Поколение нарциссов

топ 100 блогов swamp_lynx12.03.2021 Особенностью текущего момента является то, что уже необязательно производить впечатление на других людей, достаточно производит впечатление на самого себя. Другие - это почти враги, которые так и норовят отобрать нашу прелесть, то есть обиду на весь жестокий мир. И общение большей частью строится в кругу тех, кто понимает правила игры. Другие же или умирают в силу возраста, или отстраняются, когда видят алгоритмичность подобных взаимодействий и вследствие этого невозможность достучаться. Если общество состоит по большей части из людей, для которых неведома обратная связь, то такое общество обречено, обязательно будет что-то другое. 30 лет развития "гражданского общества" привели в тупик искусственной жизни, искусственного счастья и успеха. И чем прогрессивней человек, тем радикальнее он оторван от реальности, тем с большей высоты придётся падать, чтобы вновь обрести точку опоры.

Поколение нарциссов b0e20806cbdce04255edebf507053f37

Поколение нарциссов: где грань между эгоизмом и любовью к себе?

"Согласно данным национальным институтам здравоохранения США, вероятность нарциссического расстройства личности сейчас почти втрое выше у 20 и 30-летних, чем у тех, кто старше 65. В 2009-м году по шкале оценки нарциссизма студенты колледжей набрали на 58% баллов, чем в 1982-м.

«Равнодушное, самовлюблённое и поверхностное поколение эгоистов – эти дети социальных сетей и мёртвых экранов, для которых подписчики в Instagram важнее собственных родителей. Они амбициозны, но абсолютно пусты внутри».

Американские учёные окрестили современных молодых людей «поколением нарциссов» и утверждают, что из года в год ситуация становится только хуже. Так ли страшна на самом деле эволюция самовлюблённости и можно ли винить зумеров в том, что они не другие?

Если мы обратимся за определением к Google, то увидим следующую формулировку: нарциссизмом называют феномен душевной жизни, который может проявляться в разной степени – от здорового до патологического. Существуют три типа нарциссизма:

Нарциссические реакции — защитная реакция любого человека на ситуацию, в которой задевают его самолюбие. Эти реакции являются временным и вполне здоровым проявлением чувств.

Нарциссический характер присущ людям, личность которых организована вокруг поддержки собственного «я» путём получения подтверждения со стороны общества. Это не клинический диагноз, а один из аспектов типа личности, которому присущи пренебрежительное отношение к окружающим, преувеличенное чувство собственной значимости и отказ от соблюдения норм социума.

Нарциссическое расстройство личности — психическое заболевание, которое имеет несколько степеней сложности, а люди, страдающие им, находятся под наблюдением квалифицированных специалистов. Данное расстройство характеризуется убеждённостью человека в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над другими людьми и т.д. Нарциссическим расстройством в серьёзной форме страдает всего 1% человечества: окружающим находиться с больными опасно, а подобная патология практически никогда не лечится.

Тема нарциссизма как никогда актуальна в современном обществе: этот термин незаметно просочился из справочников по психиатрии в обыденность и стал частым обвинением в сторону тщеславных, эгоистичных людей с раздутым самомнением.

Изначально слово «нарцисс» пришло в нашу культуру из древнегреческой мифологии, в которой обозначало имя прекрасного юноши, относящегося с пренебрежением к каждому, кто его любил.

К концу мифа Нарцисс влюбляется в самого себя и умирает от голода и страдания, не в силах покинуть собственное отражение в водной глади реки, а его имя впоследствии становится обозначением клинического диагноза и нарицательным в разговорной речи.

Долгое время специалисты в области психологии полагали, что завышенная самооценка, как следствие, обязательно приводит к нарциссизму, однако последние исследования установили, что у нарциссического поведения и чувства собственного достоинства мало общего. Они связаны друг с другом единственным фактором: и в том, и в другом случае люди склонны положительно оценивать себя. Разница же заключается в том, что, если люди с высокой самооценкой просто удовлетворены собой, то нарциссы стремятся быть лучше всех и, если им это не удаётся, проявляют гнев и агрессию.

Чувство собственного достоинства — это про уважение и любовь к себе настоящему без сравнения с другими, а нарциссизм — это про острую необходимость в самоутверждении на фоне другого человека и потребность в соперничестве.

