ОПИЛКИ В БАРХАТЕ

топ 100 блогов cambria_191927.03.2024 ОПИЛКИ В БАРХАТЕ






Думаю, всякий, кто работал в театре, со мной согласится: смотреть спектакль вовсе не так увлекательно, как его готовить и играть.

И сама театральная жизнь много интереснее любой пьесы.

Конечно, когда на сцене мастера, "это другое".


Но рядовой спектакль не идёт ни в какое сравнение с вечным кипением закулисной жизни любого, даже самого захолустного театра.

С бурлящими там страстями.

С новыми затеями, новыми надеждами, вечной битвой амбиций -  и с вечными уморительными курьёзами.

Эти курьёзы очень украшают жизнь.

Причём в театре так было всегда.

Теперь больше в ходу оговорки и "забывалки".
В старину же конфузы подстерегали на каждом шагу.

Сам уклад тогдашнего театра порождал их.

Премьеры тогда следовали одна за другой.
Каждую неделю, особенно в провинции.

Ведь театральной публики там было не так уж много.
Пересматривать одно и то же по десять раз она не желала.


Несколько репетиций - и пожалуйте на сцену:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ









Актёры не всегда успевали выучить роли.
А раз так, то многие и вовсе ролей не учили.

Принципиально.


Такой жрец Мельпомены надеялся на свою опытность, темперамент - и на суфлёра:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ









Суфлёр был обязательной и важной фигурой.
Он был довольно уютно и  разумно устроен, если показать сцену в разрезе:


ОПИЛКИ В БАРХАТЕ









То есть голова на сцене, а ноги в трюме.

Спаситель забывчивых лицедеев всегда выглядывал из суфлёрской будки, держа в руках текст пьесы:


ОПИЛКИ В БАРХАТЕ








Зрителям суфлёр не виден, а вот актёр взаимодействует со своим помощником непосредственно - вот так:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ









Не только неумелые халтурщики, но и многие звёзды императорской сцены ролей не знали и славились "отсебятиной".

О них существует множество анекдотов.
Анекдотов в старинном значении этого слова - то есть вполне реальных историй.

Несколько из моих любимых.

Вот этот случай не легенда – он был зафиксирован многими зрителями.

Давали "На бойком месте" А.Н.Островского в Александринском театре.
Играли прославленные К.А. Варламов и В.Н. Давыдов, любимцы публики.

То были короли смеха – и отсебятины.
Выглядели оба потрясающе.

Константин Варламов:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ









Владимир Давыдов:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ







Тут оба знаменитых толстяка с актрисой Смельской:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ








Итак, играют эти двое Островского.
Сцена на постоялом дворе.


Оба корифея, как обычно, текста не знают совершенно.
А суфлёр, как на грех,  куда-то отлучился.
Такое тоже бывало - суфлёр живой человек, мало ли что.


Что делать, что говорить?
Надо самим что-то сочинять. Раз постоялый двор, то о лошадях?


Давыдов: Ну, что, братец, коней распряг, овса им задал?
Варламов: Распряг коней, батюшка, овса им задал, всё сделал.

Длинная пауза.
Суфлёра всё нет.

Приходится снова что-то выдумывать.

Давыдов: Волнуюсь я: как там наши кони? Распряг ли ты их, братец? Задал ли овса, не забыл?
Варламов: Не изволь беспокоиться. Распряг я коней, батюшка, и овса задал.

Снова тягучая пауза.
Актёры с тоской смотрят на пустую суфлёрскую будку:


Выход нашел Давыдов, причём совсем не по Островскому: 
- Ну, вот что я скажу тебе. Иди запрягай снова, а то мы отсюда никогда в жизни не уедем.

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ







Публика понимает, в чём дело, хохочет, а Варламов радостно удаляется за кулисы искать суфлёра.

Но даже с помощью суфлёра не все актёры справлялись с невыученной ролью.

Особенно трудно бывало, если в тексте попадались мудрёные слова.

Довольно известный провинциальный актёр Н. Выходцев не раз попадал впросак, безбожно перевирая текст.

Играл он серьёзную  роль волхва в трагедии "Смерть Иоанна Грозного" А.Толстого.

Вот суфлёр подсказывает:
- В Рафлях и Зодее три дня читали...

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ










Рафли это старинная гадательная книга, а Зодея содержит толкование знаков Зодиака.

По этим книгам волхв и предсказал царю смерть:


ОПИЛКИ В БАРХАТЕ








Но Выходцев ничего этого не знал.

