Когда европейцы смотрят на японцев, они видят собственное будущее
swamp_lynx — 17.02.2021 "Японская компания Japan Efficiency Corporation начала предлагать услуги типа rental family service в 1991 году. Услуги схожего спектра предлагают и другие фирмы — Family Romance, Office Agents, Ikemeso Takkyūbin. Вместе они уже 3 десятилетия предлагают аренду «семьи» на короткий срок.Вот несколько сценариев, ради воплощения которых можно воспользоваться услугами компании в этой сфере:
Пара решает сыграть свадьбу. Молодожёны поссорились с родными, они сироты или находятся вдали от родных мест, но им хочется «уютную свадьбу». Для этого они нанимают группу актёров, которые на оговоренное время будут играть роль любящих родителей, тётушек и дядюшек. После свадьбы молодожёны остаются с приятными воспоминаниями и фотографиями, которые не стыдно показать своим коллегам и друзьям.
Молодой человек хочет отдохнуть у бабушки в деревне. Он приезжает к пожилой паре, пьёт чай с вареньем, слушает истории про их молодость, жизнь вдали от города, делится своими переживаниями. Отдохнув душой и телом, герой уезжает от «родственников»." Антон Скнарь.
"Мужчина средних лет много времени проводит на работе. Сначала он 8 часов проводит в офисе, а потом отправляется в бар с коллегами. С таким ритмом жизни очень тяжело завести семью — жена скорее всего будет недовольна регулярным отсутствием мужа дома. Однако мужчина хочет «тёплого» общения с хорошей девушкой. Чтобы не чувствовать себя одиноким, он «заказывает» себе жену. Несколько раз в неделю он ходит вместе с ней на обед, сидит в ресторане и за едой рассказывает о работе, своих мыслях и проблемах. Девушка поддерживает его, эмоционально вовлекается в диалог. Мужчина получает поддержку и закрывает свою потребность в близком общении без каких-либо бытовых обязательств.
Молодая девушка должна поехать на праздник к родственникам. Там будет вся её семья, и они будут интересоваться её успехами в учебе и личной жизни. Чтобы не получать упрёки: «А почему всё ещё без молодого человека? Пора уже жениха найти? Ты что, без внуков хочешь остаться?» — она выбирает и нанимает парня, который больше всего понравится её родным.
Или, например, мужчина среднего возраста хочет провести время с женщиной, которая один день будет вести себя как его мать. Они будут шутить, играть в патинко, есть в кафе — проведут время как дружная семья в выходной.
Компании по типу Rent-a работают также в Южной Корее, Китае, Франции, США и других странах. В сериале «Маньяк», действие которого происходит в США в альтернативном ретрофутуристичном настоящем, героиня Эммы Стоун работает прокси-другом. Ей платят деньги за то, чтобы она выслушивала проблемы/нытьё других людей и была соучастной. Героине Стоун это не очень нравится, она слушает вполуха и в один момент получает вполне уместный упрёк от клиентки: «Вообще-то я за это плачу». Такой вот киберпанк.
Кадзуя Киносито в сериале Rent-A-Girlfriend читает отзывы и смотрит на рейтинг девушек: за свои деньги он хочет получить лучшую услугу. Когда первое свидание оказывается «неудовлетворительным», то Кадзуя пишет гневный отзыв на девушку в интернете. Это так же типично, как писать отзывы о работе аниматоров детских праздников.
Культура риса и культура пшеницы
Современное японское общество можно охарактеризовать как «культуру риса, которая трансформировалась под влиянием индустриальной и "зелёной" революции». Далее подробно о каждой из составных частей этой фразы.
Человек как биологическое существо заточен на полукочевой образ жизни в небольшой группе. В ходе неолитической революции появилось «земледельческое общество», члены которого были привязаны к земле и питались с неё. Тогда примерно начинают формироваться «менталитеты», завязанные на выращивании той или иной зерновой культуры.
