Елизавета Безымянная
vikond65 — 15.11.2020Ровно 205 лет тому назад, 15 ноября 1815 года (по новому стилю) совершил первое плавание между Петербургом и Кронштадтом первый российский пароход, который в большинстве публикаций (в том числе - в русопедии и англопедии) назван "Елизаветой". Это название якобы было присвоено ему в честь жены тогдашнего императора Александра Первого "Елизаветы Алексеевны" (на самом деле - германской принцессы Луизы-Марии-Августы фон Баден).
Однако в истории этого парохода есть много странного, начиная с его названия. Ни в каких документальных, мемуарных и газетно-журнальных источниках времен существования этого судна название "Елизавата" не встречается. Везде оно названо просто "Пароход", либо "Пароход Берда" по фамилии его разработчика и строителя - шотландского фабриканта Чарльза Берда, владевшего металлургическим заводом в Петербурге.
Впервые название "Елизавета" (Elisabeth) появилось в литературной биографии Берда, изданной в Англии в 1867 году, через много лет после смерти кораблестроителя. Скорее всего, автор книги Томас Тауэр его и придумал, а с его легкой руки это фальшивое название разошлось по десяткам других публикаций и стало "каноничным".
Еще больше вопросов вызывает внешний вид судна. Первый чертеж "псевдо-Елизаветы" был опубликован в 1910 году в книге И.П Белавенца "Нужен ли нам флот и его значение для России". На нем корабль выглядел вот так:
В подписи сказано что гравюра якобы сделана с рисунка "того же", т.е. 1815 года, однако, оригинал рисунка до сих пор не найден, причем я сильно сомневаюсь, был ли он вообще. На картинке особенно впечатляет кирпичная дымовая труба, отсутствие даже малейшего намека на руль на виде сверху, а также - гребные колеса с поворотными плицами, которые были изобретены только в 1829 году.
Эта явно выдуманная картинка и ее "производные" получили широкое распространение в многочисленных советских и постсоветских изданиях. В частности, совсем недавно, уже в июне нынешнего года, нечто подобное, только с плоской кормой, без кирпичной трубы и поворотных плиц, было опубликовано под заголовком "Первый российский" на сайте популярного журнала "Моделист-Конструктор".
Однако в Государственном историческом архиве Санкт-Петребурга сохранился подлинный экземпляр российской "Привилегии" (патента) на паровое судно, выданной Берду в 1817 году. К ней прилагаются чертежи этого судна, не имеющие почти ничего общего с примитивной посудиной, нарисованной в книге Белавенца. Согласно чертежу, первый российский пароход выглядел так:
Его приводила в движение одноцилиндровая паровая машина Уатта мощностью 4,5 л.с. с вертикальным цилиндром и нижним расположением балансиров, которая вращала через валы и шестеренчатые передачи два деревянных гребных колеса. На полном ходу и на спокойной воде пароход развивал скорость 8,5 верст в час. Интересно, что железная дымовая труба высотой 7,5 м одновременно являлась мачтой, на которой можно было поднять парус.
Благодаря Берду Россия стала третьей страной в мире после США и Великобритании, которая обзавелась паровым судном и начала развитие парового флота. В этом отношении она опередила все государства континентальной Европы. К сожалению, дальнейшая судьба первого парохода Берда неизвестна, но уже к 1820 году он построил и ввел в эксплуатацию на Неве еще несколько паровых судов.
Еще одно художественное изображение первого русского парохода (либо - одного из первых) и портрет его автора.
|
</> |