рейтинг блогов

БОЛГАРСКИЙ СЛЕД. КАК ЖУКОВА ПОДВЕЛИ ПОД МОНАСТЫРЬ

топ 100 блогов roman_rostovcev24.07.2025

Главным успехом абвера, позволившим адмиралу Канарису ещё какое-то время оставаться на плаву и сорвавшим далеко идущие планы советского командования по разгрому вермахта в зимней кампании 1942 года, было вскрытие замысла операции «Марс». Напомню, что Генштаб РККА планировал в ноябре-декабре 1942 года нанести три мощных удара на Восточном фронте вермахта: на севере деблокировать Ленинград, под Москвой  нанести разгром немецкой 9-ой армии генерала Моделя, на Юге — сомкнуть кольцо вокруг Сталинградской группировки Паулюса. 

БОЛГАРСКИЙ СЛЕД. КАК ЖУКОВА ПОДВЕЛИ ПОД МОНАСТЫРЬ

В целом же планировалось в зимней кампании 1942-43 годов захватить стратегическую инициативу по всему фронту, повторив в гораздо более больших масштабах прошлогодний (и тоже зимний) успех советской армии под Москвой. Главным направлением удара было, естественно, центральное. 

Сегодня мы считаем главным событием зимней кампании 1942-43 годов Сталинградскую битву, но лишь потому, что именно в ней был достигнут оглушительный успех. Разумеется, если бы советскому командованию удалось бы добиться выполнения всех своих планов, история Великой Отечественной войны была бы написана с точки зрения решающего значения Второй битвы под Москвой, сломившей голову фашистскому зверю у стен столицы, на втором месте поставили бы снятие блокады с Ленинграда, а уж затем упомянули бы и героический Сталинград. 

План разгрома 9-ой армии вермахта, составлявшей костяк всей группы армий «Центр»  и закрепившейся в двухстах километрах от Москвы, получил кодовое наименование «Марс». Общее командование операцией было поручено генералу армии Жукову, что уже само по себе говорит о её первостепенной значимости в общем замысле советского командования.

Нужно отдельно заметить, что инициативный перевод этого участка фронта из состояния статики в состояние динамики было довольно рискованным для судьбы столицы. Немцы уже неоднократно демонстрировали своё умение подловить наступающие советские войска на неосмотрительном маневре в глубину, окружить и разгромить их, а затем ринуться в открывшуюся брешь. Именно таким образом вермахт открыл себе дорогу к Сталинграду и на Северный Кавказ, ответив точным сокрушительным контрударом по войскам Южного фронта, наступавшим на Харьков весной 1942 года. 

БОЛГАРСКИЙ СЛЕД. КАК ЖУКОВА ПОДВЕЛИ ПОД МОНАСТЫРЬ

В случае с операцией «Марс» такой исход в худшем случае был чреват потерей Москвы и проигрышем войны. 

Операция успехом не увенчалась, хотя и не привела к фатальным для судьбы Москвы и всей войны результатам. Немецким войскам удалось остановить советское наступление. Севернее Сычёвки 29 ноября—5 декабря войска 20-й армии, 6-го танкового корпуса и 2-го гвардейского кавалерийского корпуса были разгромлены.

Часть войск советской 41-й армии Калининского фронта, атаковавших в районе города Белый, оказались в «котле», в создании которого приняли участие переброшенные части немецкого 30-го армейского корпуса генерала М. Фреттер-Пико. К 8 декабря они были полностью окружены и позже сумели вырваться из кольца, лишь потеряв почти всю технику.

22-я и 39-я армии также не смогли вырваться на оперативный простор, были контратакованы и остановлены. 8 декабря Г. К. Жуков добился возобновления операции «Марс» и 11 декабря началось новое наступление советских войск. Однако новый удар 20-й армии  вновь закончился неудачей. 39-я  и 30-я армии, которые вели боевые действия в ранее второстепенных секторах, возобновили наступление севернее Ржева, но и их атаки захлебнулись.

