
Осквернитель духовности, дерзнувший на скрепы, фольк-киллер и фейк-мейкер

А в Москве, с сотнями тысяч украинцев и татар, кыргызов и узбеков, китайцев и немцев, невозможно днём с огнём найти ничего на других языках, кроме того убогого клоачного русского, на котором сейчас говорит и пишет эта страна. Язык, из которого вынуто удивление: черт побери, а мир-то населен более умными и человечными людьми, чем я и мои соотечественники, как же так? Как же я дошёл до жизни такой?». Любезный читатель, ты можешь себе представить реакцию в российских СМИ, а главное - в российских сетях?
Если можешь, то я тебе завидую. Потому что я не могу, мне воображения явно не хватает. Сам текст полностью воспроизвести не могу - Фейсбук удалил его как разжигающий вражду. И конечно же его слова о том ужасном языке, который заполонил и улицы и сети и вовсю прорывается в СМИ, отнесли к русскому языку вообще, ко всему русскому как таковому. Такое да еще от инородца...
Но я давний читатель Гассана Гуссейнова и считаю его очень толковым филологом. Потому воспроизводить его поношения не буду, таковых при желании отыскать - пара минут и Гугл

Сразу скажу - форма критики уличного русского и масштабов его проникновения в информационное пространство, вот форма, которую избрал Гуссейнов мне откровенно не нравится. Даже с учетом того что она намеренно провокативна: он хотел реакции и он ее добился. И конечно же в большинстве случаев именно в той форме, с которой он хотел бороться. Т.е. он поспособствовал укреплению разоблачаемого явления. Профессору да еще и филологии переходить к языку сетей наверное не стоило.
Тем не менее давайте попробуем выслушать самого Гуссейнова
- О происходящем распаде современного русского языка вы говорили еще два года назад в книге эссе "Язык мой - wrack мой". Что стало "последней каплей", побудившей вас написать в FB о "клоачном языке", на котором "говорит и пишет страна"?
- Вот видите, как легко достичь взаимонепонимания! Если я и говорил и говорю о "распаде языка", то только в смысле упадка, переживаемого самим обществом, обществом, посредниками между частями и слоями которого выступают наши СМИ и политические силы. И тут ни о какой "последней капле" не может быть и речи. Язык ненависти заливает средства массовой информации, оглупляет людей, выращивает из их эмоций скрепы коллективной обиды. Вот и получается, что критическое высказывание о негодности и опасности такого их языка люди принимают за оскорбление их самих в лучших чувствах.
Человек, даже не сумевший правильно прочитать довольно простое предложение, начинает защищать от меня язык Пушкина и Чехова.
- Как вы думаете, почему ваш пост, который, по сути, был попыткой защиты русского языка, вызвал такую реакцию? Могли ли вы предположить, что разразится подобный скандал?
- Предположить я этого не мог, конечно. И задачи такой не ставил. Слово "спровоцировал" предполагает сознательность действия. А здесь я высказал несколько соображений, которые пробили некую самозащиту у людей, живущих в медийном пространстве каждодневного производства ненависти. Одни приняли ее буквально на свой счет (например, некоторые телеведущие и прочие пропагандисты,). Другие не захотели принять эту мысль в ее простоте и неприкрытости.
Вообще, скрепить людей в общей ненависти к воплощению зла гораздо легче, чем в общей симпатии.
- Как влияют на состояние общественного языка политические процессы, происходящие в стране?
- Отличный вопрос. Политические процессы выращивают для себя и под себя соответствующий язык. Например, бешеный всплеск злобы, ксенофобии, вселенской обиды на всех и вся - это следствие глубокого разлада между тем, что люди видят вокруг себя, и тем, что им сообщает об этом пропаганда. Это индустрия производства ненависти. И вот многие, надышавшись этого эфира, просто транслируют вовне ненависть, которую испытывают к себе самим за то, что так дали себя провести.
- Политическая ситуация в стране всегда меняет массовое сознание и определяет общий языковой фон в стране: это происходило при Сталине, во времена, когда царила брежневская партийная идеология…Что уникального в нынешней ситуации?
- Нынешняя ситуация уникальна в том, что население России информационно не находится полностью под колпаком государственной пропаганды, как это было в позднем СССР. Большую роль в формировании новостной повестки играют социальные сети и мировые СМИ. Но важно и второе обстоятельство: официальная пропаганда больше не оперирует категориями "мировой революции" или "самого передового общественного строя". Главный лозунг сейчас: "Мы лучше всех, потому что мы - это мы!" А первым виноватым становится тот, кто эту простую истину высказывает.
- Почему, на ваш взгляд, в обществе доминирует маргинальный язык, язык подворотни, и в чем это проявляется?
- Общество российское само себя объявило маргинальным по отношению к современному западному мейнстриму, за которым страна тянулась с конца 1980-х по середину 1990-х годов. А потом перестало тянуться, обиделось на весь свет, захотело самобытности. Жириновский как-то высказал в "Известиях" мысль, что нам нужен общественный строй "с запашком портянок". Почему так случилось, другой вопрос. Но об этой самобытности еще Достоевский в "Записках из мертвого дома" и Шаламов в "Колымских рассказах" исчерпывающе написали. Не надо ждать чудес.
- Вас возмутило то, что в Москве, в которой живут сотни тысяч мигрантов из разных стран, нет печатных СМИ ни на одном из языков, кроме русского. А зачем вообще в эпоху интернета и сетевых изданий нужны печатные СМИ?
- Меня это не возмутило, а только огорчило. Газета, бумажная газета, это для среднего взрослого человека то же, что доска в школе, на которой вы делаете упражнения. Просто в школе на доске вы пишете и стираете в присутствии учителя, а читая газету, проделываете эти процедуры в уме. Каждый день, читая хорошую газету, вы получаете подготовленное редакцией окно в мир для самостоятельного размышления. Разворот газеты с чашкой кофе на столе и хорошим собеседником за соседним столом не заменить никаким экраном. Интернет-кинотеатры не заменят кинозал, а кинозал не заставил забыть о живом театре.
Я позволю себе не согласиться с уважаемым профессором. Я НЕ ВЕРЮ, что он не предвидел взрыва, который последует за текстом о клоачном языке. И я не верю, что умысла о провокации так уж совсем и не было. Ну не младенец ведь Гассан Чингизович: реакцию и националистической тусовки, и академической - где слишком много людей ему завидуют, и просто сетевого мейнстрима предсказать было совсем не трудно.
Но язык массовых изданий, телевидения и наиболее популярных сообществ фейсбука - он конечно впечатляет. Оно многое заимствует у улицы но и улица очнь многое заимствует из него.
И мы видим странную смесь из лубочно-архаизирующео языка скрепоносцев и колоссального вторжения кое-как присвоенных американизмов, все эти фейсы, кейсы, свопинги, шопинги, маркеры, киллеры... (я сам выше использовал несколько, вовсе того не желая - само написалось). Я думаю Бунин и Набоков переворачиваются в гробах.
А филолог ругается. И обвиняет общество - а зря. Зря - потому что будет хуже, и процесс этот не остановить. Империя погибла и не оживет - и уж точно скрепами ее не удержишь. Мы проиграли войну за будущее - и заимствуем язык победителя - так бывает всегда