Еще раз о «генезисе хрущевок» и о «нефтяном вопросе» в СССР

топ 100 блогов anlazz11.06.2019 Кстати, интересно, что во время разговоров о вопросах урбанизации и типах расселения людей в СССР часто упускается много важнейших деталей. Деталей, которые совершенно не видны жильцам (потребителям) – но крайне важны в масштабах страны. Одной из этих «деталей» выступает несколько затронутый в предыдущем посте «вопрос о нефти». Причем, проявляется он в самых различных аспектах советской жизни – начиная от устройства отопительной системы, того самого «центрального отопления», и заканчивая системами транспорта. Однако смысл данного «проявления» был всегда один: а именно, нефти и продуктов ее переработки в стране всегда не хватало.

Да, именно так: большую часть времени своего существования Советский Союз провел на «жестком нефтяном пайке». Разумеется, «черное золото» тут добывалось – к великому счастью, поскольку иначе надеяться на индустриализацию было бы невозможно. Однако количество его добычи было явно недостаточным – поскольку до Второй Мировой войны единственным используемым нефтяным месторождением было Бакинское месторождение в Азербайджане. Разумеется, данное сырье существовало и в других местах: например первую нефть в России нашли вовсе не на Кавказе, а… под Иркутском (1684 год), а первая добыча началась в Ухте. (1745 год.) Однако рентабельность добычи – особенно с учетом транспортных расходов – там изначально была на порядки больше.

Поэтому неудивительно, что вплоть до момента создания в стране индустриальной базы, достаточной для ведения интенсивной нефтедобычи (который наступил где-то 1940 годах) вопрос об обеспечении СССР жидким топливом постоянно «проявлялся» в самых разнообразных вещах. Например, в  «транспортном плане» - скажем, именно из-за проблем с нефтепродуктами в советских городах делалась ставка на электротранспорт, поскольку электростанции работали на угле или торфе. Или, скажем, в вопросе строительства автомобильных дорог  – т.к. для производства асфальта требуются нефтепродукты. (Ну, а для бетона нужен был не менее дефицитный тогда цемент.) Ну, и разумеется, это определяло и градостроительные вопросы – например, в плане возможных вариантос применяемых отопительных систем. Скажем, именно это делало невозможными разнообразные «индивидуальные отопители/водонагреватели», работающие на мазуте или природном газе – добыча которого была тесно связано с добычей нефти.

Более того – это накладывало ограничение и на уголь, который – как было сказано выше – в то время требовался в огромных количествах и для транспорта (паровозы), и для электростанций. Поэтому 90% домов отапливались архаичных способом – дровяными печами. Что, во-первых, было довольно трудозатратно – и в плане заготовки дров, и в плане их использования. А, во-вторых, крайне пожароопасно. Впрочем, если учесть, что «урбанистический переход» - т.е., переход к преобладанию городского населения – произошел в стране лишь в середине 1950 годов, то можно догадаться, что для основной массы населения все это было лишь досадной мелочью на фоне более серьезных проблем крестьянского существования. И что избу площадью в 20 кв. метров, где помещаются 10 детей и двое взрослых – а порой еще телята с поросятами – дровяной печью обогреть, все-таки, было можно. Правда, назвать комфортным подобное существование тяжело, однако когда жизнь крестьянина была комфортной?

Тем не менее, для городского жилья сохранять подобное положение оказывалось невозможным – поэтому вопрос об эффективности отопления с учетом имеющихся ресурсов, а так же оптимальности их использования становился наиважнейшим. Собственно, именно отсюда и проистекает концепция приоритета многоквартирных домов – имеющих вначале «индивидуальные котельные», а затем – и центральное отопление. Поскольку это, во-первых, позволяло использовать в качестве топлива уголь или даже торф. А, во-вторых, давало возможность обходиться без прислуги, которая возилась бы с печами-каминами, а так же развозила был все это по квартирам. (Тут еще можно указать на то, что в условиях многоквартирного дома отапливать необходимо все квартиры – поскольку иначе возможны крайне неприятные ситуации, вроде промерзания стен и заморозки труб.) В совокупности с необходимостью решения транспортного вопроса – то есть, с относительной дороговизной создания длинных транспортных маршрутов для применяемого электротранспорта  – это и приводило к появлению концепции многоквартирного дома «умеренной этажности» в качестве «базиса» советской урбанизации.

