Эта загадочная Баба Яга


Раньше она была совсем не такая

Узор с калужской вышивки, по мнению Б. А. Рыбакова изображающий Макошь/Мокошь в окружении всадниц и птиц
Под катом достаточно длинный научный текст про архетип Бабы-яги, кому неинтересно, не кликайте
Oсобенность облика яги в русских народных сказках — это ее резко подчеркнутая женская физиологичность. Признаки пола преувеличены: она рисуется женщиной с огромными грудями:
"Титки через грядку" (грядка — шест для полотенец и пр.); "Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает". Или: "На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит". Или еще более откровенно: "Из избушки выскочила баба-яга, костяна нога, ж… жилена, м… мылена" .
Итак, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причем старуха безмужняя.
Яга — мать не людей, она — мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных. Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям. Может быть именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, она не живет жизнью пола. Она уже только мать, но не супруга ни в настоящем, ни в прошлом.
Правда, в сказке она нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть.
Вот как в северной сказке она скликает зверей: "Где вы есь, серые волки, все бежите и катитесь во едно место и во единой круг, выбирайте промежу собой, которой больше, которой едреньше за Иваном-царевичем бежать" .
В сказке о Кощее младшая яга отсылает к старшей: "Впереди по дороге живет моя большая сестра, может она знает, есть у ней на то ответчики: первые ответчики — зверь лесной, другие ответчики — птица воздушная, третьи ответчики — рыба и гад водяной; что ни есть на белом свете, все ей покоряется" .
Или: "Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом — и вдруг, откуда только взялись, — набежали всякие звери, налетели всякие птицы".
Иногда яге подчинены и ветры: "Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом, свистнула молодецким посвистом; вдруг со всех сторон поднялись, повеяли ветры буйные, только изба трясется!". В другом тексте она названа матерью ветров. У нее хранятся ключи от солнца.
Но, спросим себя, где же здесь материнство?
Мы должны здесь признать следы чрезвычайно древних общественных отношений. Мать есть вместе с тем властительница. С падением матриархата женщина лишается власти, остается только материнство как одна из общественных функций. Но с женщиной — матерью-властительницей — в мифе дело происходит иначе: она теряет материнство, сохраняет только атрибуты материнства и сохраняет власть над животными, так как вся жизнь охотника зависит от животного, она сохраняет власть и над жизнью и смертью человека.
Что она властвует именно над животными, притом над лесными животными, стоит в связи с зависимостью человека этой стадии от лесных, охотничьих животных, которым он приписывает свою собственную родовую организацию. Другими словами, яга представляет собой явление, известное в этнографии под названием хозяина.
Раньше чем продолжать наше изучение яги-хозяйки, мы должны поставить себе еще один вопрос. До сих пор яга представлялась нам как охранительница входа в царство мертвых. Здесь она оказывается хозяйкой животных. Есть ли здесь связь?
Мы знаем, что в древнем обществе охотников смерть на некоторой стадии мыслится, как превращение в животных. Но так как смерть есть превращение в животных, то именно хозяин животных охраняет вход в царство мертвых (т. е. царство животных) и дает превращение, а тем самым и власть над животными, а в более позднем осмыслении дарит волшебное животное.
Oбраз яги восходит к тотемному предку по женской линии. Впоследствии родоначальство и власть переходят к мужчине.
Именно как предок яга связана с очагом. Она "руками уголья гребет", "На печке лежит"; "Языком сажу загребает". "Сама лежит на лавке, а зубы на печи".
Очаг появляется в истории вместе с культом предка-мужчины. Очаг, собственно, не вяжется с ягой-женщиной, но вяжется с родоначальницей-женщиной. Очаг как родовой (мужской) признак переносится на образ яги. Поэтому ей приписываются всяческие атрибуты женского характера, связанные не столько с очагом, сколько с кухней: кочерга, метла, помело; отсюда связь с другими аксессуарами кухни — с пестом, толкачом и т. д.
Впоследствии, когда при земледелии охранительница начинает терять связь с животным миром, она все еще остается охранительницей входа и помощницей, указывающей дорогу в иной мир.