Вокруг всё чаще стали говорить об эпидемии самовлюблённости, начало которой приходится как раз на период расцвета поколения Y или, как их ещё называют, миллениалов. Представители данного поколения, рождённые в период с 1985 по 2000 год, запустили целый период перестройки, приобрели новые ценности, заложили основу свободолюбия, индивидуальности и толерантности. Вместе с ними в мир пришли цифровые экраны, передовые технологии и «бум» социальных сетей, в которых сегодня так много самолюбования, выпячивания и самоуверенности.

«Я представительница поколения Y. Родилась между появлением СПИДа и 11 сентября. Нас называют поколением Next. Мы отличаемся самомнением и нарциссизмом. Возможно, потому что мы первое поколение, где каждый ребёнок получает награду просто за участие. А, возможно, от того, что социальные сети позволяют выставлять нам каждый свой шаг или сэндвич на всеобщее обозрение», — читает свой монолог героиня Эммы Робертс в сериале «Американская история ужасов».

Как соцсети повлияли на нарциссизм?

Люди используют страницы на Фейсбук и в Твиттере для привлечения к себе внимания, а сами социальные сети явно не против такого формата. Их пользователи разворачивают стартапы, превращают свои имена в бренды, запускают мировые тренды, строят карьеру в режиме онлайн и зарабатывают на личных аккаунтах в социальных сетях, продавая свои умения, знания и креативность сотням тысяч людей.

Если раньше люди могли демонстрировать свой нарциссизм лишь в узком кругу родных и друзей, то сейчас у них есть возможность стать известными гораздо более обширной аудитории, и для этого необязательно быть голливудской звездой или другой известной личностью.

Практика показывает, что миллионную аудиторию можно собрать за трёхмесячный карантин, снимая весёлые танцы в TikTok или делясь интересными рецептами блюд в Instagram. Сегодня мы своими глазами видим огромное количество примеров, когда на людей обрушивается популярность в считаные дни буквально из ниоткуда.

Пользователей социальных сетей привлекает возможность наблюдать за чужими жизнями и рассказывать о своей. При этом необязательно быть стопроцентно правдивыми, достаточно умело завернуть свой контент в интересную обложку.

Правда, сейчас в Сети уже появилась тенденция на «трушность», то есть, чем более естественного и настоящего себя ты показываешь, тем больше людей привлекаешь. Раньше все хотели смотреть на идеальную картинку, чтобы сбежать из реальности, сейчас же возникла мода на искренность, и людям стало интереснее следить за живыми аккаунтами.

Несмотря на это обществом по-прежнему поощряется результативность, эгоизм и финансовая состоятельность — факторы, по которым нас оценивают окружающие и благодаря которым, соответственно, растёт число беспринципных и жёстких карьеристов.

Высококонкурентный технологичный мир вынуждает людей развивать в себе подобные качества, если они не хотят затеряться среди серой массы и быть подавлены. Некоторые эксперты даже утверждают, что это является следующей ступенью в эволюции человечества.

Как мы «кормим» свой нарциссизм через социальные сети?

Важнейшей функцией социальных сетей стала возможность демонстрации собственных жизней пользователям любой из существующих платформ, а поскольку публикация личной информации всегда служит поводом для привлечения внимания, то открылась отличная возможность для эгоцентристов сконцентрировать общество на своей персоне.

Согласно исследованию учёных Техасского университета в Далласе, существует несколько типов поведения пользователей социальных сетей:

Активное использование, когда человек публикует собственный контент и сосредоточен на своей персоне;
Пассивное использование, когда человек просматривает чужой контент, но не публикует собственный;
Восходящее сравнение, когда человек думает, что у тех, чьи «идеальные» жизни он видит в Сети, судьба намного лучше;
Нисходящее сравнение, когда человек чувствует себя лучше, наткнувшись на чей-нибудь пост о неприятностях или неудачах, т.е. человек внутренне самоутверждается, когда другим плохо;
Социальное исключение, когда человек, например, просматривает фото знакомых с мероприятия и жалеет, что его туда не пригласили.

Согласно результатам исследования, люди, склонные к мании величия и нарциссизму, в основном используют модель поведения «нисходящее сравнение», а также публикуют в интернете больше информации о себе.

