Нет горошку места в поле

Буквально на следующий день я увидела девушку в платье искомой расцветки.

Белые горошины, разбросанные на красном фоне ее наряда, напомнили мне о блузке, которую я давно не надевала. В тот же день блузка была актуализирована.
Убедившись в том, что горошек жив, я решила, что эта тема недостаточно изучена, и с присущей моему подходу фундаментальностью отправилась в библиотеку, чтобы понять, как и когда горошек стал фаворитом, и почему сейчас он встречается так редко.

С историей появления этого узора любой желающий может ознакомиться в интернете. Многочисленными авторами там подробно написано и переписано (часто – друг у друга) все, что с ним происходило в XVIII, XIX и XX веках. Не будем тратить время на пересказ подробностей, а проанализируем лучшие источники знаний – периодические издания.

Листать журналы лучше, будучи подготовленным. Ниже я обобщила всё, что, на мой взгляд, следует знать о горошке.
Мы привыкли думать, что простое всегда предшествует сложному, и, поскольку горошек ассоциируется с незатейливостью и наивностью, кто-то может подумать, что он был первым принтом. Это не так.
Всё высокотехнологичное является дорогостоящим, а в ту эпоху, когда набивной рисунок являлся супер новой технологией, в моде были сложные узоры. Простенькому горошку не нашлось среди них места.
Первый робкий шаг к успеху был сделан в первой трети XIX века. Рисунок получил одобрение законодателя мужской моды Джорджа Браммела. Он признан основателем дендизма, а дендизм – это изысканная простота. Максимум, на который мог тогда претендовать горошек – обвить шею джентльмена.
Во второй половине XIX века шансы горошка стать одним из дамских фаворитов существенно возросли, поскольку простота начала входить в моду. Если бы не возникла эта тенденция, ни полька, ни «polka dot» («польская точка») не получили бы распространения.
Далее мода на этот узор сделала несколько витков. Горошек становился популярным в те эпохи, когда получали распространение отказ от излишеств и стремление к простой и понятной жизни, позволяющей сосредоточить внимание на самом важном.
Жить просто - это значит получать удовольствие от незамысловатых вещей, сдерживать свои амбиции, принимать объективные обстоятельства, находиться в текущем моменте и не считать себя центром Вселенной. При таком образе жизни гардероб становится удобным, фасоны – ясными, узоры – минималистическими.
Обращаю внимание: есть разница между вынужденной простотой, которая является неизбежным следствием бедности, и простотой как добровольной стратегией, когда человек осознанно отказывается от всего, что загромождает и усложняет жизнь.
Как только вычурные, сложные образы уступали место сдержанным и гармоничным, у горошка наступал очередной «звездный час».
В ХХ веке это 1950-е и 1960-е годы, когда рисунок вышел к массам.
Найдем ли мы его на страницах журнала, случайным образом выбранного из всего многообразия периодики?


Про этот журнал я, наверно, напишу отдельно, чтобы сегодня не отвлекаться от основной темы.
Я намеренно не взяла специализированные журналы, посвященные моде. Мне хотелось взглянуть на повседневную жизнь, а не на навязываемые тенденции. Конечно, лучшим источником таких сведений являются не тексты, а фотографии. На них люди из 1960-х запечатлены в разных жизненных ситуациях.


Если фотографии и заметки на жизненные темы я изучала внимательно, то передовицы безжалостно пролистала.


Итак, нашла ли я горошек на страницах «Советской женщины» 1960-х годов?
Да, нашла.
И с одной находкой я даже сделала частичное селфи.
Вот мы с Тамарой Ивановой, сотрудницей книжного магазина на Ленинских горах. Наши наряды очень дополняют друг друга.

На кадрах, не относящихся к модным иллюстрациям, этот трогательный рисунок встречается часто. Его можно увидеть и в трудовых буднях…

…и на встрече в Комитете советских женщин.

То там, то тут он мелькает на журнальных страницах.
Помимо общественно-политической тематики, в журнале были и интересные рубрики, посвященные вопросам моды. Они занимали минимум места и располагались в конце издания, но по иллюстрациям можно четко проследить тенденцию: в начале десятилетия – простота, возведенная в культ, в конце – простота, в которую осторожно проникают сложные элементы.
Нельзя сказать, что в 1960-е горошек популяризировался. К бархатному сезону журнал рекомендовал обзавестись другими расцветками.

Хотя в одном из номеров за 1968 год он был обнаружен и в модном разделе.

Я думаю, что этот узор все-таки можно считать показателем простоты или усложненности текущей жизни, но, кроме простоты, в нем есть игривость и даже кокетство. Шить платья и блузки в горошек станет только та женщина, которой в данный период хочется жить непринужденно, дополняя свои будни нотками игры и легкости.
И последнее. Горошек часто называют ненавязчивым. На мой взгляд, горошек может быть весьма навязчивым и даже рябить в глазах. Эту тонкую грань ненавязчивости/навязчивости способен выдержать не всякий художник по тканям.
|
</> |