«Европейская» ментальность с её индивидуальностью и инициативностью появляется в процессе выращивания/возделывания пшеницы. Для этого достаточно сил одной семьи, но не современной нуклеарной — а более «традиционной», численностью в 100-300 человек. Кооперация важна, но не критична: происходит постепенное выделение группы ремесленников и торговцев, которые занимаются обменом излишков между удалившимися друг от друга в процессе распашки земель семьями.
Япония — яркий представитель «культуры риса». Для выращивания этой культуры нужна жёсткая кооперация внутри общины. Ошибка или лень одного — и вся община остаётся без части запасов на зиму. Община помогает всем, но и требует взамен единообразия и единомыслия.
Из-за того, что пахотных земель в Японии мало и они уже все заняты, вариант заняться земледелием в одиночку отпадает. Чужак для общины был равен инопланетянину. Поссорившиеся со своей общиной со временем находили себе занятие из «грязных» — работу забойщиком скота, кожеделом или мусорщиком. «Неприкасаемые» каварамоно, буракумины, хинины находились в самом низу японской иерархии до эпохи Эдо, когда формально была отменена кастовая система.
Городская японская культура формировалась в подражании культуре замкнутых аристократов-самураев. Личные границы члена сельской общины были ничтожны. Аристократы, живущие с барщины и оброка, наоборот — соблюдали социальную дистанцию.
И те, и другие соблюдали огромное количество правил и норм, которые за счёт гиперрегуляции позволяли снизить количество межличностных конфликтов. Это до сих пор отражается в повседневной жизни японцев — хоть в необходимости во время приветственного поклона учитывать социальный статус «собеседника», хоть в корпоративной культуре, подразумевающей пожизненную работу в одной компании-семье.
Урбанизация и распад социальных связей
В XIX веке Япония пережила индустриализацию, в результате которой вчерашние крестьяне пополнили ряды городского пролетариата. В 1900 году в Японии жило почти 44 млн человек, в 1937-м — уже 70. Вторая мировая война была войной за территории, в число которых входили и пахотные земли. Способных держать оружие отправляли на фронт вместе с едой. Оставшиеся затягивали пояса потуже.
В XIX веке индустриальные державы вели войны за гуано, теперь нужда отпала. Азот — «бутылочное горлышко» сельского хозяйства. Если его не хватает в почве, то в растениях замедляется обмен веществ и они перестают расти. В 1909 году Фриц Габер нашёл способ искусственного синтеза аммиака из составляющих его элементов. В 1920-м получил за это Нобелевскую премию.
После Второй мировой войны заводы по производству боеприпасов начинают ориентироваться на мирные нужды. Первым избыток нитрата аммония (аммиачная селитра) начинает использовать для синтеза удобрений завод в Масл-Шолсе, штат Алабама, в 1947 году. Параллельно с этим эксперименты со случайными мутациями приводят к созданию новых высокоурожайных сортов растений. Вкупе с использованием комбайнов и другой техники зелёная революция в 1940-1970-х годах добивает массовую аграрную занятость.
К концу XIX века около 80% населения Японии было занято в сельском хозяйстве. Ко Второй мировой войне их становится уже 50%. В 1965 году уже 23.5% от всего населения Японии занималось выращиванием еды. В 1988-м — уже 7.8%. В абсолютных числах расклад такой: 9.5 миллионов в 1988-м году кормят 122 миллиона, а 35 млн в 1900 году кормят 44 миллиона человек.
По историческим меркам огромные массы людей резко изменили характер труда. Социальные нормы обладают куда как большей инертностью. Люди, родившиеся и воспитанные на селе, но приехавшие в город и осевшие там, будут воспитывать детей в духе «общинности». Они — горожане в первом поколении, переселенцы. Они помнят, как ценна дружба и взаимовыручка, но за их спиной уже нет общины, которая бы принуждала и к социально-ориентированному общению.
Второе поколение горожан уже иначе относится к нормам и правилам, которые им навязывают сверху. Условия жизни изменились, а родители всё ещё играют по «тем» правилам. Бунт выражается как в агрессии, так и в уходе в себя — в духе всё тех же старых аристократов.