Такие люди привыкли считать, что всем вокруг живётся хуже, чем им, а осознание этого приносит им удовольствие. Но нельзя рассматривать результаты категорично, ведь существуют как исключения, так и масса других моделей поведения. Например, когда человек, страдающий тяжёлой формой нарциссического расстройства личности, чувствует себя в социальных сетях некомфортно.

Есть и обратная сторона медали. На публикацию личного контента может подтолкнуть принятие себя и любовь, здоровая самооценка и внутренняя гармония, а также потребность в самовыражении.

Социальные сети также отлично подходят для интровертов и замкнутых людей, для которых выставление на всеобщее обозрение себя и своего мнения становится не таким страшным, когда является анонимным или происходит в зоне комфорта перед экраном телефона.

«Чем больше человек публикует личного контента — селфи, видео, характерных постов на различного рода темы, разговорных историй, — тем больше он нарциссичен» — распространённое, но не самое верное мнение. Это так не работает.

Поколению зумеров присуща необходимость быть услышанными, увиденными и признанными. По сравнению с представителями поколения X они более космополитичные, свободные от рамок и стереотипов, с рождения хотят быть лидерами и вращаться в центре всеобщего внимания.

Главными отличительными чертами цифровых «аборигенов» являются многозадачность, клиповость мышления и влияние интернета.

Эти ребята способны делать пять разных дел одновременно, совмещать несколько абсолютно разных сфер деятельности и просто незаменимы для работы в области IT-технологий и программирования.

Зумеры хотят всего, сразу и сейчас, поэтому для поколения Y и Z так характерны амбициозность, целеустремлённость и внутреннее непризнание каких-либо обязательств — они легко и часто заводят романтические связи, но стараются избегать как свидетельств о заключении брака, так и ипотек, кредитов и всякого рода постоянства, влекущего за собой ответственность. Отсюда, например, возникают последователи идеологии чайлдфри, для которых характерно осознанное нежелание заводить и воспитывать детей.

Вопреки популярному мнению, не все представители цифрового поколения – бесчувственные пустышки, они лишь хотят лучшей жизни, и нельзя их за это винить.

Конечно, рамки поколений условны: никто не бьёт в гонг каждые 25 лет и не кричит, что миллениалов сменяет поколение зумеров, но учёные стараются тщательно наблюдать за изменениями в принципах и поведении подрастающих детей.

В последнее время границы поколений заметно сузились. Если раньше считалось, что одно поколение сменяет другое в среднем раз в 25 лет, то сейчас разница между поколениями едва ли достигает десяти лет.

Мой братишка младше меня на 5 лет, но я уже не всегда понимаю музыку, которую он и его друзья слушают, шутки, над которыми они смеются и их новые принципы. Так происходит, потому что безусловное увеличение скорости происходящих в мире изменений — это неотъемлемая часть наших жизней, на которую мы не в силах повлиять.

Несмотря на то что принципы и взгляды разных поколений заметно отличаются, есть вещи, которые остаются стабильными всегда. Например, гуманнистические ценности, закладывающиеся в утробе матери, природные инстинкты, стабильные возрастные этапы созревания личности и кризисы, через которые проходит каждый человек. Пусть современные дети взрослеют и проходят этапы становления личности раньше, это всё равно происходит и должно происходить в будущем, если не случится масштабной биологической революции.

Если не из соцсетей, то откуда берутся нарциссы?

Первое, что приходит в голову, максимально просто и предсказуемо – всё тянется из семьи.

Во времена Советского Союза самоуважение и уверенность в себе были своеобразными мечом и щитом против суровых реалий окружающего мира. Люди думали, что эти качества помогут защититься от неблагоприятных последствий. Например, самоуважение убережёт от подросткового секса или желания подсесть на иглу.

Впоследствии уверенность в том, что чувство собственного достоинства отгородит от всяких бед, растворилась на фоне теории о том, что, воспитывая в детях с рождения завышенную самооценку, мы, сами того не зная, растим закоренелых нарциссов.

Доцентом Амстердамского университета и автором исследования «Что делать, чтобы ребёнок не вырос нарциссом?» Эдди Бруммельманом было обнаружено, что нарциссизм и высокая самооценка могут являться последствиями двух моделей воспитания детей, а ключевой момент формирования личности ребенка приходится на 7-8 лет – именно в том возрасте, когда ребёнок начинает сравнивать себя с другими.

