О сути "призывов к трудолюбию" в современном мире

топ 100 блогов anlazz17.06.2019 Удивительно: но у и наших «доморощенных» патриотов самого различного «разлива», и у наших самых, что ни на есть прозападных, либералов есть одна общая черта. А именно – они крайне любят идею о том, что «народ должен больше работать». Разумеется, делается это с различных – на первый взгляд – позиций. Например, российские либералы-западники убеждены, что русский народ отличается каким-то особым отвращением к труду – в отличие от народов европейских. Об этом обычно очень много говорится – с обязательным смакованием того, как «совковое быдло» отличается от добросовестных западных работников.

Это давно уже стало настолько привычным, что практически не замечается: ну да, если человек утверждает про «западные ценности», то значит, неизбежно будет говорить о «ленивых русских». В общем, что  с него взять: русофоб – он и есть русофоб. Однако внезапно выясняется, что и «охранители» - т.е., те, кто, как казалось бы, все свои силы тратят на преодоление  указанной русофобии, кто декларирует своей целью благополучие и процветание России, высказывают практически то же самое. Правда, напрямую о «русской лени» они не заявляют – однако идея о том, что «надо больше работать» у них проскальзывает постоянно. Скажем, по отношению к любым выступлениям, которые хоть как-то направлены не против власти даже – а против ее различных недостатков, которые указанная власть, кстати, прекрасно понимает. В результате чего любые митинги и пикеты вызывают у данной категории одну реакцию по отношению к выступающим: «идите работать!»  Дескать, если вы не по митингам шляться будете, а вкалывать на благо Родины, то сразу наступит неземная благодать и все проблему исчезнут сами по себе.

Тут, конечно, крайне символичен тот факт, что подобное поведение «охранителей» оказывается полностью  совпадающим с поведением «либералов» тех времен, когда последние были в «фаворе» у власти. Т.е., когда именно «либеральные журналисты» и прочие деятели могли считаться «работающими на власть» - а «патриоты», ставшие теперь «охранителями», находились в оппозиции. Поскольку тогда указанные «блюстители свободы» так же с презрением смотрели на любые «патриотические выступления», и так же считали их участников «бездельниками» и «биомусором».  И так же «советовали» им «идти работать, а не драть горло» - разумеется, во славу торжества либеральной идеи и демократических ценностей. («Если вы будете вкалывать, как европейцы – то у нас будет Европа.)

* * *

Впрочем,  это положение можно было бы сравнить с известным актом взаимодействия жабы и гадюки – с соответствующим отношением к указанным двум «силам» - если бы не одно «но».Состоящее в том, что указанное единство «охранителей» и «либералов» в данном вопросе оказывается далеко не случайным. Поскольку оно выражает, по существу, один из базовых мифов современного постсоветского мира: миф о том, что успешная и богатая жизнь может быть создана путем упорного труда. И что много работая, человек – или даже целая нация – может гарантированно изменить свою жизнь к лучшему.

Понятно, что данная концепция практически совпадает с еще более старым мифом о «протестантской этике», к которому обычно отсылают все исследователи данной идеи. Однако стоит понимать, что ко второй половине 1980 годов – т.е., к тому времени, когда начал складывать корпус «антисоветской идеологии» - данная «этика» давно уже была мертва. И поэтому прямо связывать появление указанного мифа с ней было бы странным. (Тут еще можно указать на то, что на территории России «протестантская этика» не могла быть массовым явлением из-за малой численности протестантов – но это будет уже излишним.) Поэтому настоящим основанием появления концепции о связи труда и богатства стоит считать несколько иное. А именно – то положение, которое трудовая деятельность занимала в СССР. Наверное, тут не надо говорить, что в Советском Союзе труд занимал самый верх системы ценностей – и ценился настолько сильно, что любой субъект, занимающий хоть какое-то положение в советской иерархии, неизбежно должен был подчеркивать свое «трудовое происхождение». И хотя понятно было, что данное «подчеркивание» не во всех случаях имеет отношения к реальности, однако считалось, что это – некое исключение.( И в реальности человек, шагнувший в обком партии напрямую из обкома комсомола – минуя заводские цеха – воспринимался, как некое «искажение», нарушение истинного закона мира, которое обязательно должно быть исправлено.)

 Собственно, именно поэтому в тот момент, когда произошло отторжение социализма – по причинам, которые разбирать тут нет смысла – сразу же возникло представление о том, что уже при капитализме-то этот закон должен исполняться. (Ведь капитализм – антипод социализму, а значит – в нем не должно быть советских недостатков.) Именно по этой причине и была вновь извлечена из анналов истории пресловутая «протестантская этика» (вместе с Вебером) – которая должна была возвратить труду его высокое место в жизни. Правда, с самого начала «антисоветской истории» стало понятно, что данный принцип не то, чтобы не соблюдается – но отрицается практически всей сложившейся системой. В том смысле, что на вершины социальной пирамиды сразу же взгромоздились если не очевидные преступники, то, в самом лучшем случае, представители того самого «начальства», которое в позднесоветское время вызывало столь отрицательные эмоции.