Бэби-бум, или первый демографический переход, происходит тогда, когда жители сёл массово приезжают в город на волне индустриализации. Еды в достатке, а поэтому взрывным оказывается и рост популяции — «старшие» не следят за тем, чтобы не появился лишний рот, на которого не хватит риса. Второй демографический переход начинается тогда, когда в город перебрались все те, кого на это сподвигла зелёная революция.
В 1999 году в Японии начинает ощущаться демографический спад. Год назад прирост населения составил 266 663, в этом — уже 195 638. С 2007 года население идёт лишь на убыль — сначала на 18 тысяч человек за год. В 2019 году падение составило уже полмиллиона.
Для наглядной иллюстрации психологических изменений в японском обществе нам понадобится пример с общественным транспортом. Средний японец старается занимать как можно меньше места в метро вне зависимости от загруженности транспорта. Средний кореец, наоборот, обязательно сядет с другим, даже если вагон пустой.
И Япония, и Корея — страны «культуры риса». Вот только индустриализация в Японии началась ещё при Мэйдзи в 1880-х, в Южной Корее позже — в 1960-х. До 1980-х Южной Корея осталась страной скорее сельской по духу. В стране до сих пор принято обниматься и трогать друг друга. В современной Японии супруги, которым по 40-50 лет, могут годами не прикасаться друг к другу.
Если вы введёте в поиск «поцелуй по-советски», то наверняка увидите генсека СССР Брежнева, который целует в губы лидеров других стран. Если вы поищите ещё, то сможете найти фотографии советских солдат-мужчин, которые 9 мая 1945-го целуют друг друга в губы. Сейчас это вызывает вопросы, но ещё 50-70 лет назад являлось частью нормы длиною в тысячелетия: выражения любви через поцелуй.
В сложившемся городском социуме поцелуй в губы предельно эротизирован. Да даже и сами губы, в первую очередь женские, частый гость на рекламных плакатах «игриво-сексуального» характера. Вместе с поцелуем эротизированы и прикосновения. Типичный заголовок последних 20 лет: «В США учительницу обвинили в сексуальных домогательствах за то, что она обняла ребёнка». На этой почве в сети уже давно ведутся разговоры о том, что лучше лишний раз в принципе не прикасаться к людям, чтобы не оказаться в центре скандала.
Городская жизнь подразумевает атомизацию, распад сельской общины. Но от этого люди не теряют потребность в общинности. Во время объятий выделяется окситоцин: повышается настроение и формируются привязанности к людям. Отсутствие тактильного контакта — отсутствие и радости, которая дарит ощущение счастливой жизни.
Каждый день в городе мы видим тысячи людей, от которых приходится эмоционально отгораживаться — чтобы не перегружать себя чужими переживаниями. Но зеркальные нейроны нельзя просто выключить по щелчку, а поэтому приходится создавать сложные ментальные конструкции, в которых обесценивание других людей будет соседствовать с сохранением принципов жизни в общине. Это стресс, который сначала негативно действует на психику, а потом и на наше тело.
Невозможность добиться удовлетворения заложенных внутри нас потребностей приводит к неврозам. Болезненная сексуализизация массовой культуры — лишь следствие невротизации общества. Не имея возможности постоянно находиться в тактильном контакте, люди города интуитивно начинают придавать огромное символическое значение всякому прикосновению. В аниме это визуально выражается мгновенными кровоизлияниями в нос у возбудившихся героев. Секс в этой парадигме становится высшей формой тактильного взаимодействия между людьми.
Винить Зигмунда Фрейда за это глупо: он был лишь исследователем и вместе со своим окружением много чего узнал про работу психики. Винить Эдварда Бернейса, племянника Зигмунда, тоже, наверное, не стоит — не он, так кто-нибудь другой мог бы догадаться, что иногда сигара — это не только сигара. Тем более, японцы и без ссылок на Фрейда доказывают верность высказанных им идей каждым новым гаремником про антропоморфное нечто. «Иногда морские корабли — это не просто морские корабли, но ещё и милые девочки», — прямо говорит нам Kantai Collection. Таких тайтлов сотни и все они появляются не на ровном месте.