Ребёнок, родители которого с детства подчёркивают его уникальность, особенность и избранность, будет склонен к проявлению в будущем нарциссических черт. Родители, которые принимают детей изначально такими, какие они есть и не пытаются сделать их более «удобными» для себя и окружающих, помогают им сформировать здоровую самооценку.

Бруммельман утверждает, что важным инструментом для повышения самооценки, но не развития эгоцентричности и мании величия, является создание качественных социальных связей.

До сих пор нет единого мнения о том, по какой причине в ребенке закладывается нарциссический тип личности. Нарциссизм считается в основном психологическим феноменом, в формировании которого практически не участвуют генетические или биологические факторы. Другое дело воспитание — развитие нарциссизма, в первую очередь, зависит от семейных отношений, в условиях которых растёт ребёнок, а потом уже от отношений в социуме.

Эксперты в этой области разделились на два лагеря: одни утверждают, что нарциссизм — это последствие «перехваленного» ребёнка, а другие, что нарциссами, наоборот, вырастают люди, недолюблённые в детстве. Рассмотрим оба случая.

Представим, что родитель души не чает в своём малыше и появляется мгновенно, чтобы похвалить и удовлетворить каждую его потребность ещё до того, как дитя поймёт, чего он хочет. Со временем ребёнок привыкает к этой модели воспитания и не испытывает никаких потребностей, пока не вливается во взрослую жизнь, где мамы и папы рядом нет.

Уже сформировавшийся нарцисс попросту не понимает, почему окружающие не бегут по первому зову для удовлетворения его потребностей и приложит максимум усилий, чтобы превзойти людей вокруг во всём. Перехваленные дети имеют кучу психологических и личностных нарушений и вынуждены постоянно чего-то достигать, чтобы получать похвалу и удовлетворение.
Другой случай — это, если родители относятся к своему чаду слишком равнодушно и в особенный период, когда ребёнок нуждается в восхищении, не обращают на него внимания. В момент похвалы нейронная структура его головного мозга под названием стриатум должна была активироваться и выработать один из «гормонов счастья» дофамин, но, поскольку ожидаемой похвалы услышано не было, то и весь процесс застревает на начальном этапе.

Ребёнок не понимает, что с ним не так и продолжает жить с чувством внутренней неполноценности. Такой человек впоследствии проведёт всю жизнь в поисках той похвалы, которая могла бы компенсировать её отсутствие в детстве.

Воспитание — это один из возможных факторов, оказывающих влияние на развитие нарциссического расстройства личности и его зачатков.

Помимо этого, бывают и другие причины — уклад жизни, менталитет разных национальностей, сфера деятельности и даже географическое местонахождение человека. Журналом PlosOne было проведено исследование жизней западных и восточных немцев, по окончании которого эксперты установили, что люди, живущие на западе от Берлинской стены, отличаются более высоким уровнем самомнения, чем те, что обитают к востоку от неё — на территории бывшей социалистической половины Германии.

Возможно, вы, как и я, упустили момент, когда мир поделился на «восточный» с традиционным коллективным складом ума и более индивидуалистский «западный». Так вот, на это повлияла многовековая история, особенности культур и традиций каждого народа, а также мелкие факторы, которые влияют на разделение людей и внутри одной страны.

Например, различия в характерах жителей Южного и Северного Китая обусловлены тем, что люди в разных регионах издревле возделывали разные культуры.

Выращивание пшеницы было индивидуальным занятием северян, которые впоследствии вырастили более нарциссическое поколение, а возделывание риса требовало коллективной работы, поэтому южан подобная судьба не настигла. Похожая ситуация возникает у консерваторов и либералов США, и это свидетельствует о том, что даже гражданская позиция и политическая ситуация способны повлиять на психику человека и её здоровое или нездоровое развитие.

Любить своё тело и высказывать собственное мнение = быть эгоцентричным нарциссом?

Старшие поколения всегда называют младших бесперспективными, ленивыми и лишёнными моральных устоев. Этот стереотип настолько укрепился в обществе, что сами миллениалы верят в то, что среди них полно нарциссов — осознание этого вызывает среди них тревогу и беспокойство.

