Не совсем новогодние образы фильма "Джентльмены удачи" (1971)
selyanka1 — 24.12.2022
Что такое настоящее новогоднее кино? В первую очередь, это
кинолента, способная подарить зрителям праздничное настроение и
яркие эмоции. Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что это легко
удавалось большинству фильмов, снятых во времена Советского Союза.
Хотя некоторым фильмам это удавалось лучше чем остальным.
"Джентльмены удачи" - как раз такой фильм.
Он вроде и не совсем новогодний, по крайней мере в сюжете Новый год
всего лишь играет роль некоего фона, но яркие эмоции и незабываемый
юмор делают этот фильм по-настоящему новогодней комедией. А
еще это очень берущая за душу драма - потому что это фильм о
раскаянии и об этой самой душе. И о Новогоднем Чуде (поэтому я
пощу это сейчас, когда конкретно у нас празднуют Рождество)
Про костюмы этого фильма, за которые отвечал
художник по костюмам Валентин Перелётов,
никто никогда ничего не рассказывал и не писал, поэтому известны
только истории, связанные с одеждой и спецэффектами или из каких-то
знаменитых и запомнившихся фраз.
Самая известная история - про то, как актеры "искупались" в
цементе
Для съёмок в машине с цементом долго не могли подобрать
подходящий раствор. Вот что рассказала директор картины Алла
Демидова :
"В начале хотели манную кашу сварить. Стали варить манную
кашу, и выяснилось, что когда манная каша в большом объёме, то она
в середине такая горячая, она не остывает. То есть в горячую, когда
она жидкая, как цемент, посадить актёров нельзя — в середине
кипяток. Но когда она остывает, она становится кашей, а не
цементом. Тогда обратились в институт питания. Потом к химикам, к
учёным. Все вместе стали думать, чтобы такое изобрести".
Ситуация уникальная: лучшие умы, отложив дела, пытаются
придумать жижу, в которой можно будет искупать любимых артистов. В
конце концов родилась смесь на основе дрожжевого сусла, которая в
кадре смотрелась как самый настоящий цемент.
Исполнитель роли Василия Алибабаевича Алибабы Раднэр Муратов
так рассказывал о съёмках этого эпизода с цементом:
"Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила
цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной
луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы
после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя
отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он
продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на
23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость".
![Не совсем новогодние образы фильма Не совсем новогодние образы фильма Джентльмены удачи (1971) 1 scale_1200 (1).jpg](/images/main/ne-sovsem-novogodnie-obrazi-filma-djentlmeni-udachi-1971-7234bd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/7709606/7709606_900.jpg)
В цистерну с лжецементом категорически отказался лезть Савелий
Крамаров. У него была клаустрофобия.
"Кадр, в котором в цементе плавают все актёры, снят в
павильоне, а в машине Крамарова не было, - рассказал оператор
картины Георгий Куприянов. - Если внимательно посмотреть фильм, это
можно заметить. Из цистерны вылезает сначала Леонов, затем - Вицин,
а когда очередь доходит до Крамарова, в кадре появляется верблюд.
Потом камера вновь показывает машину, с которой спрыгивает
Крамаров. Признаюсь, перебивка верблюдом получилась не самой
удачной, но по-другому скрыть отсутствие актёра в цистерне не
представлялось возможным.
![Не совсем новогодние образы фильма Не совсем новогодние образы фильма Джентльмены удачи (1971) 2 scale_1200 (2).jpg](/images/main/ne-sovsem-novogodnie-obrazi-filma-djentlmeni-udachi-1971-ea4929.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/7709894/7709894_900.jpg)
А вот одежду, которую снимали и пытались высушить главные
герои, окунули в настоящий цемент. Он, как помните, застыл, и
преступникам пришлось бежать в трусах, изображая спортсменов из
"Трудовых резервов".
Еще все помнят "мужика в пиджаке", который оказался памятником
Лермонтову
Памятник Лермонтову в Москве, скульптор И. Д. Бродский изобразил
поэта в шинели
Ну и, конечно, незабываемые мечты Косого в исполнении Савелия
Крамарова: "пошью костюм с отливом - и в Ялту"
Как рассказывает автор Яндекс.Дзен-канала "Горожанин", в
фильме "Джентльмены удачи" была целая сюжетная линия, связанная с
костюмом. Но ее вырезали.
Первая сцена, вырезанная из фильма, показывала, как мама
помогает директору детсада Трошкину (Евгений Леонов) собирать
чемодан в командировку на конференцию. Она предложила ему взять с
собой костюм: брюки и пиджак с отливом. Трошкин понимал, что такая
одежда ему на задании в тюрьме ни чему, но чтобы не обижать
маму, он спрятал вещи под подушку дивана.
Вторая сцена рисует несколько иную версию ограбления квартиры
Трошкина. Изначально предполагалось, что Трошкин возьмёт с собой на
дело Федю - Косого (Савелий Крамаров). Сам он пошёл в комнату, а
Федю оставил в столовой и приказал ничего не трогать. Но тот от
нечего делать стал ходить туда-сюда и пнул диван ногой, из которого
выпал тот самый пиджак с отливом, о котором так долго мечтал
воспитанник детдома.
Третий эпизод раскрывает подробности того, что вынес Василий
Алибабаевич (Раднэр Муратов) из горящей квартиры. Судя по
всему, это был тот самый пиджак с отливом и брюки. Присмотритесь
повнимательнее, и вы увидите в его руках тюк с вещами.