Кризис тактильности — кризис дружбы
Дружба — это не только состояние ума, это и определённая форма телесного взаимодействия. Приматы занимаются грумингом — выискают паразитов друг у друга, тем самым проявляя друг к другу заботу. Формы груминга у людей более разнообразны, и за каждым публичным их выражением наблюдатель-городской житель будет искать второе, сексуализированное дно.
Дружеское похлопывание по плечу может стать причиной появления фанфика, в финале которого персонажи займутся страстной любовью. Пейринги появляются не просто так — это неизбежное следствие приравнивания всякого прикосновения или зрительного контакта к эротическому действию.
Фанат может прекрасно осознавать, что его фантазия — это всего лишь фантазия. Но это не остановит его от сублимации своих переживаний в творчестве — рисунке или текстовой истории. В первой серии второго сезона сериала The Boys герои, переживающие кризис романтических отношений, соприкасались ногами в метро. Если контакт между коленками был, то герои «дружили», если девушка слышала что-то неприятное, то тут же отдёргивала ногу.
В аниме девушки гротескно бьют парней, когда испытывают романтическое напряжение. Так через физическую агрессию выражаются чувства. В реальной жизни в таких случаях мальчики дергают девочек за косички.
Гачимучи стали неотъемлемой частью интернет-фольклора меньше чем за пять лет. О каком бы фендоме вы ни подумали — юзеры уже давно скрестили его с мемом про нарочито маскулинных мужчин, чья физическая борьба перерастает в большее. Эмоциональная энергия же должна куда-то деваться, ведь так? Вот она и сублимируется в подобное. И неважно, что перед нами: «Невероятные приключения ДжоДжо» или Warhammer 40000, — братания мужественных мужчин не могут быть просто братаниями. За ними явно должно что-то стоять. Правило интернета №34 было сформулировано не на пустом месте.
Горожане второго и последующего поколений находятся в своеобразной суперпозиции. С одной стороны, им очень не хватает тактильности, но они пока ещё не «переизобрели» общины-городские сообщества. С другой — они уже научились обменивать деньги на товары и услуги.
Например, фанаты аниме выбирают себе вайфу/хасбандо в своём любимом сериале… и через некоторое время вступают в реальные отношения с выдуманными персонажами. Покупают мерч: диски, статуэтки, подвески, одежду для косплея, подушки для объятий... Малый бизнес следует за потребностями клиентов — открываются кафе для встреч с дакимакурами или тематические кафе, где посетителей развлекают живые официантки. Главные правила: не хамить и руками не трогать. А если трогать хочется, то появляются иные сервисы.
Одна из героинь фильма «Магазинные воришки» подрабатывала моделью в одном из тематических заведений. В нём девушки наряжались в костюмы школьниц и садились за стеклянный барьер. В заведение приходили юноши, оплачивали «свободную» девушку и садились перед стеклом. Общение с девушками могло быть лишь письменным. Девушки могли слегка оголиться: расстегнуть рубашку или дать увидеть панцу. У героини появился постоянный клиент и однажды он решился: купил несколько десятков минут наедине с девушкой. Всё оплаченное время героиня просто обнимала юношу. Именно этого ему не хватало — телесного внимания.
Свыше миллиона человек в Японии — хикикомори. Больше половины из них — мужчины старше сорока. В абсолютных цифрах это всего около 1% населения. Но за этим числом скрывается трагедия целого поколения. Для них сервисы наподобие Rent-A-Girlfriend — единственный способ получить позитивные эмоции при общении с живым человеком.
Когда вышел шестой эпизод сериала «Любимый во Франксе», люди в полусерьёзной манере начали обсуждать следующее: данное аниме — это часть плана «как научить зрителей размножаться», разработанного японским министерством по делам семьи. В шестой серии одна из героинь нашла «учебник по биологии». Она же и первой вышла замуж и забеременела в сериале. Для развлекательного продукта, который предназначен для просмотра после дня в офисе, это сильное заявление.
