Вадим Кожинов о прогрессе и утрате общения
swamp_lynx — 04.03.2021
"«Горячие апологеты прогресса утверждают, что широкое общение людей
— вплоть до общения их с целым миром! — только и стало реальностью
в наш замечательный технический век, а ранее люди были замкнуты в
узких границах, довольствуясь крайне скудной «информацией», не
выводящей их за пределы их тесного мирка.Но, во-первых, дело обстоит не совсем так даже и с чисто «количественной» точки зрения. Обратимся, например, к такому имеющему исключительно важное значение в русской культуре явлению, как песня. Ныне та или иная песня становится широким — в пределе всеобщим — достоянием посредством телевидения, радио, на худой конец, многотиражных грамм- и магнитофонных записей. Однако хорошо известно, что вызывавшие живой отклик в душе народа песни легко распространялись по всей Руси-России и тогда, когда никаких вышеуказанных технических достижений не было и в помине, — распространялись благодаря прямому, непосредственному общению людей."
"И, в связи с этим, снова встает проблема (по сути дела, глубоко прискорбная...) двойственности прогресса: все его приобретения оборачиваются не менее существенными утратами. И действительное общение людей в наш технический век не только не расширилось (как бездумно заявляют «прогрессистские» идеологи), но, напротив, стремительно сокращается. Реальное, живое общение людей все в большей мере заменяется, вытесняется потреблением «продуктов информационной индустрии», которые по своей человеческой и народной ценности не идут ни в какое сравнение с плодами подлинного общения людей…
Типичный «современный» человек реально общается с очень малым кругом своих ближайших родственников, еще меньшим числом сохранившихся с юных лет друзей, очень немногих сослуживцев (и то только до достижения пенсионного возраста), и нескольких соседей по лестничной площадке (хотя нередко и это не имеет места).
Между тем, в давние времена человек, во-первых, обладал громадными родственными (и «свойственными») связями (вплоть до самых дальних степеней родства), находился в постоянном общении со всеми жителями своей деревни или городского «околотка» (тем более своего церковного прихода), и даже многими жителями окрестных селений и соседних городских урочищ, — притом дело шло о полнокровном, истинном человеческом общении» (В.В. Кожинов. История Руси и русского слова)."
|
|
</> |
Консольные столики: стильные акценты в интерьере
красноягодное
Главное, о чëм сказал президент
Российские астрономы выяснили, откуда прилетел «московский НЛО»
Пляж «Улетай» в цветах
Бегство Керенского из Гатчины
В трапезной
Потребление калорий и белков в России и СССР, 1900-1960 гг
Мадейра. Левада ду Фураду (Levada do Furado, PR10)