Непонятно лишь, откуда появляются эти стереотипы и кто их придумывает? Если просмотреть исследования, на основе которых базируются предрассудки о нарциссизме нынешней молодёжи, то можно убедиться, что некоторые из них звучат уж очень неубедительно.

Если верить результатам опросника Narcissistic Personality Inventory , разработанного в 1978 году, то чем больше человек выбирает утверждений в тесте, с которыми согласен, тем выше получает балл, а значит тем более он склонен к мании величия.

Проблема теста заключается в том, что он оценивает не только нарциссизм, но и здоровую самооценку, а утверждения опроса звучат примерно «Я доволен своим телом», «Я заслуживаю лучшей жизни», «Я хочу жить для себя», «Я думаю, что у меня развиты лидерские качества» и т.д. Кто из вас узнал в утверждениях себя? Добро пожаловать в клуб эгоцентричных нарциссов.

Существуют также исследования, которые изучают, насколько со временем меняется литература, какие слова и выражения стали использовать люди.

Они выяснили, что местоимение «я» стало встречаться в литературе гораздо чаще, чем «мы», слово «получать» теперь люди потребляют больше, чем «давать», что непременно свидетельствует о развитии их эгоцентричности.

Другие критики склонны считать, что каждое поколение – это поколение «я», которое мечтает быть признанным и стремится обеспечить себя всем самым лучшим. Ещё в 1988 году в фильме «На пляже» Бетт Мидлер произносит ставшую знаменитой на весь мир фразу «But enough about me. Let's talk about you. What do you think of me?», что в переводе означает «Хватит обо мне. Давай поговорим о тебе. Что ты думаешь обо мне?».

А если вспомнить субкультуру хиппи со всей присущей им жаждой свободы, тягой к духовности, знаменитым «Make love, not war» и последовавшей после этого сексуальной революцией? Конечно, взгляд на определённые вещи сквозь время меняется, но только отчасти, поэтому мы видим и сходства, и различия между представителями разных поколений.

На сегодняшний день мы пока не можем судить о поколении Z объективно, поскольку самым старшим его представителям не более двадцати лет, а те черты, что им приписывают вроде нетерпеливости, жажды власти, карьерного роста, материального благополучия, свободы и независимости можно охарактеризовать одним простым словом «молодость». Что же изменится в будущем? Время покажет."


Самовлюбленные демоны: правда ли, что мы живем в эпоху нарциссизма

«Я считаю, что я — особенный человек». «Я могу жить так, как хочу». «Если бы я правил миром, он был бы лучше». «Если бы я был на Титанике, меня нужно было бы сажать в шлюпку первым».

Это утверждения из различных психологических тестов на определение уровня нарциссизма.

Согласно исследованиям социальных психологов Джин Твендж и Кита Кэмпбелла, между 1982 и 2009 годом этот показатель вырос у половины студентов американских колледжей.
Они больше, чем представители предыдущих поколений, склонны считать, что уникальны и заслуживают особенного обращения. Они испытывают меньше интереса к окружающим, ставят перед собой завышенные цели и плохо справляются с неудачами.

В бестселлере «Эпидемия нарциссизма» Твендж и Кэмпбелл делают вывод, что мы находимся в центре масштабной культурной пандемии. По их мнению, западный индивидуализм зашел слишком далеко: он «может быть источником таких положительных вещей, как равноправие и терпимость, но становится недостатком, когда перерастает в нарциссизм и самонадеянность».

Идея, что главное в жизни — любовь к себе, превратилась в навязчивую культурную мантру. Миллионы родителей много лет внушали своим детям, какие они особенные и замечательные. Дети выросли и пришли к выводу, будто все вокруг им что-то должны. Как говорил писатель Брет Истон Эллис, «мы вырастили поколение самоуверенных и оптимистичных людей, которых просто парализует, когда в их жизнь проникает хоть капля негатива».

Авторы черпают свои выводы в том числе из результатов Нарциссического опросника личности (NPI), разработанного в 1978 году. Кстати, самый высокий рост в результатах NPI исследователи фиксируют среди женщин.

Патологическими нарциссами, судя по всему, не рождаются, а становятся в результате недостатка родительского тепла в раннем возрасте, психологического насилия или чрезмерной опеки, когда ребенка пытаются оградить от любых негативных эмоций. Психологи выделяют несколько форм этого расстройства. Некоторые нарциссы — властные экстраверты, которые любят выставлять себя напоказ, купаться в похвалах и аплодисментах. Другие более погружены в себя и очень чувствительны к критике.