Затронутые в сериале «Любимый во Франксе» темы скорее ожидаешь увидеть в полнометражном аниме, которых в Японии выходит очень мало. Например, «Форма голоса» и «Я хочу съесть твою поджелудочную» рассказывают истории людей, которые учатся дружить и говорить о своих чувствах. Герои не просто плывут по течению, а пытаются сформировать свои «общины» в рамках городской среды. Они прикладывают огромное количество усилий, но результат оправдывает вложения — они становятся друзьями. И им не нужно платить деньги, чтобы просто прикоснуться к другому человеку.
Культура совершает свой виток: раньше подобные истории помогали сплотить общину, члены которой сообща выращивали рис. Сейчас они могут указать людям на то, где находится счастье — в тесной эмоциональной коммуникации.
Метамодерн и «новая искренность» как они есть. На заре истории первые Homo sapiens жили группами по несколько десятков человек. Спустя сотни тысяч лет люди ищут в пространстве «городских джунглей» то же, что и раньше — семью-общину.
Дивный мир кибер-вайфу и убер-тиндеров
Автор телеграм-канала «Китай наизнанку» опубликовал летом 2020 года следующую историю. Третьеклассница получила от родственников в подарок деньги. На них она наняла четвероклассника из своей школы, чтобы он рассказал, что он проходит на уроках математики. Об этом узнала мать мальчика, сообщила директору, детей вызвали на мини-собрание. Одна из причин: если хочешь помочь — помогай бесплатно, так правильно. Но дети живут уже в совершенно иной парадигме — купли-продажи.
Легко перенести этот пример на человеческое общение: люди нуждаются в общении с другими людьми. Так разве можно платить за то, что нужно каждому? Дружба может быть лишь обоюдной, отношения — это работа двух, а не одного. Но это тяжело, потому что вместе с позитивными эмоциями ты так или иначе будешь испытывать негатив: ссоры, обиды. А ведь так хочется всего этого избежать, получая лишь «хорошее».
Без шуток можно заявить следующее: когда европейцы смотрят на японцев, они видят собственное будущее. То, что происходит в Японии, происходит и в других странах, совершивших второй демографический переход. Люди смотрят аниме, спорят из-за своих вайфу, скупают мерч, рисуют фанарт и пишут фанфики. Overwatch ближе всего подобрался к продукту, который по своим принципам совпадает с японскими трендами. Волна boys love-арта по фильму «Союз спасения» с «потрясными мужчинами в форме» подсветила тенденции к гачи-сублимации и в российском обществе.
Пока европейцы ещё лишь фрустрируют от свиданий в Tinder. Пройдёт время, и онлайн-сервисы по типу Rent-a появятся и у нас. В эту сторону движется культура стран, переживших индустриализацию.
В аниме «Девушка напрокат» герои не ищут первопричины их проблем. Персонажи просто пытаются жить в условиях, которые они получили как данность. Но зная о том, какой путь прошло японское общество, лёгкая комедия теперь может стать для вас настоящей трагикомедией.
Как говорится: «Мем смешной, а ситуация страшная»."
"По мнению четверокурсника СПбГУ Александра Е., для его ровесников спокойная жизнь "в соответствии с приблизительным карьерным планом дороже пугающих отношений с другим человеком".
"Отношения — скорее дополнительный аспект жизни. Мы заводим домашних животных вместо детей (особенно девушки, я знаю нескольких). В принципе, мы ищем безопасную замену телесных контактов с людьми связью с животными, которых можно погладить, потискать. С ними можно жить вместе после того, как съезжаешь от родителей", — объясняет Александр.
В развитых странах почти у 20 процентов миллениалов — родившихся с конца 1980-х по начало нулевых годов — никогда не было секса. А те, кто все же завязал романтические отношения, занимаются любовью не чаще четырех раз в месяц, тогда как для поколения их родителей этот показатель равнялся шести. В России такой статистики нет, но социологи признают: у современной молодежи поменялись установки и ценности. Сами миллениалы вполне откровенно рассказывают, почему отказываются от секса.