Cказки, живущие в наше время, чрезвычайно многослойны - можно различить в них отдельные пласты, порожденные действительностью совершенно разных эпох, в том числе и относительно Бабы -яги. Нo несмотря на популярность образа Бабы Яги, ученые мало занимались его изучением. И к сожалению, не только ранние варианты сказок о Бабе Яге, но и варианты поры их расцвета и продуктивного развития не зафиксированы, так как ранее XVIII в. нет никаких записей этих сказок, а имеются лишь скупые сведения о бытовании Бабы Яги, немногие пересказы и косвенные свидетельства о ней в древнерусской литературе.
Причем, это сведения типа письменного упоминания о Бабе-яге в книге "О государстве русском" английского путешественника Д. Флетчера (1588 год). Упоминается Баба-яга в XX главе под названием "О пермяках, самоедах и лопарях", где автор пишет, что читал о поклонениях местных жителей кумиру "золотой или яге-бабе", но, приехав в Пермский край к самоедам, золотой бабы не нашел (не показали ему ничего местные жители, ну кто бы сомневался!) и пришел к выводу, что это "пустая басня"
В общем, совсем не густо, почти ничего
К данному изображению нужно относиться с большой осторожностью, так как

Слева "Поклонение Мoкоше у Московитов" . Справа: "Перун, Мокошь, Хорс и Стрибог". Обе гравюры из книги Г.А. Шлейзинга "Древняя и новая религия Московитов". (SCHLEUSING G. A "La religion ancienne et moderne des Moscovites – enrichie de figures".) 1698 г.
Канон этот христианский. В христианстве всячески обыгрывался мотив греховности языка. Высунутый язык служил устойчивым атрибутом демона, наряду с рогами, хвостом и копытами (вот про большие уши не знаю). До нас эти представления дошли в виде детского, ребяческого поведения, дразнилок с высунутым языком, однако все же они не исчезают полностью и из сферы демонических представлений и образов.
Кстати, можно сделать предположение, что подобный канон пришел с никоновскими реформами, потому что в миниатюрах XV века у Перуна нет ни копыт, ни рогов, ни высунутого языка. А вообще слушала недавно лекцию на ютюбе профессора по истории, он сказал, что полностью Библию на русский язык перевели только в XV веке, а до этого специалисты для себя читали ее на греческом, а на русский для населения переводили только нужные куски. Неудивительно, что с христианской традицией изображения всяких бесов, да и с самими инородными бесами народ в России был знаком крайне плохо.

Слева: Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирного договора Олега с греками. 907 год. Справа: Присяга Игоря и его воинов-язычников на холме перед фигурой Перуна, а христиан — у церкви святого Илии. 944 год. Из Радзивилловской летиписи XV века
В русском лубке XVIII - начала XX века дьявол и аналогичные ему демонические персонажи нередко изображаются с обнаженным языком. При этом профессиональные русские художники-сказочники-славянофилы высунутый язык на картинах никогда не изображали, то есть христианской традиции не следовали и нас "культурно" от этого отучили.
Итак, лубки. Лубочных изображений Бабы яги всего три, но они существуют в разных копиях, как черно-белых, так и раскрашенных/цветных, часто из собраний уже более позднего времени, например, из коллекции лубка 1881 года. Более того, существует еще и один "модифицированный" лубочный вариант 1914-1916 гг, использованный в качестве антинемецкой пропаганды как карикатура. Я здесь поместила раскрашенные, чтобы покрасивее было, имейте в виду, что раскраска может быть разной. Xудожники-резчики часто были неграмотные и, копируя текст на досках, путали буквы и писали не совсем понятные слова. Фамилии их почти всегда неизвестны, но бывают редкие исключения.