Некоторые психиатры даже выделяют отдельное расстройство — синдром жертвы нарцисса. Люди, которые находятся в близких отношениях с нарциссом, испытывают страх и злость из-за своей беспомощности, чувствуют себя обманутыми и сомневаются в собственной адекватности.

Нарциссизм может проявляться совершенно по-разному, и самовлюбленность — далеко не главная его составляющая. Ставить кому-то диагноз на основе поверхностных наблюдений было бы неправильно — это может сделать только психиатр после тщательного наблюдения.

Как считают современные психотерапевты, в основе нарциссического расстройства лежит не чрезмерное тщеславие, а раскол психики на два элемента: грандиозное «я» и ничтожное «я». Источником проблемы является скорее не избыток самолюбия, а его недостаток.

Как пишет психоаналитик Сэнди Хотчкис, «когда вы сталкиваетесь с высокомерием нарциссической личности, вы видите не истинную гордость, а глубокий и иррациональный страх перед своей никчемностью». Главная цель и потребность истинного нарцисса — самоутвердиться за счет других.

«Они ищут человека, который смог бы им зеркально отразить ощущение их значимости и который при этом мог бы взять на себя невыносимое бремя их стыда и зависти. Для нарциссической личности партнер является всего лишь средством, позволяющим собрать воедино части его личности, восполнить его ресурсы и помочь ему скрыть дефекты своей личности».
Из книги «Адская паутина. Как выжить в мире нарциссизма»

Если вас тревожит мысль, что вы можете быть нарциссом, скорее всего, с вами всё в порядке. Если же вам кажется, что нарциссами являются все вокруг, кроме вас, тут-то и стоит забеспокоиться.

«Нарциссизм культивируется современным обществом, поощряется в средствах массовой информации и интернет-пространстве. В связи с эпидемией нарциссизма контакты с „зараженными“ почти неизбежны…

Если бы нарциссы были просто недотепами или обычными проходимцами, взаимодействия можно было бы с легкостью избежать. Но сила их привлекательности, обаяния, шарма действует как магнит, и мы всё больше тянемся именно к ним».

Лингвисты фиксируют важное изменение в русском языке: в нем закрепилась новая лексика, связанная с выстраиванием личных границ, психотравмами и психологическими защитами: токсичные отношения, газлайтить, триггерить, хейтить, обесценить.
Физическое и психологическое насилие, которое раньше считалось нормой, становится объектом пристального внимания и критики. Несмотря на всю пользу, у этого процесса есть и темная сторона — стремление навешивать диагнозы на других людей и осуждать их за качества, в которых мы сами не хотим признаваться.

Еще в 1970-е годы культурные критики сетовали на культуру нарциссизма, которая поощряет поверхностные удовольствия и завышенную самооценку. Их обвинения звучат очень знакомо: трудовая этика умерла, главной ценностью стал гедонизм и потакание собственным желаниям; религия уступила место «нарциссическим культам самосовершенствования»; общество утратило свой моральный компас."


Кристофер Лэш «Культура нарциссизма»

"К. Лэш получил широкую известность прежде всего как автор концепции «нарциссической культуры», в рамках которой попытался выявить и проанализировать единую тенденцию принципиальных изменений в характере и механизмах функционирования современной западной культуры, усматривая её в приходе смену классической для Запада «культуры конкурентного индивидуализма» новой всеобъемлющей «нарциссической культуры» с присущими ей разнообразными социально-патологическими явлениями. По мнению Лэша, этиология современного нарциссизма представляет особый интерес, поскольку имеет двухаспектный характер: индивидуально-личностный (предмет психоанализа) и социокультурный (предмет критики культуры).