У меня никогда не было серьезных отношений и до 30 лет не будет точно. Не потому, что я застенчивый, — я считаю это пустой тратой времени. В отношения приходится инвестировать все свои ресурсы. А я не готов идти на это только ради того, чтобы избавиться от мнимого чувства одиночества. Я понимаю: если много работаешь, надо иногда расслабляться. Но это может быть хобби или кино — что-то, что отвлечет и освободит голову. Секс для этого необязателен", — считает 20-летний студент Максим К.
Похожие рассуждения можно встретить в социальных сетях и интернет-форумах практически на любом языке мира. Отсутствие интереса к отношениям и сексу со стороны миллениалов — общий тренд для большинства развитых стран. В Японии в 2015 году ученые обнаружили, что 43 процента опрошенных ими одиноких молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет — девственники. При этом 30 процентов респондентов заявили, что не намерены вступать в отношения вообще.
По данным британских социологов, каждый восьмой родившийся между 1989-м и 1990 годом, оставался девственником до 26 лет. Их американские коллеги, проанализировав данные национального опроса, выяснили: 15 процентов людей в возрасте от 20 до 24 лет не занимались сексом до совершеннолетия или до вступления в брак. Для сравнения: только шесть процентов представителей поколения 1960-х годов придерживались подобного целибата.
"Среди моих ровесников никакого кризиса в отношении секса нет. Его не принято обсуждать публично, но он не считается табуированной темой. Многие понимают секс в обычном смысле — как неотъемлемую часть любви мужчины и женщины. Хотя да, большая часть известных лично мне миллениалов (круг моих знакомых-сверстников — около ста человек), скорее всего, не имела сексуальных контактов", — полагает 21-летний Александр Е.
По словам 24-летнего инженера Антона К., его поколение очень интересуется сексом, но в ближайшие годы в России внимание к этой теме упадет, как это сейчас происходит в западных странах. Пока же девственников в его окружении немного, правда, у тех, кто уже имеет сексуальный опыт, близость с девушками случается довольно редко, признает он.
"Российских исследований об асексуальности миллениалов нет, но я видела много предположений о том, что они уделяют меньше внимания сексуальным отношениям. Восемь лет назад мы проводили опрос среди студентов, в том числе и на эту тему. Сексуальный опыт у большинства из них все-таки был, характерна ориентация на чувства. Брак и отношения они рассматривали как нечто, основанное на любви, симпатии. Сексуальные контакты для них (особенно для девушек) были возможны в рамках отношений. Но брак откладывался во времени. То есть они считали, что в 19-20 лет думать о детях и браке еще очень рано. Стоит попробовать построить отношения. Если не получатся эти, то потом будут другие", — рассказывает социолог, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, приглашенный преподаватель Высшей школы экономики Любовь Борусяк.
У миллениалов общение в немалой степени переместилось в виртуальный мир, зачастую именно там происходит поиск партнера, отмечает исследовательница. Не только знакомства, но нередко флирт и ухаживания начинаются в интернете, а потом переходят в офлайн.
"Для цифрового поколения стало нормальным знакомиться через сервисы интернета. Многим кажется, что заводить знакомства с помощью Tinder и других платформ проще и безопаснее, чем лично. Для молодежи коммуникация сразу в реальности сложна. Они боятся ошибиться, получить отказ. Хорошо это или плохо, трудно сказать. Мы пока не видим итогов, насколько браки, заключенные после знакомств онлайн или офлайн, различаются по своей крепости", — уточняет Борусяк.
Ученые из Калифорнийского университета (Сан-Диего, США) предполагают, что одна из возможных причин охлаждения миллениалов к сексу — увеличение периода детства. Современные молодые люди взрослеют медленнее, чем их родители. В среднем нынешний выпускник школы по своим привычкам и типичным занятиям похож на 15-летних подростков образца 1970-80-х годов, полагают авторы работы.
"Период детства увеличивается во всех странах. Во-первых, его старательно удлиняют родители, которые очень не хотят, чтобы дети от них отделялись. Во-вторых, это связано с увеличением сроков образования. Пока человек учится, он не то что ребенок, но и не взрослый, признаки инфантильности присутствуют. Это общемировой тренд, и мы в нем участвуем тоже", — подчеркивает Любовь Борусяк."
|
</> |