Потому бойко сообщил:

- И вафли у злодеев мы едали:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ











Или идёт опять же трагедия – на сей раз "Торквато Тассо" Гёте.

Выходцев о пьесе, как водится, понятия не имеет.
Как и о главном герое - итальянском поэте XVI века Торквато Тассо:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ








Выходцев и должен-то был всего-навсего объявить выход Тассо.

Суфлёр подаёт:
- А вот и сам Торквато Тассо!

Выходцев удивлённо молчит.

Суфлёр повторяет реплику:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ









Лицо Выходцева проясняется - понял!


Он торжественно произносит:
- А вот и сам квартальный Тарасов!

Квартальный выглядел так:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ







Понятно, что в трагедии Гёте об эпохе Ренессанса он так и не появился.


Часто нерадивому артисту приходилось "схватить" от суфлёра чужую реплику.
Снова получался конфуз!

В Малом театре начинающий актёр вдруг взял и повторил за суфлёром:
- Как! Вы даже не хотите назвать меня тётенькой?

Актриса Е.М.Левкеева, игравшая тётеньку (и реплика была её), сначала удивилась:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ







Но тут же поправила партнёра:
- Нет, это вы не хотите назвать меня тётенькой.

Зал хохотал.
Хорошо, что давали комедию!


ОПИЛКИ В БАРХАТЕ










"Схватить" можно было не только чужую реплику, но и ремарку.

И.П. Киселевский, выпускник морского кадетского корпуса, оставил карьеру нотариуса  ради сцены:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ








Этот светский красавец успешно играл в провинции и в театре Корша в амплуа "трагика и драматического резонёра".


Выглядел благородно, манеры имел отменные.
Его сотоварищи поддразнивали, называя то "генералом", то "губернатором".

Он генералов и князей разных сортов в самом деле часто играл:


ОПИЛКИ В БАРХАТЕ









Но вот ролей никогда не знал.
Принципиально не учил.

Получив под расписку от рассыльного роль, он засовывал её за зеркало в гримёрке и забывал навсегда.

Однажды он совсем запамятовал сюжет пьесы и никак не хотел вовремя покинуть сцену.
Хотя давно было пора.


- Уходите! - говорит ему суфлёр и указывает рукой на кулису, куда герой Киселевского должен был уйти:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ









Киселевский кивает, гневно указывает рукой на ту же кулису и требует от партнёра:
- Уходите! Уходите сейчас же!


ОПИЛКИ В БАРХАТЕ








Суфлёр в ужасе:
- Уходите со сцены, Иван Платонович! Вы сами уходите! Вы!


Киселевский наконец-то понимает свою ошибку и снова набрасывается на партнёра:
- Так вы не желаете уходить? Тогда я сам уйду!


И наконец удаляется.

В другой пьесе Киселевский был занят только в первом и пятом актах.
Естественно, он поджидал свой последний выход в буфете.


Появившись на сцене в финале, он сюжета не вспомнил, подсказки суфлёра не расслышал.
Как быть?
По привычке решил потянуть время за счёт "отсебятины".


Он принялся разглагольствовать о героине пьесы.

В конце своего монолога он обратился к актёру, игравшему лакея:

- Приехала ли графиня? Я жду её с минуты на минуту, чтобы выразить своё восхищение.

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ









На что обескураженный "лакей" сообщил:
- Их сиятельство изволили скончаться во втором действии.

Именно Киселевский - герой одного из самых знаменитых театральных, как сказали бы теперь, мемов.
Уже отыграв спектакль, он с удивлением сказал товарищу по гримёрке:
- Надо же! А роль-то, оказывается, в стихах была.

Картинка эта для настроения – театральная гримёрка.
Чарли Чаплин и Бастер Китон в "Огнях рампы":


ОПИЛКИ В БАРХАТЕ









Другой талант, не любивший репетиций и выучивания ролей - трагик М.Т. Иванов-Козельский:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ









Этот темпераментный актёр тоже привычно расцвечивал действие пьесы своими выдумками.

Как-то, вслушиваясь в невнятный шёпот суфлёра и ничего не понимая, он решил чем-то заполнить паузу.
Потому обратился к актёру, который во вчерашнем спектакле играл лакея:

- А пока, голубчик, принеси-ка мне стакан воды.

На что получил ответ:
- Помилуйте, Митрофан Трофимович, я сегодня граф-с:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ











Конфузы на сцене случались не только от небрежности, но и от излишнего старания исполнителей.

Провинциальный трагик Н.К. Милославский славился бурным темпераментом.

