О коллективной ответственности
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Внутри российского народа часто разжигают рознь. Притом до такой степени иногда, что несогласных с собой объявляют «нерусскими» и «нероссийскими» просто по факту несогласия. Я же предложу обратить внимание на то, что нас всех здесь объединяет, является общим для нас: например, любовь к коллективной ответственности.
Давайте, вспомним: наш человек из Австралии цитирует автора по фамилии Шмелев, который сначала пишет про испытываемый им ужас и страдания, а потом заключает, что ответят за них не виновные в них преступники, а Россия и российский народ целиком. Другой наш человек (из Канады) пишет, что всем русским должно быть стыдно за действия иных русских. А наши люди из России пишут, соответственно, что нормально, когда младенцы погибают на Украине – если Зеленский гад, то почему же не гибнуть украинским младенцам? Разве они не виноваты, что родились там, где президент – гад?
Конечно, может быть, я ошибаюсь, и увлечение коллективной ответственностью присуще не нам как народу, а и многим другим людям. Всего лишь, может быть, дело в том, что англо- и немецкоязычные форумы я посещаю редко, поэтому приписываю коллективную ответственность нашим страстям. Но у нас я ее знаю точно, поэтому и продолжу говорить как о нашей.
Вспомним советские годы и отношение к немцам. В блогах попался рассказ, как человек пришел в 80-х в московский ресторан со своим приезжим другом из ГДР. Обслуживал их официант, тоже его знакомый, и, приняв его заказ, без задней мысли спросил: «А твой фашист что будет?». Как пишет рассказчик, официант ни в коей мере не хотел обидеть, просто сказал, как привык. И действительно, кто еще мог быть немец, если не фашист? И какая разница, что он родился уже после второй мировой? И что его родители были, может, в антифашистском сопротивлении («но были и другие немцы»)? Он же немец, значит, фашист.
Или вспомним новейшее – отношение к «бандеровцам». Я помню вызывающие ужас рассказы про пытки и казни. И помню, как от них перекидывают мостик к «бандеровцам вообще»: вот, некоторые из них делали так, значит, они все вообще – такие вот ужасные палачи. То есть действуют по аналогии с создателями рекламных плакатов: там нарисовано мороженое, и счастливая смеющаяся семья, его поедающая, - значит, мол, тоже ешьте мороженое и будете счастливы. Только с «бандеровцами» применяют более жуткий эмоциональный перенос: кто-то из них совершал военные преступления, значит, каждый, кто имел к ним отношение (хоть бы подросток, носивший им еду по указанию отца), - тоже палач и военный преступник.
При всей выгодности коллективной ответственности (выбрал случайный признак и всех скопом записал во врагов – можно экономить интеллектуальный ресурс и не напрягаться, вычленяя отличия и сходства) есть и очевидные негативные последствия: в частности, военных преступников в своих рядах признавать становится невыгодно – если несколько человек бросают тень на всех остальных, то, значит, и мы станем ужасными палачами? Нет, такому не бывать. Лучше мы огульно пойдем в отрицание. Лучше мы будем покрывать настоящих военных преступников, только бы они не бросили тень на нас всех.
Точно так же становится сложно признавать и другие ошибки: если бьют всех разом, не разбирая виновных и невиновных, то из самосохранения придется защищать отвратительного человека – и сам бы хотел, чтоб его наказали, но он же по случайному признаку со мной из одного коллектива, а ответственность коллективная, приходится идти против своей совести.
Но зато, конечно, бывают и утешения. Например, можно наслаждаться отраженным светом чужой славы. Кто-то великий ученый и при этом совпал со мной по случайному признаку – и я, значит, молодец! Кто-то совершил подвиг и совпал со мной по случайному признаку – и я, значит, молодец, ведь у меня тоже этот случайный признак есть.
С пониманием относясь к такой стратегии и полагая ее уместной в старые времени, когда интеллектуальный ресурс был в дефиците (требовалось тратить силы на иное), я думаю, что сейчас мы можем позволить себе уже и более умственно затратные действия. В частности, заключить, что если некто – военный преступник, то он и несет ответственность за свои действия. И пусть он тоже русский, как я, или тоже весит 97 кг, как я, - ответственность у него личная, а не коллективная всех 97-килограммовых. Точно так же, если некий брюнет или украинец совершил военное преступление, то и ответственность следует нести ему, а не всем брюнетам вообще.
Точно так же, разумеется, величие Чайковского или Достоевского никак не касается меня: от того, что они гении, я не становлюсь ни лучше, ни хуже. То, что они такой же национальности, совершенно не добавляет и не убавляет моего достоинства.
Да, величие других людей той же группы может помогать в, так сказать, «негативном» смысле. Если кто-то скажет «все русские – дураки», то можно спросить: и Достоевский с Павловым тоже? И этим показать ошибочность суждения, неуместность дискриминации по групповому признаку: хочешь оскорбить меня, так оскорбляй меня лично, поскольку, пытаясь привлечь группу, неизбежно сядешь в лужу.
Опять-таки, можно сказать, что человек с комплексом неполноценности без коллективной ответственности не сможет больше утешаться чужим величием, не сможет компенсировать чувство своего ничтожества мыслью «зато я тоже русский (украинец, еврей, поляк)». Но это и хорошо, поскольку комплекс неполноценности желательно не «анестезировать», а устранять. А через коллективную ответственность это не достигается. Это можно получить только, если уяснить чувство человеческого собственного достоинства, - понять, что каждый человек является ценностью (полноценностью), независимо ни от каких других его черт. По мере уяснения этого и комплекс неполноценности проходит и позволяет мыслить яснее.
И, взвесив все указанные соображения, я предлагаю такое резюме: здорово, друзья, что у всех нас, где бы мы ни жили, есть какие-то общие черты – например, страсть к коллективной ответственности (пусть возлагаем мы ее на разные группы, но в самой страсти сходимся). Но, кажется, пору, когда она была полезна, мы уже потихоньку прожили, и сейчас она доставляет нам больше вреда. Соответственно, предлагаю потихоньку заменять общую для нас всех страсть к коллективной ответственности столь же общим для нас пониманием ценности и своеобразия каждого человека.
|
</> |