Отель "Хиросима"


Ровно 60 лет назад, 12 ноября 1960 года, вступил в строй первый в СССР и второй в мире атомный подводный ракетоносец К-19 (кодовое наименование НАТО - Hotel). Создание подводной лодки такого класса, безусловно, являлось выдающимся успехом советских кораблестроителей.
Однако она, к сожалению, значительно уступала по боевым характеристикам первому американскому подводному носителю ядерных ракет "Джордж Вашингтон", принятому на вооружение в 1959 году. А боевая служба К-19 стала подлинным кошмаром для моряков, за что ракетоносец, не имевший официального названия, а только буквенно-цифровой индекс, получил зловещее прозвище "Хиросима".
К-19 был ненамного меньше "Вашингтона", но американская субмарина несла 16 ядерных ракет "Поларис" с боевой дальностью 1850 км и вероятным отклонением от точки прицеливания (КВО) - 1800 м. А у К-19 имелись всего три ракеты Р-13 с дальностью полета не более 600 км и разбросом от точки прицеливания - 4 километра.
Кроме того, К-19 мог запускать свои ракеты только из надводного положения, что резко повышало вероятность обнаружения и снижало боевую живучесть. Он должен был всплывать на поверхность, как минимум, за 12 минут до пуска первой ракеты. А "Вашингтон" был рассчитан на подводные пуски с глубины до 25 метров.
Таким образом, расчетная боевая эффективность К-19 была в несколько раз ниже, чем у его американского аналога, равно как и вероятность выживания в боевой обстановке. Но еще хуже была низкая надежность и высокая аварийность К-19, за которую его и прозвали "Хиросимой".
В первом же боевом походе, 4 июля 1961 года, на подлодке отказала система охлаждения атомного реактора, из-за чего он разрушился с мощным выбросом радиации. Героическими усилиями экипажа аварийный реактор удалось заглушить, но при этом восемь офицеров и матросов получили смертельные дозы облучения, а еще несколько десятков моряков заболели тяжелой лучевой болезнью.
Врачи сумели спасти их путем пересадки костного мозга и многократного переливания крови, тем не менее, они остались инвалидами. Интересно, что в диагнозах и медкартах у них значилась не "лучевая болезнь" (секретность!), а некий загадочный "астено-вегетативный синдром".
Между тем, субмарину деактивировали, отремонтировали (с полной заменой реакторного отсека) и в конце 1963 года снова ввели в строй. Но и после этого радиационный фон остался выше нормы, из-за чего моряки опасались служить на "подводной Хиросиме". Однако, как говорится, приказы не обсуждают.
На этом беды не закончились. 15 ноября 1969 года К-19 врезалась в американскую субмарину "Гато". Авария обошлась без жертв, но едва не привела к третьей мировой войне, поскольку командир торпедного отсека американской подлодки принял столкновение за намеренный таран и отдал приказ о торпедной атаке. К счастью, капитан "Гато" успел отменить приказ. После этого инцидента К-19 опять поставили в ремонт.
А 24 февраля 1972 года, в самом центре Атлантики, из-за лопнувших трубопроводов с кислородом и гидросмесью системы управления на К-19 возник сильный пожар, в котором погибли 28 человек. Еще двоих смыло за борт во время спасательной операции. Остальные члены экипажа эвакуировались на пароход "Ангарлес", спасательный буксир СБ-28 и плавбазу "Магомет Гаджиев", которые подошли к месту катастрофы только через двое суток. К счастью, на этот раз реактор был вовремя остановлен и новой утечки радиоактивности не произошло.
Несмотря на разыгравшийся шторм, пожар удалось потушить, а злосчастный ракетоносец отбуксировали в базу, хотя, при этом 7 раз рвался буксирный трос, который приходилось с риском для жизни крепить вновь и вновь.
Но даже после этого полусгоревший К-19 снова отремонтировали и опять зачислили в боевой состав Северного флота. Безнадежно устаревшая субмарина с жуткой репутацией служила в качестве подводного ракетоносца до 1979 года, а затем ее частично разоружили, убрав ракетные установки, и переоборудовали в корабль связи. В этом качестве "Хиросима" протянула до 1990 года, немного не дожив до распада СССР.
Таким образом, общий срок ее службы составил почти 30 лет, однако, за этот долгий период она провела в открытом море всего лишь 310 суток, то есть, менее одного года. Все остальное время лодка стояла в порту, либо - в ремонте. Потом она еще 13 лет ожидала утилизации, а в 2003 году была разрезана на металл.
В те времена звучали предложения сохранить первенца советского ракетного подводного флота в качестве памятника или музея, однако, чиновники к ним не прислушались. От лодки осталась только надводная рубка, которую выкупил за свои деньги бывший матрос К-19, а впоследствии - бизнесмен и долларовый миллионер Владимир Романов, установивший ее на берегу Пяловского водохранилища.
На заставке - боковая проекция К-19 в первоначальном варианте ракетоносца.

Продольный разрез К-19.
1 - кормовой торпедный аппарат, 2 - торпеда, 3 - ракетная шахта, 4 - ходовая рубка, 5 - носовой торпедный аппарат калибра 400 мм, 6 - носовой торпедный аппарат калибра 533 мм, 7 - носовой торпедный отсек, 8 - аккумуляторный (сверху - жилой) отсек, 9 - центральный пульт управления, 10 - ракетный отсек, 11 - отсек вспомогательных механизмов, 12 - реакторный отсек, 13 - турбинный отсек, 14 - электромеханический отсек, 15 - отсек вспомогательного оборудования (сверху - жилой), 16 - кормовой торпедный отсек.

К-19 после переоборудования в корабль связи.

Субмарина "Джордж Вашингтон".

К-19 осуществляет учебный пуск ракеты Р-13. Всего за 19 лет службы она произвела 22 таких пуска.

К-19 в сухом доке перед разделкой на металл.

Рубка К-19 на берегу водохранилища.
|
</> |