Причем, как уже говорило, начался указанный процесс еще до создания мощной домостроительной промышленности – в период постройки т.н. «соцгородов». (Кстати, тогда преимущественной этажностью было 2-3 этажа – из-за отсутствия подъемных кранов. Когда последние были – строили 5-9 этажей.) Разумеется, применялись и другие «типы» зданий – начиная с дорогостоящих «сталинских высоток», которые, впрочем, изначально рассматривались, как «имиджевые проекты», т.е., архитектурные доминанты. И заканчивая пресловутыми «бараками» - т.е., временными деревянно-щитовыми строениями, кои до перехода к индустриальному домостроению позволяли относительно быстро обеспечить население жильем.

Однако –если говорить о  последнем варианте – то стоит понимать, что он с самого начала рассматривался, как временный. Причем, временный на очень короткое время, поскольку в нашем климате дощатый щит, заполненный опилками, служит не более 10-20 лет. А, во-вторых, однозначно низкая плотность жилья подобного типа – куда, кстати, входили не только бараки )т.е., дома «коридорного типа»), но и «коттеджи» на 1-2 семьи – серьезно ограничивала их применение в «транспортном плане». И это без проблем с завышенной необходимостью отопления подобных строений. (Разумеется, для временного жилья с «комфортом на уровне избы» это было некритично – но все прекрасно понимали, что для реального домостроения развитого общества данная схема не годится.)

В общем, можно еще раз сказать, что никаких реальных способов реализовать массовое «индивидуальное строительство» в СССР не было. (Разумеется, если не брать в качестве базового типа жилья крестьянскую избу – как это было до того.) Поскольку все будет упираться в два «главных ограничителя»: в отопление и транспорт. Которые – как уже было сказано – завязываются на нефть и газ. Т.е., на то, что в нашей стране вплоть до конца 1960 - начала 1970 годов было в огромном дефиците. («Доступная нефть» в СССР появилась только с освоением Самотлорского месторождения в Западной Сибири, а «доступный газ» - с освоением запасов Уренгоя.) Поэтому именно с указанного момента в стране было начато развитие массового автотранспорта – как раз в конце 1960 годов советские автозаводы были модернизированы под новое, массовое производство, а так же построены новые. Причем, это коснулось не только легковых машин – но и автобусов. (Скажем, знаменитый ЛиАЗ 677, ставший «главным автобусом» СССР на долгие годы и «приведший» данный вид транспорта в провинцию, начал выпускаться с 1968 года.)

Кстати, то же самое можно сказать и про автомобильные дороги – которые до конца 1960 годов представляли собой, в основном, грунтовые или гравийные пути. (За исключением небольшого числа «общенациональных магистралей».) А уже к началу 1980 годов не только «магистральные», но и большая часть сельских дорог (70%) оказалась покрыта асфальтом. К концу же указанного десятилетия понятие «грунтовая дорога» почти ушло в прошлое. (Нет, разумеется, подъезды к малозаселенным населенным пунктам – особенно на востоке страны – остались грунтовыми, но касалось это небольшой части населения.) Собственно, после вышесказанного становится понятным, почему о «частном домостроении» вновь заговорили именно в 1980 годах – хотя «формальные возможности» для этого были всегда. (Еще раз напомню про ссуду на жилищное строительство в 1,5% годовых сроком на 20 лет. Которую мог получить любой человек –однако желающих было не особенно много.)

В общем, можно сказать, что путь нашей страны к возможности –именно к возможности, не оптимальности – индивидуального домостроения оказался крайне длительным и очень затратным. Поскольку потребовалось провести индустриализацию – получив технологии, достаточные для освоения сибирских месторождений нефти и газа – а затем суметь построить нефте и газодобывающую промышленность, достаточную для того, чтобы производить топливо для машин, асфальт для дорог и газ для котлов. И только после этого понятие «индивидуальный дом» стало означать что-то более-менее отличное от пресловутой избы, стоящей среди непролазной грязи. Надо ли после этого говорить о том, как же рационально и выгодно для всего населения было строительство пресловутых «хрущевок».