Согласно концепции К. Лэша, нынешняя эволюция западного сознания от «экономизма» к «психологизму», сопровождающаяся кризисом традиционных ценностей, обусловливает смену типа культуры, санкционируемую изощрённой идеологией «нового патернализма», использующей риторику социального либерализма для прикрытия тотальной зависимости индивидуума от всепроникающей бюрократической власти социальных институций, государства и корпораций. Внедрение в рамках «нового патернализма» непрямых форм социального контроля с опорой не столько на принуждение и насилие, сколько на внутреннее манипулирование индивидуумом, обусловило социально-психологическую окраску новой культуры — нарциссической культуры, утверждающей не столько индивидуализм, сколько солипсизм, оправдывающий самопогружённость как подлинность и постижение. Для оправдания неусыпной квазиопеки индивидуума правящей бюрократией, фактически лишающей свободы и ответственности взрослого человека, выдвигается терапевтическая этика, замещающая утилитаристскую этику буржуазного государства XIX века. Таким образом, по Лэшу, происходит замена традиционной «буржуазной культуры, существующей сейчас только на задворках индустриального общества», «новой терапевтической культурой нарциссизма». Сущность произошедшего видоизменения он видит в том, что государственные и социальные институты под предлогом попечения о благе граждан разрушают автономию личности, способствуют более глубокому и изощрённому проникновению отчуждения внутрь человеческой психики. Превращение рядового индивидуума современного общества из гражданина в клиента, из работника в потребителя санкционируется иррационально недоступным авторитетом различных экспертов и специалистов (врачей, психиатров, социологов и прочих), настойчиво внушающих людям мысль о том, что личное самосохранение и развитие — цели, единственно достойные человеческого существования.

По мнению К. Лэша, возникновение нарциссической личности как социального типа является закономерным следствием эволюции массового общества, где рост систем социального контроля (как в прямых, так и в косвенных формах) неизбежно сопровождается упразднением автономии личности, прогрессирующей инфантилизацией индивидуума. Нарциссический регресс личности в мир фантазий, страхов и грёз как опасная болезнь культуры провоцируется и в расширенном масштабе воспроизводится всем строем современной цивилизации западного типа, постепенно превратившейся в сложную взаимосвязанную систему технологий, основанных на массовом производстве, массовом потреблении, массовых коммуникациях, массовой культуре. Моральная легализация бездумного потребительства изменяет не только облик культуры, но и характер приобщения к ней индивида. Вместо свойственного новоевропейскому сознанию XVII–XIX веков пафоса самообразования с постепенным восхождением к ценностям высокой культуры выдвигается модель утилитарного потребления тех благ культуры, товарность которых (новизна, сенсационность и прочее) настоятельно подчёркивается. Постепенное осознание того, что человека можно успешно эксплуатировать не только на предприятии в качестве работника, но и в свободное время как потребителя товаров и услуг, привело к коренной перестройке сферы создания и распространения культуры, её коммерциализации и прямой подчинённости товарно-экономическим законам капиталистического рынка. Рост овеществления и стандартизации субъекта современной массовой культуры превращает индивидуума из творца (или сотворца) культурных ценностей в их потребителя. Происходящая при этом глубокая деформация субъекта и объекта культуры приводит к исчезновению свободы выбора индивидуумом образцов культуры, собственной стратегии приобщения к культуре, того, что Лэш называет «self-culture» — «самокультивированием», то есть саморазвитием через культуру.

Гедонистически настроенный потребитель суррогатов массовой культуры безусловно представляет собой социально-патологическое явление, однако существуют и гораздо более тонкие и косвенные способы формирования искусственных потребностей масс. Они связаны, в первую очередь, с поощрением в обществе потребительских поведенческих установок, насаждением культа «человека, живущего для себя», внедрением в массы ценностей и идеалов, бывших прежде привилегией элитарной культуры: сенсуализма, представления о собственной избранности и превосходстве над толпой, эстетизма, этической беспринципности и тому подобных. Искушение обывателя индивидуалистическими ценностями псевдоэлитарной культуры отражает фактическое исчезновение различий между массовой и элитарной культурами, объединяющимися в единой, потребительски ориентированной нарциссической культуре, массовой по форме распространения и мнимо элитарной по содержанию, а также изощрённость стратегии идеологического приручения масс, превращения их в инфантильных «рабов статус-кво». Тотальной инфантилизации личности способствует и деформация семьи под влиянием нарциссической культуры и её институтов: рост экономического, политико-социального и психологического давления на семью, вызывающий не только эрозию родительского авторитета, но и его фактическую передачу сети различных государственных, общественных и частных учреждений, разрушение традиционного семейного уклада, всемерное поощрение ускоренного интеллектуального и полового развития детей, провоцирующее ранний и опустошительный для детской психики контакт с миром взрослых, на фоне полного пренебрежения действительными нуждами их духовно-психического развития, кризис семейных отношений и ослабление родственных уз между супругами, родителями и детьми — всё это ведёт к упразднению социально-культурной роли семьи в современном обществе, и, как следствие, её деградации и превращению в «продукт эгалитарной идеологии, потребительского капитализма и терапевтического мышления».