"Яга баба с мужикомъ, с плешивымъ старикомъ скачютъ танцуютъ в волынку играютъ а ладу не знаютъ"
На Бабе Яге пояс, подобранный в тон тесьме на воротнике и вошвам.
Волосы Яги скрывает кичка - признак замужней женщины или вдовицы. Головной убор украшен золотой тесьмой и решмой. От основания кички до уровня груди спускаются колт или серьга - принадлежность знатной женщины.

Слева Маковский К.Е. "Портрет боярыни" 1915 г. на голове боярыни лопатообразная кичка (кички были разной формы). Справа Андрей Рябушкин "Русские женщины XVII столетия в церкви" 1899 г. девушка в центре в красном летнике и виден широкий рукав
Однако обута Баба Яга в лапти косого плетения. Лапти известны с древнейших времен и, хотя, возможно, употреблялись и среди знати, считались обyвью простолюдинов. За поясом у Бабы Яги изображены прялка и прялочное донце.

Одеяние старика составляют сорочка с узкими рукавами, обшлага которых обшиты тесьмой, и темные штаны. Обут мужик в лапти и перепоясан темным поясом, к которому подвешен витой рог (нож ?). Одежда мужика вполне соответствует облику крестьянина.
Баба Яга изображена здесь справа. Она восседает на свинье. Руки ее широко раскинуты. В одной руке она держит узду, тянущуюся от морды свиньи, в другой - пест. На свинье Яга сидит по-мужски. Ее нос велик и загнут вверх ("нос крючком"), язык высунут изо рта.

"Яга баба едет с коркодилом дратися на свинье с пестом да у них же по(д) кустом скляница с вино(м)"
Головной убор напоминает шлем или чепчик, но в виде шлемов были только зимние головные уборы саамов, летом они ничего похожего не носили. Русский чепец назывался повойником и часто повязывался сверху платком (первоначально в древние времена это были убрусы - платки-полотенца, а ближе к нашему времени убрусы были заменены на шали), лоб очень часто был закрыт. И еще надо помнить, что художники лубка рисовали довольно примитивно, то есть часто не совсем правильно и трудно-узнаваемо с первого взляда, если только ты не жил с ними в одно время и не понимал некиe реалии с полуслова и полувзгляда, просто потому что это были реалии твоей жизни. Можно предположить, что это на лубке может быть как повойник с платком/шалью поверх, так и неправильно нарисованная кичка. Можно сравнить с примитивно нарисованными миниатюрами из летописей.

Баба Яга одета в рубаху и юбку. Однако отчасти ее одежда широкими рукавами, украшенными вошвами, напоминает летник. От нижнего края головного убора до пояса спускается колт или серьга, однако, возможно, резчик хотел изобразить распашной летник с расшитыми золотом обшлагами (традиции в народном творчестве изменяются очень медленно и это мог быть такой постепенный переход к "новой" одежде, принимая во внимание, что этот лубок был изготовлен позже первого). Обута Баба Яга в сапоги. Из-за ее спины торчат заткнутые за пояс топор и прялка.
Свинья изображена довольно реалистично. Ее тело покрыто щетиной, морда оскалена, из пасти торчит язык, видны острые зубы. В том месте, где зад Бабы Яги соприкасается со спиной животного, изображен стебель проросшего цветка.

На реке Волхов стоит город Новгород, практически колыбель русской цивилизации. И в тех (новгородских) краях собрано довольно много специфических легенд и былин.
B Мазуринском летописце XVII века есть легенда превращения Волха (Волхва, Волхова), сына князя Словена, основателя города Словенска. Так, князь Словен называет одну реку, впадающую в озеро Ильмень, именем своей жены Шелони, а другую, вытекающую из озера и позже впадающую обратно, Волховом, в честь сына, который становится оборотнем. Hапомню, что волхвы у славян Северной Руси были языческими жрецами и чародеями, а у их северных соседей финно-угорских племен волшебник назывался велхо - velho. Hорманисты пытаются еще и шведов как всегда притянуть, но шведское название реки для шведов никакого смысла не несет, это просто их исковерканное произношение русского названия. Волхв ассоциируется почему-то с Перуном. Впрочем, Рыбаков в своей книге написал, что святилище Перынь под Новгородом установили, заменив Перуном некоего Коркодила, которого почитали местные жители.
"Болший сын оного князя Словена Волхов бесоугодный и чародей лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищрениями и мечты творя и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодела, и залегаше в той реце Волхове водный путь и непокланяющихся ему овых пожираше, овых извергая потопляше; сего же ради люди, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицаху и Грома его, или Перуна, нарекоша".
По смерти Волхва он "со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово, и могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы твоя стоит не наполняяся"
Т.е., Волхов – это река, на которой совершался ритуал, связанный с волшебством и чародейством, где водный путь охранял некий Коркодел, названный Перуном, который пожирал тех, кто ему не поклонялся.

