Елизавета Безымянная

топ 100 блогов vikond6515.11.2020 Елизавета Безымянная

Ровно 205 лет тому назад, 15 ноября 1815 года (по новому стилю) совершил первое плавание между Петербургом и Кронштадтом первый российский пароход, который в большинстве публикаций (в том числе - в русопедии и англопедии) назван "Елизаветой". Это название якобы было присвоено ему в честь жены тогдашнего императора Александра Первого "Елизаветы Алексеевны" (на самом деле - германской принцессы Луизы-Марии-Августы фон Баден).

Однако в истории этого парохода есть много странного, начиная с его названия. Ни в каких документальных, мемуарных и газетно-журнальных источниках времен существования этого судна название "Елизавата" не встречается. Везде оно названо просто "Пароход", либо "Пароход Берда" по фамилии его разработчика и строителя - шотландского фабриканта Чарльза Берда, владевшего металлургическим заводом в Петербурге.

Впервые название "Елизавета" (Elisabeth) появилось в литературной биографии Берда, изданной в Англии в 1867 году, через много лет после смерти кораблестроителя. Скорее всего, автор книги Томас Тауэр его и придумал, а с его легкой руки это фальшивое название разошлось по десяткам других публикаций и стало "каноничным".

Еще больше вопросов вызывает внешний вид судна. Первый чертеж "псевдо-Елизаветы" был опубликован в 1910 году в книге И.П Белавенца "Нужен ли нам флот и его значение для России". На нем корабль выглядел вот так:

Елизавета Безымянная

В подписи сказано что гравюра якобы сделана с рисунка "того же", т.е. 1815 года, однако, оригинал рисунка до сих пор не найден, причем я сильно сомневаюсь, был ли он вообще. На картинке особенно впечатляет кирпичная дымовая труба, отсутствие даже малейшего намека на руль на виде сверху, а также - гребные колеса с поворотными плицами, которые были изобретены только в 1829 году.

Эта явно выдуманная картинка и ее "производные" получили широкое распространение в многочисленных советских и постсоветских изданиях. В частности, совсем недавно, уже в июне нынешнего года, нечто подобное, только с плоской кормой, без кирпичной трубы и поворотных плиц, было опубликовано под заголовком "Первый российский" на сайте популярного журнала "Моделист-Конструктор".

Елизавета Безымянная
Однако в Государственном историческом архиве Санкт-Петребурга сохранился подлинный экземпляр российской "Привилегии" (патента) на паровое судно, выданной Берду в 1817 году. К ней прилагаются чертежи этого судна, не имеющие почти ничего общего с примитивной посудиной, нарисованной в книге Белавенца. Согласно чертежу, первый российский пароход выглядел так:

Елизавета Безымянная

Елизавета Безымянная

Его приводила в движение одноцилиндровая паровая машина Уатта мощностью 4,5 л.с. с вертикальным цилиндром и нижним расположением балансиров, которая вращала через валы и шестеренчатые передачи два деревянных гребных колеса. На полном ходу и на спокойной воде пароход развивал скорость 8,5 верст в час. Интересно, что железная дымовая труба высотой 7,5 м одновременно являлась мачтой, на которой можно было поднять парус.

Благодаря Берду Россия стала третьей страной в мире после США и Великобритании, которая обзавелась паровым судном и начала развитие парового флота. В этом отношении она опередила все государства континентальной Европы. К сожалению, дальнейшая судьба первого парохода Берда неизвестна, но уже к 1820 году он построил и ввел в эксплуатацию на Неве еще несколько паровых судов.

Елизавета Безымянная
Еще одно художественное изображение первого русского парохода (либо - одного из первых) и портрет его автора.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Судьба ни одного бревна в мире не интересовала её больше, и ни одно в мире полено не было предметом такого интереса. Началось все еще в декабре, я там завтракала - пила принесенный из дома кофе. Ах да, я же не говорила, что живу на берегу Туры? Минута от порога - и я на береговой ...
...
Люстра Чижевского.  А какое мнение о люстре Чижевского у ...
На самом деле я хотел закончить тему «прекрасной эпохи» и ее неизбежного завершения прошлым постом – поскольку понятно, что нынешний вариант данного исторического периода завершиться примерно так же, как и его предыдущая версия. В том смысле, что расслабленная десятилетиями сытой и ...
С того момента, как ситуация в Крыму вышла из-под контроля Майдана, в общественное сознание последовательно внедрялись тезисы (читай - страшилки ), призванные это сознание максимально всколыхнуть, отравить, заставить неврно пульсировать, скатываться в панику Сознание - не к чести его ...