Бурное проявление эмоций в трагедии вообще считалось обязательным, потому трагики были особенно возбудимы и гневливы:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ









Ведь от них требовалось заводить публику и заражать сильными эмоциями:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ








Николай Милославский был трагиком в полном смысле этого слова.
Актёром взрывного темперамента.

Как и Киселевский, он был дворянином. Бывший кавалерист:


ОПИЛКИ В БАРХАТЕ







Но в отличие от Киселевского, роли свои он знал.
Как и пьесы, в которых играл.


Потому забывчивые и небрежные актёры его просто бесили.

Как-то актёр, игравший дядюшку героя Милославского, забыл текст и переврал подсказку суфлёра.
- Я твой дядюшка Окуньков, - ляпнул он.

Милославский просто взорвался:
- Вы принимаете меня за другого! Кто вы такой? У меня никогда не было дядюшки Окунькова!


ОПИЛКИ В БАРХАТЕ








- Но позвольте…
- Не позволю! – возопил Милославский.- А коли мне не верите, то хоть в афише поглядите, какая у дядюшки фамилия.

Не церемонился Милославский и со зрителями.

Играл он как-то в летнем театре в городском саду.
Билет в сад стоил 30 копеек "с правом смотреть пьесу".


Примерно таким был тот театр:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ









Милославский играл слезливую драму –  его персонаж был ранен, лежал в кровати и  трогательно умирал.
Говорил он, естественно, тихо.


- Громче! Не слышно ничего! Громче! – стали кричать из последних рядов.

Милославский приподнялся со смертного одра и громовым голосом пояснил:
- Я умираю! Не может умирающий громко говорить. А вы, милостивые государи, платили 30 копеек, чтобы пьесу смотреть, а не слушать.

После чего снова лёг и с тихим стоном "умер":

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ









Некий юный актёр с нетерпением ждал дебюта в спектакле, где знаменитый уже Милославский играл кардинала Ришелье.

Молодой человек должен был объявить выход кардинала.
Только-то.
Дебютант без конца повторял и повторял отведённые ему два слова, перечитывал пьесу:


ОПИЛКИ В БАРХАТЕ








На репетициях он вполне справлялся со своей задачей.

И вот премьера.
Эффектная сцена: двор и король замерли в ожидании кардинала:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ










Гнетущая тишина, долгая пауза.

Появляется дебютант, трясясь от волнения, и громко объявляет:
- Радикал Кишелье!

Через мгновение на сцену врывается Милославский в красной мантии:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ









Он хватает беднягу за грудки и трясёт с криком:
- Я Ришелье! И не радикал, а кардинал, каналья! Я кардинал Ришелье!

Сцена получилась драматичная, но публика покатилась со смеху.

Что говорить о дебютантах, если даже великие мастера сцены могли (и могут!) и забыть реплику, и оговориться!


К.С. Станиславский долго играл полковника Вершинина в "Трёх сёстрах" Чехова:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ








Он же сам и поставил спектакль.

Но однажды он нечаянно представился Лужскому, который играл Андрея Прозорова, так:
- Прозоров.

Лужский оторопел:

ОПИЛКИ В БАРХАТЕ








И не нашёл ничего лучшего, чем ответить:
- Как странно - я тоже.

Пришлось Станиславскому-Вершинину представляться заново.

Такое, впрочем, может случиться и теперь.
Когда актёры прилежно учат роли и боятся режиссёра куда больше, чем немилосердной и смешливой публики.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Исследования Объединенного кредитного бюро показали, что почти 60% населения России имеют открытые кредиты, а среднестатистический российский заемщик должен банку около 210 тысяч рублей. Ранее Центробанк рассказал, что долги перед банками имеются примерно у 38 млн россиян, в том числе ...
Корреляция между проникновением телевидения и рождаемости в ...
В 80-90х годах у детей не было компьютеров, а всё веселье происходило во дворе, в компании товарищей и нередко — горючих и взрывчатых материалов. В 2012 году фотограф и программист Алексей Мараховец написал пост о наиболее ярких и запоминающихся атрибутах своего детства. ...
Я уже разбирал вопросы отношений с КНР. Смешно опираться на союз с США, если США имеют на Филиппинах больше десятка военных баз, на словах связаны договором о взаимопомощи, защитить Филиппины проще, чем другую страну - до Филиппин от КНР морем больше десяти Ла Маншей, но реальной помощи ...
Не успели сотрудники КМСС отправить открытое письмо комитету солдатских матерей как стало известно об очередных преступлениях против защитников родины. То собачим кормом накормят , то у лейтенанта денег отожмут. Данные события ...