На этом можно было бы и завершить тему. Однако хочется сказать еще об одном вопросе, связанном с вышеуказанном. А именно – о том, что же в реальности стало основанием для появления самого «мифа о субурбии». Того самого, который возник в США и распространился оттуда на весь остальной мир. Впрочем, исходя из вышесказанного, нетрудно догадаться, что речь пойдет, опять-таки, о нефти. Но нефти не в СССР, а в США. Где указанная «черная жидкость» - в полной противоположности нашей стране – была до определенного времени не просто доступна – а очень доступна. Настолько, что даже небогатый фермер в Техасе мог поставить простейшее качающее устройство – и добывать себе столько «черного золота», сколько захочет. (Это не из Сибири нефтепровод тянуть, и не в Ухте газ добывать.)

Отсюда неудивительно, что, например, в 1930 году бензин стоил 10 центов за галлон. (3,8 литра – т.е., порядка 2,6 центов за литр.) При средней зарплате в 100-160 долларов в месяц получалось, что американец на эти деньги мог купить почти 4 тыс. литров жидкого топлива! (Причем, речь шла именно о «среднем» американце в «статистическом» понимании – т.е., о рабочих и мелких служащих – поскольку те, кто «попадал» в складывающееся тогда представление о «среднем классе», имели доходы раза в два выше.) То есть: думать об отоплении жилища, а так же о том, чем же заправлять автомобиль, американцу было просто не нужно. Впрочем, и отапливать свой дом ему, по существу, необходимо было в минимальной степени – на большей части США изотерма января положительная, а, скажем, Чикаго – город, климат в котором схож с климатом Краснодарского края – считается тут «северной дырой». В подобном случае даже щитовые домики – по конструкции один в один сходные с уже помянутыми «сталинскими бараками» - прекрасно удовлетворяют все имеющиеся потребности. (Причем, в отличие от России, они способны тут простоять несколько десятилетий –скажем, брошенные в начале ХХ века шахтерские поселки в Штатах прекрасно сохранились.)

Ну, и как «вишенку на торте», можно указать то, что отсутствие промерзания почвы делает и дорожное, и жилищное строительство в Америке оказывается на порядок более дешевым. (Вне вопроса о применяемых технологиях.) На этом фоне неудивительно, что идея о «субурбии», как об идеалистическом рае для миллионов оказалась реально реализованной именно тут – и более того, уже в 1930 годах стала массовой, определяющей культурные и экономические особенности страны. Правда, так же очевидно и то, что эта концепция, основанная на «природной халяве», в реальности оказалась и чрезвычайно уязвимой к подобной халявы наличию. (На самом деле, кстати, это относится не только к данному вопросу – но и к другим сторонам жизни США.) Но это, разумеется, уже совершенно иной вопрос – хотя вопрос крайне интересный. (Например, с т.з. объяснения «поведения» Штатов в последние несколько десятилетий.)

Однако рассматривать его надо отдельно. Равно как надо отдельно рассматривать то, чем же определяется строительство жилья в современной России и как оно связано с реальностью.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. ...
      У Лёвы Шимелова было одно безобидное свойство: тех, кто раздражал или выводил его из себя, он «провожал» таким добрым напутствием, что оно иногда вызывало оторопь даже у тех, кому «посчастливилось» просто услышать его в отношении ...
Давно думал начать публиковать папины стихи, да всё не знал как это правильно сделать. Сначала хотел издать книгу. Но кому нужна книга стихов неизвестного поэта? Можно, конечно, раздарить эти книги людям, но, скорее всего, это будет напрасный труд – люди из вежливости поставят такую книгу ...
А давайте своими мудацкими поступками делиться, м? Я вот, когда до Фадеича служил, веселый был. Всё песни пел. Нюрка, падчерица. Ейную мамку когда напивался, побивал. Нюрку эту однажды в поселок повез. Мамка ей, Нюрке, 300 рублей на пальто собрала. Я говорю- отдай их мне. И с дружками ...
Неделя истерики власти подходит к концу. Страх - её смысл и содержание. Животный, тёмный, пещерный. Как и 99 лет назад, человек без ружья идёт в Смольный для того, чтобы проворовавшаяся элита ответила за свои дела. Ответила, пока первый и единственный раз в истории: за всё и сразу. Это ...