Слева сом, справа тупорылый крокодил, самый маленький из крокодилов (про него ниже)
А вот позже, уже в Московской Руси крокодилов вполне себе можно представить, торговые отношения позволяли подобную экзотику

Самый маленький из живущих на Земле крокодилов называется тупорылый крокодил или карликовый, родом из Африки, черного цвета, жирный, на четырех лапах, вырастает до полутора метров, то есть 60-70 см - совершенно нормальная длина. Вполне нормально живет в российских зоопарках. Так что поближе к теплой печке - и выживет. И вообще в России какую только странную живность до сих пор народ в квартирах не заводит. Даже закон пришлось принимать, чтобы животных не мучали. Что, московские бояре меньшими выпендрежниками что ли были? Зуб даю, что еще больше выпендривались, у кого чего есть - у кого медведь, а у кого крокодил.
"В лето 7090 (1582 ) изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша, людей много поядоша, и ужасошася людие и молиша Бога по всей земли; и паки спряташася, а иных избиша. Того же году преставися царевич Иван Иванович, в Слободе, ноября в 14 день".
Упомянутые летописью крокодилы, вероятнее всего, сбежали от купца, который приобрёл их во время визита в одну из восточных стран. Этим может объясняться единичность упоминания о подобном событии в летописи. Кроме того, поядоша означает покусать, а не съесть, что говорит о незначительности урона, причинённого крокодилами
"Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мёртвый крокодил, crocodileserpent, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иноземцу, что чудесно поправился".
А вот тут вот уже непонятно, в ненаселенной местности откуда-то взялась крокодило-змея. Вряд ли это сбежавший крокодил, может быть и сомом, особенно если из брюха дико воняло - это больше похоже на рыбу.
И это все помимо многочисленных изображений ящеров/крокодилов/драконов на различных древних предметах русского обихода. И все они очень разные и фантазийные
А есть у нас какие-нибудь более древние изображения чего-то божественного?


Есть какое-то сходство?

"Баба яга деревяна нога едетъ с каркаркадиломъ дратитися на свинье с пестомъ стоит вина"
Баба-яга изображена с большой грудью. У нее морщинистое лицо, нос с горбинкой и не очень понятно, высунут ли язык, поскольку изображение не в профиль.
В ушах у неё крупные серьги с подвесками, на ногах лапти. Что на голове, вообще не понять, но голова чем-то покрыта. Описания одежды этого лубка никто не дает, я сама определить затрудняюсь, но одежда удивительно и невероятно короткая для того времени, женщины так ноги не оголяли, если только в мужcкой кафтан не переодевались на маскарадах XVIII века. В принципе, можно предположить, что может быть это кафтан. Как бы не были необразованы изготовители лубков и как бы плохо они не знали реалии жизни при дворе и в столицах, но маскарады с переодеваниями стали настолько популярны, что о них везде должны были слышать.
Одежда совсем не подходит! Политическая сатира всегда узнается в первую очередь по одежде. А те же маскарадные кафтаны мужские русские императрицы начали носить уже очень сильно после Екатерины Первой.
Это уже совсем никак не народное творчество, это официальная карикатура - пропаганда времен Первой мировой войны. Тут нечего комментировать, к народному архетипу Бабы яги это вообще никакого отношения не имеет, она здесь хоть и в лаптях, но немка,
|
</> |