И, наконец, четвёртый эпизод рассказывает, как Федя на даче
режет пиджак Трошкина, который ему оказался велик.
Трошкинy остаётся лишь молча наблюдать, как Федя портит его
вещи.
Из-за того, что фраза так прогремела и запомнилась, а самого
костюма в фильме не показали, в наше время (полвека вообще-то
прошло) народ уже не понимает, что это за костюм с отливом и как
выглядит ткань. Рискну предположить, что это могло быть что-то
похожее вот на это.
![Не совсем новогодние образы фильма Не совсем новогодние образы фильма Джентльмены удачи (1971)](/images/main/ne-sovsem-novogodnie-obrazi-filma-djentlmeni-udachi-1971-deae22.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/6000154/6000154_900.jpg)
Геша Козодоев (Андрей Миронов) в "Бриллиантовой руке" (1968)
носит переливающийся серый костюм из дакрона с интересной
фактурой, которую можно рассмотреть вблизи. Дакрон - это
синтетическая материя на основе полиэстеровых волокон с повышенной
прочностью и влагостойкостью. Полотно всегда представлено в
однотонном варианте, без рисунков и принтов.
В наше время дороговизны и элитности качественных натуральных
тканей костюм из синтетики особо котироваться не будет, но в то
время подобные ткани были своего рода новшеством и технологическим
прорывом, их с удовольствием носили на сцене, где они эффектно
выглядели под софитами, в общем, это было модно и круто.
"Бриллиантовая рука" с точки зрения моды очень "мужской"
фильм, потому что все главные герои - мужчины. Есть только одна
модница в очень эпизодической роли - дочь профессора Людмила
Мальцева (Наталья Фатеева).
Она очень эффектно одета в красную спортивную куртку с капюшоном и
красный свитер- водолазкy под ней. Так как фильм впервые
показан в 1971 году, модели одежды - из самого конца 60-х
Кроме того, в фильме совершенно гениально обыграно переодевание
главных героев в "бабушек" (я картинки ниже слегка осветлила,
чтобы было лучше видно одежду)
Подозреваю, чтои именно благодаря этому фильму появился дуэт
Авдотьи Никитичны (Борис Владимиров) и Вероники Маврикиевны
(Вадим Тонков), существовавший в СССР с 1971 по 1982 год и
впервые появившийся 1 января 1971 года в телепередаче
"Терем-теремок".
Юмористы, правда, целиком в женскую одежду почти никогда не
переодевались, ограничиваясь париками и платочками и выступая на
сцене в мужских костюмах. Но парики и платочки визуально очень
сильно похожи на образы из "Джентльменов удачи"
Модная одежда, впрочем, тоже заметна.
На даче профессора Мальцева Федя Косой переодевается в модный
мужской шелковый халат, а руки вытирает вместо полотенца не менее
модным женским стеганым халатом
Ну и, конечно, верхняя зимняя одежда, в первую очередь шубы,
которые тогда повсеместно носили не только женщины, но и
мужчины
Слева Федя в шубе в фильме, в центре пример советской моды 70-х:
мужская шуба из меха степного волка с большим шалевым воротником,
автор моделей Вячеслав Зайцев, Общесоюзный Дом моделей
одежды, 1976 год. Справа воспитательница Лена (Елена Николаевна) в
тоже очень модной шубе, к сожалению, на картинке моделей Зайцева не
видно, это похожий фасон или нет
Шуба Феди, конечно, не такая шикарная как у Зайцева, но она намного
лучше подходит Фединому образу и характеру, слегка "рваному".
Примечательно, что шуба досталась Феде от профессора Мальцева, он
сам ее добровольно отдал Трошкину ради благого дела по спасению
шлема. А у Хмыря (Георгий Вицин) очень модная советская,
можно сказать, что этно-номенклатурная шапка-пирожок.
Кроме шуб в фильме показаны модные дубленки, причем на певице
дубленка с очень модным воротничком-стоечкой (смотри модные журналы
выше, под изображением Фатеевой) и даже только недавно вошедшие в
моду мужские вязаные свитера.
![Не совсем новогодние образы фильма Не совсем новогодние образы фильма Джентльмены удачи (1971)](/images/main/ne-sovsem-novogodnie-obrazi-filma-djentlmeni-udachi-1971-3f58c5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/7712856/7712856_900.jpg)
У Раднэра Муратова необыкновенно модный и стильный вид,
пожалуй, самый модный и стильный - у него к дубленке добавлен очень
модный шарф.
Не знаю, можно ли к одежде отнести украденный шлем, но поскольку
это центральный предмет, на краже которого строится весь сюжет, не
упомянуть его невозможно
Шлем Александра Македонского, из-за которого в фильме разгораются
нешуточные страсти, сделали в бутафорском цехе "Мосфильма". После
съёмок его взяла на память директор картины Александра Демидова.
"Однажды его попросила нарисовать одна моя знакомая художница, -
призналась она. - Когда женщина внезапно скончалась, выяснилось,
что шлем был отдан ещё кому-то. Как я ни пыталась найти следы
"главного героя" "Джентльменов удачи", ничего не получилось. В
общем, золотой шлем Александра Македонского опять исчез".
Ну и в заключение новогодняя песенка из фильма
Отсюда Отсюда Отсюда