулись на Землю.
Соответственно, мощность ракеты "Сатурн-5", на которой базировалась
американская лунная эпопея, была несравнима с мощностью советской
ракеты "Протон", обеспечившей доставку Лунохода. Но подобные вещи в
СССР, разумеется, не афишировали, хотя, всему миру они были
прекрасно известны. В общем, на "внутреннем рынке" пиар-кампания
сработала, а на "внешнем" - уже нет.
За границей, хорошо понимали, что задачи отправки на Луну людей и
колесного электрохода, который, к тому же, там и остался, -
несопоставимы по сложности. И все же, надо признать, что такая
штука, как Луноход, в те времена была доступна только двум странам
- США и СССР.
Вот только практическая отдача от этой чрезвычайно дорогой и
ресурсоемкой игрушки, как и от всей лунной программы, была примерно
равна нулю. По-моему, было бы гораздо лучше, если бы
израсходованные не нее средства потратили на иные, менее
амбициозные, но куда более полезные цели, например, на расширение
производства товаров народного потребления.
Советские плакаты, посвященные Луноходу. Обратите внимание, что о
броьбе с курением тогда никто даже не думал.
Еще один плакат и обложка журнала "Огонек" с изображением
"Лунохода-2", запущенного 8 января 1973 года.
Другие образцы рекламно-пропагандистской продукции - значки, часы и
электрическая игрушка, управляемая по проводам, - мечта любого
советского мальчишки младшего школьного возраста.
Блок почтовых марок "луноходной" тематики.
|
</> |