БОЛГАРСКИЙ СЛЕД. КАК ЖУКОВА ПОДВЕЛИ ПОД МОНАСТЫРЬ

Что ж, неудачи случаются, война непредсказуема, в поле две воли и так далее. Под Ленинградом у советских войск тоже ничего хорошего не вышло, серия наступательных операций на этом участке фронта закончилась разгромом 2-й ударной армии и пленением генерала Власова. Зато под Сталинградом удалось достичь решительного успеха, и в плен там взяли не генерала, а целого фельдмаршала. 

Всё бы ничего, но в воспоминаниях видного советского разведчика Павла Судоплатова была запущена версия о том, что замысел операции «Марс» был преднамеренно раскрыт командованию вермахта советской стороной. Вот как он описывает эти события:

«Первоначально операция «Монастырь» разрабатывалась нашей группой и Секретно‑политическим управлением НКВД, а затем, с июля 1941 года, – в тесном взаимодействии с ГРУ.  Дезинформация готовилась в Оперативном управлении нашего Генштаба при участии одного из его руководителей, Штеменко, затем визировалась в Разведуправлении Генштаба и передавалась в НКВД, чтобы обеспечить ее получение убедительными обстоятельствами. По замыслу Штеменко, важные операции Красной Армии действительно осуществлялись в 1942–1943 годах там, где их предсказывал дня немцев «Гейне»‑«Макс», но они имели отвлекающее, вспомогательное значение.

Дезинформация порой имела стратегическое значение. Так, 4 ноября 1942 года наш агент  Макс сообщил, что Красная Армия нанесет немцам удар 15 ноября не под Сталинградом, а на Северном Кавказе и под Ржевом. Немцы ждали удара под Ржевом и отразили его. Зато окружение группировки Паулюса под Сталинградом явилось для них полной неожиданностью.

Не подозревавший об этой радиоигре Жуков заплатил дорогую цену – в наступлении под Ржевом полегли тысячи и тысячи наших солдат, находившихся под его командованием. В своих мемуарах он признает, что исход этой наступательной операции был неудовлетворительным. Но он так никогда и не узнал, что немцы были предупреждены о нашем наступлении на ржевском направлении, поэтому бросили туда такое количество войск».

БОЛГАРСКИЙ СЛЕД. КАК ЖУКОВА ПОДВЕЛИ ПОД МОНАСТЫРЬ

Понятно, что это лютый бред. Воспоминания Судоплатова писал, конечно, не сам Павел Анатольевич, их готовили под определенные нужды того времени действующие сотрудники Службы внешней разведки, но и сами они такую чушь выдумать не смогли бы. Авторы этого опуса несомненно имели доступ к архивам, нашли в них какие-то упоминания об утечке информации, приведшей к трагическим последствиям для «заплатившего дорогую цену Жукова», и быстренько сочинили операцию «Монастырь». В реальности ничего подобного быть не могло, если, конечно, Судоплатов не был агентом абвера сам.

Тем не менее, авторы воспоминаний Судоплатова и их высокое начальство в органах госбезопасности было уверено в том, что план операции «Марс»  действительно был передан абверу прямо из Москвы, иначе не стали бы вбрасывать в общественное мнение столь нелепую версию.

Естественно, сейчас эта версия подвергается сомнению, но не по факту утечки информации, а по её происхождению прямо из Генштаба РККА. В раскрутку Судоплатова как какого-то сталинского Терминатора, убившего и Коновальца, и Троцкого, и Шухевича и натворившего ещё Бог знает чего, были вложены большие усилия, судоплатовские версии знаковых событий того времени заложили основу для дальнейших подражаний. Чекистский миф пустил корни в народном сознании, пошёл в рост, начал давать боковые побеги типа «Ликвидатор с Лубянки. Выполняя задания Судоплатова» небезызвестного шпиона-перебежчика Николая Хохлова.  

Но если не Судоплатов со Штеменко подвели под монастырь товарища Жукова, то кто же это сделал? 

Поскольку ставить под сомнение саму операцию «Монастырь», которая с подачи Судоплатова стала считаться прямо-таки вершиной разведывательного искусства, сочли неприемлемым, то было решено считать, что Судоплатов просто перепутал двух Максов — московского и болгарского. То есть перепутал, конечно, не сам Павел Анатольевич, который московского Макса знал лично, а безымянные составители его мемуаров. Но в любом случае кандидатом на срыв операции «Марс» теперь считается некий Илья Фёдорович Ланг, белоэмигрант, сидевший в Софии и строчивший свои донесения абверу прямо с потолка. 