* * *

Однако этот факт не вызвал полного отторжения антисоветизма – скорее наоборот, подобные «нестыковки» старались объяснять «пережитками совка». И на каждый пример доморощенных нуворишей старались приводить гипотетические случаи «настоящих миллионеров из народа». Разумеется, с Запада – поскольку откуда им еще браться. Правда, впоследствии выяснилось, что и с этими примерами не совсем все ладно – поскольку многие «народные капиталисты», вроде бы, начинавшие с пресловутых «гаражей», в реальности оказывались связанными с наследственной элитой. (Или прямо, как Гейтс, или косвенно, как Джобс.) И в реальности даже на Западе  создать богатство «собственными руками» удается очень не многим. (Причем, именно удается – т.е., речь идет о везении, случайности, которая в плане обогащения играет более значительную роль, нежели пресловутое трудолюбие.)

Тем не менее, отказаться от подобного конструкта оказывается очень и очень трудно – поскольку иначе выявляется такая неприглядная суть существующего общества, перенести которую оказывается очень и очень сложно. Поскольку тогда придется осознать, что для большинства единственная участь, которая достижима – это участь вечного раба, вкалывающего на хозяина. (Самому же стать последним практически невозможно – «поскольку у генерала есть свои дети».) Поэтому современному человеку приходится, volens nolens, поддерживать распадающийся миф, несмотря на все понимание его неадекватности.

На этом фоне отсылки к «недостаточно усердному труду», якобы не дающему отдельно взятому человеку или целой российской нации достичь вожделенного богатства, выглядят крайне нелепо. Но еще нелепее они становятся при понимании того, что в реальности россияне вкалывают достаточно – как уже говорилось, количество рабочих часов в РФ гораздо больше, нежели в Германии, США или Японии. Правда, меньше, нежели в Южной Кореи, жители которой вкалывают по 52 часа не неделю. (Причем, еще недавно этих часов было 68! Т.е. больше 9 часов в сутки при отпуске всего в 10 дней.) Однако стоит ли завидовать корейцам – которые, конечно, создают прекрасные автомобили и телефоны, однако при этом умудрились стать «антирекордсменами» в плане рождаемости: этот показатель тут составляет 1,17 рождений на женщину? Да и с гарантией своего нынешнего привилегированного положения у Республики Корея оказывается все не сказать, чтобы гладко – в том смысле, что опасность не удержаться в «клубе развитых стран» с каждым годом возрастает.

* * *

Да и вообще, как было написано в прошлом посте, количество труда в реальности мало влияет на положение страны в мире. По крайней мере, в настоящее время – когда общая стагнация мировых рынков не позволяет больше вырывать «место под солнцем» путем удешевления и улучшения продукции. Так как, во-первых, все, что могло быть удешевлено – давно уже удешевилось благодаря той же Южной Корее с Китаем. (А улучшения, по существу, оказываются рынку просто не нужны.) Ну, а во-вторых, поскольку все развитые страны давно уже используют нерыночные механизмы для обеспечения преимущества «своей продукции» - и пресловутая «торговая война» между США и КНР тут является лишь кульминацией указанного процесса. На этом фоне, разумеется, надеяться на повторение «японского чуда» или, скажем, «немецкого чуда» - которые возникли из-за того, что Штаты давали некоторым государствам серьезные преференции в торговле –было бы смешным. (Поскольку, как уже не раз говорилось, главной целью данных преференций было сдерживание распространения коммунизма. А поскольку последнего сейчас нет – то вероятность повторения подобной практике равна нулю.)

А значит, призывы и «либералов», и «охранителей» к усердному труду, по существу, бессмысленны. Точнее сказать, бессмысленны они для тех, кого они призывают «вкалывать не покладая рук» - поскольку понятно, что некая локальная выгода у конкретных хозяев от роста интенсивности труда, все же, возможна. Вот только это именно локальная выгода, не способная перейти во что-то более серьезное – а главное, не способная хоть как-то изменить положение основной массы народа. И уж конечно, смешными в подобном положении являются отсылки к «советскому прошлому» - поскольку в нем, во-первых, никаких хозяев не было, и получателем выгоды от роста производительности было все общество. А, во-вторых , производство было основано на принципах, отличных от рыночных, и указанные выше «ограничители» в нем не работали.

Поэтому «привязывать» СССР к современной РФ, а так же отсылать к «советским нормам» в ней можно только при условии полного непонимания сути и обоих обществ. Впрочем, именно это можно сказать и про «либералов», и про «охранителей». С соответствующими выводами…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я не счел все три сюжета достойными новости, но по российскому интернету они разошлись крайне широко, и стоило бы их прокомментировать. Сюжеты такие: Церковь борется с экономической оккупацией Греции, "митрополит-борец" борется за присутствие ...
Фосфор является одним из ключевых «строительных кирпичиков» жизни. Он присутствует в нашей ДНК и клеточных мембранах. Но как именно он попал на Землю? Чтобы ответить на этот вопрос, группа европейских астрономов объединила результаты наблюдений, выполненных комплексом радиотелескопов ...
Девушки, простите за наивный вопрос, но вот такое я неискушенное. Чем сделать такую укладку На своих совершенно прямых волосах, ну то есть чтоб был такой организованный лохматый объем. Какие укладочные средства и расческа нужна. Может кто объяснит максимально просто для чайника или ...
18+ ...
Имея дневник, читая его, ты живешь сразу в двух временах. Оживает давно прошедшее, и оно начинает говорить. Действительность удваивается. Как Янус – ты глядишь и в одну строну, и в другую. И не то чтобы ты глядишь назад. Прошлое не прошло. Нет, ты снова все это переживаешь, пусть не так ...