Таким образом, смысл «нарциссизма» современной западной культуры К. Лэш усматривает в том, что в ней сложились определённые социально-психологические механизмы, которые поощряют развитие не эволюционных, а «регрессивных» возможностей человеческого сознания и психики, о чём свидетельствуют общие изменения в структуре западного общества: сдвиг акцента в экономике на потребление; развитие гигантских транснациональных корпораций, доводящих до предела принцип безличной бюрократической власти; доминирующую в обществе атмосферу анонимности, отчуждения, страха и неуверенности, отвлекающую все силы индивидуума на овладение искусством социального выживания; назойливое стимулирование разного рода субъективистских псевдонужд как престижной модели поведения их полное незамедлительное удовлетворение посредством разветвлённой системы услуг, и наряду с этим переживание очевидной эфемерности потребляемых материальных, эстетических и прочих ценностей, превращённых в товар; гипертрофированное развитие массовой культуры и медиа с их принципиальной установкой на размывание грани между действительностью и иллюзией, конструирующие и транслирующие грёзоподобную реальность, создаваемую в русле эгоистических нужд и инфантильных чаяний массы потребителей. Всё это тиражирует образ нарциссического «человека-зеркала», воспринимающего окружающий мир как проекцию самого себя. Однако на дне нарциссической грёзы самодостаточности — беспомощность и страх как невозможность осознания того, на сколь иллюзорном основании абсолютной, тотальной, анонимной зависимости она зиждется.

Прорыв к «новой культуре», по К. Лэшу, невозможен без признания непреложной ценности «подлинного, взрослого, целостного Я», то есть без преодоления «нарциссизма» — будь то в форме доминирующего ныне технократического императива с его иллюзией достижения всемогущества, либо в виде псевдогуманистических иллюзий, культивируемых леворадикальными мыслителями («новыми левыми», «фрейдомарксистами», «пацифистами», «экологистами», «натуралистами», «радикальными феминистками» и так далее) в рамках многочисленных проектов, призывающих к отказу от «культурной ортодоксии», «репрессивного рационализма» и «тоталитарного технократизма» общества потребления, но в сущности направленных на искоренение в человеке собственного Я как мнимого источника всевозможных социальных зол, и тем самым демонстрирующих неспособность понять истинную природу личности с её сложной, подчас болезненной диалектикой становления."

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сидела птица синица на ветке дерева в парке и смотрела на людей, которые прогуливались по аллеям. Один человек подошёл к дереву поближе, насыпал на ладонь семечки из пакета и предложил их синице. "Хороший человек, добрый. Не буду отказываться от вкусного угощения," - подумала ...
Мне кажется, Андрей Бугайский и Мария Сорокина - самый наглядный пример того, как сходятся противоположности. Еще несколько лет назад они не были знакомы, а просто вели кулинарные мастер-классы в одном и том же месте. Познакомились. Стали вести мастер-классы совместно (я давно хотела ...
Сталин, желая поддеть Черчилля, сказал, что после победы надо будет как можно скорее казнить военных преступников, немецких генералов и офицеров, которых не менее 50 тысяч. Черчилль, разгоряченный этими словами и армянским коньяком, подскочил от возмущения: - Подобный ...
Два дня назад покупал плюшки к чаю по 17 рублей в Ашане, сегодня смотрю - ровно 20! Рост в процентах - пятнадцать ! Вот так просто хуяк - и сняли с твоего кармана 15 процентов. К Новому году ценник ёщё больше задерут. Но и зарплаты ведь в Москве достойные! Открыл пару сайтов и словно ...
Мне 43 года и я счастлив. Когда начинаешь думать о том, чтобы начать жизнь с нуля в 40, то кажется, что это кризис среднего возраста или изменения к лучшему просто невозможны, ...