Законы движения человечества: расширения, объединения и лучшей реализации
new_rabochy — 02.01.2023Поздравляю всех членов сообщества с наступившим Новым годом!
И вслед за тремя законами движения человечества, какие вывел Адам Смит, предлагаю обсудить еще три кандидата в такие.
А. Человечество стремится к расширению – освоению все большего пространства.
Я не ожидаю встретить возражения этому суждению. Хотя, конечно, если они будут, то я их приветствую.
А не ожидаю сомнений, поскольку как иначе человек освоил бы все пространство Земли, если бы не стремился постоянно к расширению? Когда люди были голодны, они мигрировали в поисках лучшей доли. Когда люди были сыты, они изучали от скуки («тут все обрыдло, пусть и налажено, поищу новизны») и из интереса. И в результате вся Земля теперь является нашей.
Если делать прогнозы на основании такого закона, то он может звучать так: человечество все больше и лучше для себя будет осваивать планету (включая океан), а потом еще больше сил направит на космические путешествия и колонизацию. Сейчас освоение космоса тоже идет: в виде наблюдения за звездами в телескопы. Но, забегая вперед и увязывая с тем законом, какой я напишу третьим, я предположу, что одними телескопами дело не ограничится, и человечество, несомненно, будет осваивать космос так же, как когда-то осваивало новые материки.
Вопрос «зачем», который иногда задают некоторые, тут не будет иметь значения, поскольку расширение – это желание человечества. А желание само в себе и для себя является основанием и не требует дополнительного обоснования (моя любимая фраза, менеджеры банков после ее произнесения осекаются и больше не задают мне вопросов «почему», если я уже сказал «не хочу»).
Это желание не у всех будет проявлено в равной степени (как и любое другое), точно так же, как и в эпоху Великих Географических открытий большинство сидело дома и не стремилось куда-то еще. Но у человечества в целом оно будет достаточно сильным, чтобы космос оно (мы) все-таки освоило тоже.
Б. Человечество стремится к объединению.
Здесь я некоторых возражений ожидаю. Например, «какое же объединение, если войны?».
Но тут предложу иметь в виду, что война сама по себе – лишь способ установить взаимодействие.
Да, в основном, говоря про объединение, мы представляем себе какие-то договоренности, сотрудничество, взаимоуважение: воображаем себе путь торговли или религии, или культуры (нации) и другие подобные варианты.
Но при этом и война – средство объединения: если мы представляем себе такой конфликт, в результате которого одно княжество вошло в состав другого, то сомнений по этому поводу быть совсем не должно – было две «страны» и «общества», стало одно, куда еще «объединительнее»?
Но и когда война заканчивается торговым договором, дипломатическим соглашением – это всё тоже способ достижения сотрудничества.
Всего лишь мы противопоставляем друг другу способ объединения с помощью разума (слов) и способ объединения с помощью силы: то есть ситуации, когда обе стороны признали свой разум недостаточным («не можем понять, как нам наладить устраивающее нас сотрудничество»), равно как и признали недостаточной свою способность коммуникации («не можем договориться»), и в результате решили положиться на природу – столкнемся друг с другом, как не имеющие сознания камни, и пусть природа без участия нашего разума сама решит, в какой форме и пропорции нам дальше двигаться.
Точно так же, если некий человек сидит в углу и не принимает участия в веселых танцах, это не значит, что он не хочет «единения» с группой: он всего лишь хочет «единения» на таких вот условиях, которые он выбрал, - сидеть в углу и ни с кем не разговаривать. Быть в группе, но поодаль от физического контакта.
Если некто построил дом и обнес его высоким забором, это не значит, что он не хочет объединения с другими людьми в городе. Если бы он такого объединения не хотел, то постарался бы найти место в тайге или джунглях, где жил бы отшельником. Но вместо этого он хочет что-то брать от других и отдавать им (в рамках общей – единой – группы), но всего лишь как бы «на дистанции» - реальной или воображаемой.