БОЛГАРСКИЙ СЛЕД. КАК ЖУКОВА ПОДВЕЛИ ПОД МОНАСТЫРЬ

Донесения, поступавшие от Ланга, делились на относящиеся к СССР и относящиеся к средиземноморскому театру военных действий. Первые получили в венском бюро абвера условные названия «донесений Макса», а вторые «донесений Морица» (по книге В. Буша «Макс и Мориц»). Впоследствии «Макс» был переименован в «Вилли», затем в «Эдельвейса» и наконец в «Олафа».

Всего «донесений Макса» было порядка 10 тысяч.  Большая часть из них сообщала о формировании и передислокации войск в советском тылу и в непосредственной близости фронта (конкретные номера соединений при этом, как правило, не назывались), в некоторых донесениях речь шла о стратегических решениях, принятых на совещаниях у Сталина, о перемещениях и действиях советских военачальников, а также об актах саботажа, ущербе от бомбардировок и других событиях в тылу. Ланг заявлял, что получает от разветвленной сети антикоммунистического подполья в СССР разведывательные донесения о подготовке операций Красной Армии.

Совпадение занятное. В Москве Макс и в Софии Макс. В Москве монархическая подпольная организация, и в Софии монархическая подпольная организация. И здесь и там немцам сливают план наступательной операции под Москвой. Откуда же болгарский Макс получил сведения об этой операции? Он её просто выдумал, как и все остальные 10 тысяч своих сообщений абверу от несуществующей монархической организации в Москве.  Просто так совпало. 

Это, конечно, тоже бред. Единственной причиной, по которой источник такого уровня как Ланг находился в Болгарии, могло быть только то, что его источники (все до единого) тоже находились в Болгарии. В противном случае Канарис просто перевёл бы Ланга в Берлин. А какие источники могли быть у него в Болгарии? 

Это либо линия НКВД  — посольство  Болгарии в Москве — София — Ланг, либо напрямую НКВД — посольство СССР в Софии — Ланг. Болгария была нейтральной страной до 1944 года, после начала операции «Барбаросса» посольство Болгарии временно представляло германские интересы в СССР. Посол Болгарии в СССР Иван Стаменов был агентом НКВД на связи с тем же Судоплатовым. В Софии в свою очередь спокойно трудился на дипломатическом поприще советский посол Лаврищев Александр Андреевич.  

Именно линия Москва — София использовалась для зондажа условий сепаратного мира с Германией, что, кстати, говоря вменялось в вину Судоплатову на следствии по делу «банды Берия». Эта линия работала до вступления советских войск в Болгарию, и до вступления советских войск в Болгарию осуществлялась же и операция «Монастырь». 

Думаю, что именно через Софию операцию «Марс» и слили абверу. 

Непонятно только зачем. 

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Оригинал взят у chest_i_razym в Путинская месть за сбитый Су Басурмане проговорились. В диверсии погибло 22 военных летчика. Совершенно очевидно, что цель смертника была выбрана не случайно. И я думаю, все умные люди поняли, кто заказал и почему. Путина турки оскорбили. Многие ...
...
Всё же я отстаю от времени. Я всё ещё живу в 90-х и начале 00-х. Это всё равно что в СССР-1948 жить, как в СССР-1928. Но зато я одновременно и забегаю вперёд в Россию будущего. Думая о том, что с ней произодёт после конца "сталинизма" и XX съезда. Ну, примерно, в 1956-й. Вот так и живу ...
обычно пишу сюда всякую фигню. Часто когда мне скучно-грустно, когда хорошо не пишу. Мало личного.  Щас будет такой крик души что... даже не знаю откуда у меня такой эксгибиционизм. наверное от ужаса, чтобы как-то отвлечься, мне просто почти ...
Финальный аккорд или новые приключения 127-го. Кому акрил за червончик?.. пс: ничо не имею против пластика. Но в других (мелких) масштабах. И немножко за другие деньги. Я не заморочен на "чугунии". Но. Как гриццо, есть ...