И при условии, что мы имеем в виду все формы объединения, не позволяем себя отвлечь заборам и дракам, то мне кажется столь же очевидным, как и первый, второй закон: человечество стремится к объединению. Поэтому все группы людей на всех континентах теперь связаны друг с другом.
Если строить прогноз на основе этого закона, то, например, такой: сотрудничество будет укрепляться и углубляться; его практики будут совершенствоваться и осваиваться все большим числом людей; поэтому насилие (признание своего разума недостаточным для других форм взаимодействия) будет встречаться все реже.
В. Желания человечества реализуются все лучше.
Здесь ожидаю возражений, например, таких: «человечество достигло пика в 70-х, а сейчас все завоевания постепенно отнимаются».
Когда я читаю подобное от жителя России, то я могу понять, на чем основано подобное суждение. Но так как мы говорим о законах движения человечества, а не одного региона, то и смотреть, думаю, следует шире – в частности, иметь в виду Африку, Азию и другие континенты.
В Китае только в 1994-м году официально покончили с детским трудом (не в 70-х). В ЮАР в том же году покончили с режимом апартеида. Феминистки и ЛГБТ-активисты могут много рассказать о том, как улучшилось положение этих групп людей. И, кажется, какой бы показатель мы ни взяли, мы увидим его рост не только на протяжении веков и тысячелетий (что для нас важно при определении закона), но и последних десятилетий тоже.
Например, воспользуемся сайтом knoema.com и возьмем самые разные показатели. Скажем, такой показатель бедности, как «количество людей, живущих на менее, чем 1,9 доллара в день» (в ценах 2011 года): мы увидим, что таких было 1,8 млрд человек в 1998-м и 0,7 млрд в 2017-м.
Менее, чем на 3,2 доллара в день, жили 3 млрд человек в 1998-м и 1,8 млрд в 2017-м.
Или возьмем уровень образования: в 2001-м на планете были грамотными 81% взрослых людей, в 2020-м – уже 86,7%.
Число ученых возросло с 1075 на 1 млн человек в 2000-м до 1597 в 2018-м.
Учеников на учителя в среднем образовании было 26,3 в 2000-м, стало 23,4 в 2015-м (чем меньше этот показатель, тем больше внимания достается каждому учащемуся от преподавателя, тем, соответственно, лучше для развития).
При этом, повторюсь, россиян, считающих, что идет спад, я понимаю, поскольку в РФ тенденции отличаются от общемировых. Если в мире учителей и ученых стало за последние 20 лет больше, то в РФ – меньше: 17,6 учеников было на одного учителя в средней школе в 2000-м, стало 19,8 в 2014-м. Руксперт не выделяет особо среднюю и начальную школы, считает вместе, поэтому цифры другие, хотя тенденция та же: в 2000-м 11,74 ученика на учителя, в 2014-м – 13,38, в 2018-м – 14,9
Ну, и число ученых, разумеется, упало. При том, что в мире в среднем ученых стало в полтора раза больше, в России – на 20% меньше: было 3468 на 1 млн чел в 2001-м, стало 2722 в 2020-м.
Соответственно, я понимаю упаднические настроения некоторых россиян, но полагаю, что человечество в целом — лучше удовлетворяет свои желания со временем. Да и у нас в России деградация по одним параметрам компенсируется ростом других (например, высоко ценю и хвалю Интернет и распространение доступа к нему в стране).
Экстраполируя эту тенденцию, наблюдающуюся тысячелетиями, и здесь можно сделать прогноз: то, чего мы (человечество) хотим, - сбудется. Во всяком случае, будет сбываться лучше, чем сейчас. И, как минимум, речь о наших настоящих желаниях, которые нам не всегда бывает легко различить, но какие имеют для нас главное значение.
Полагаю это не только хорошим «кандидатом в законы движения человечества», но и подходящим поздравлением с Новым годом