"Ёлки 1914" (2014): как создавались исторические образы героев комедии
selyanka1 — 12.12.2022
Новый год не за горами, поэтому марафон новогодних
фильмов начинаем с поста о костюмах "Ёлки 1914", просто потому что
"Такихъ ёлокъ не было 108 лет" и тема, нужны ли сейчас ёлки, опять
актуальна
Комедия "Ёлки" — самая успешная российская франшиза, к тому же
новогодняя. Но в 2014 году, после 3 успешных фильмов режиссер
Бекмамбетов решил перенести действие четвертого на 100 лет
назад.
Тимур Бекмамбетов: "Нам было трудно расстаться с любимыми героями,
но при этом не хотелось снова повторять себя. А этот ход дал нам
возможность показать, как мы жили 100 лет назад, какая у нас была
страна, и как зарождался Новый год — уникальный праздник,
соединивший в себе языческие, христианские и советские традиции. И,
конечно, я был счастлив вновь поработать в историческом формате.
Пришлось рассказать исторические анекдоты таким образом, чтобы
современный зритель смеялся и выносил для себя что-то
полезное".
Действие фильма "Ёлки 1914" разворачиваются в канун рождества
1914 года. Картина традиционно состоит из новелл, события в
которых происходят в разных уголках России. На этот раз их шесть, и
они переносят зрителей в деревни и города, в усадьбы и
крестьянские лачуги, на фронт Первой мировой войны и на роскошные
балы.
Перед съемочной группой "Ёлок 1914" стояла сложная задача ―
достоверно передать колорит вековой давности. Поэтому команда
тщательно готовилась к работе: привлекала на съемки исторических
консультантов и изучала подлинные фотографии и материалы тех лет. В
результате одежда, грим и декорации были строго выдержаны в духе
1914 года. Все костюмы, в которых работали актеры, в основном были
сшиты на заказ, а реквизит был арендован у коллекционеров или на
"Мосфильме".
Новелла "Дом"
Героями центральной новеллы фильма стали Иван Ургант и Сергей
Светлаков. По сюжету их истории герои центральной новеллы
встречаются в одном из городов Юга России, где в этот год выдалась
аномально жаркая зима.
Заправский денди Борис (Иван Ургант) покупает имение на
черноморском побережье, чтобы поразить свою богатую невесту Беллу
(Евгения Брик) — у него большие планы на ее приданое. В канун
Рождества они приезжают осмотреть покупку, но на пороге их
встречает Евгений (Сергей Светлаков), бывший хозяин дома, который
никак не привыкнет к своему новому статусу и боится рассказать о
продаже имения домочадцам. Евгений оказывается между молотом и
наковальней: двадцатью родственниками, которые собрались встретить
Рождество, и непреклонным Борисом, решившим всех выселить...
Родственники
Перенестись в прошлое актерам помогалo
несколько художников по
костюмам: Наталья Дзюбенко, Владимир Купцов, Мария
Юреско, Анастасия Образцова
"Мы стремились к максимальной достоверности костюмов, использовали
подлинные фактуры, повторяли крой того времени, — поясняет Наталья.
— К тому же, необходимо было передать рождественское настроение. И
это при том что наши герои, по сути, находятся в летней среде —
такая теплая выдалась зима".
Характер и стиль жизни главных героев определили их образы.
Борис Ивана Урганта, как человек светский, носит высокие брюки на
подтяжках — ремней тогда еще не было — и характерную для того
времени лаковую обувь. Довершает его образ цилиндр и трость,
найденная в одной частной коллекции.
Слева Макс Линдер. 1913 г. Последний день гастролей в Одессе.
Справа Иван Ургант на съемках фильма
Художник по костюмам Мария Юреско признается, что когда создавала
костюм Урганта, то ассоциировала его с Максом Линдером, который
ходил в цилиндре и в брюках в полоску.
Слева Иван Ургант в роли денди Бориса Ефимовича Справа "В
компании Макса Линдера". 1921 г.
Не менее актуально для того времени выглядит и героиня Евгении
Брик. По сценарию Белла — стервозная дама. Чтобы
подчеркнуть ее непростой характер, ей сшили ярко-красный наряд
с черной отделкой. Эскиз этого платья художники по костюмам
подсмотрели во французском журнале мод 1914 года. Костюм оказался
очень сложным в изготовлении — потребовалось много ручной работы.
Но тяжелее всего было найти нужный оттенок бархата, который бы
смотрелся "исторично". Образ Евгении Брик завершает объемная шляпа,
из-под которой выбиваются непокорные кудри.
"Белла — женщина красивая и яркая, к тому же с весьма своеобразным
характером, — поясняет Наталья Дзюбенко. — Мы подчеркнули его,
включив в дорожный костюм героини красное бархатное платье. Тем
самым, мы обозначили неординарность Беллы и усилили ее контраст с
остальными героями. Она одета по тогдашней моде, а все обитатели
дома — стилистически немного старомодные. В том числе, герой Сергея
Светлакова, который носит облегченный льняной костюм и
канотье".
Когда Сергей Светлаков облачился в светлый льняной костюм, он
стал похож на Антона Павловича Чехова. Для большей колоритности ему
прилепили усы и бороду.
"У Сергея Светлакова очень сложный цвет волос, поэтому ему
было тяжело подобрать бороду, которая выглядела бы естественно и
смотрелась как натуральная, — рассказывает
художник по гриму
Лариса Жуковская. ― К счастью, мои коллеги с "Мосфильма"
поделились качественным материалом, который был изготовлен еще в
70–80-е годы. Сегодня такие бороды уже не делают: потеряли
квалификацию. А вот раньше была правильная манера шитья. Поэтому
борода у Светлакова в кадре получилась очень естественной. И когда
в последний съемочный день на площадку пришли корреспонденты, во
время интервью он пошутил, что это его родная борода, и все
поверили".
"Мы сразу договорились с Бекмамбетовым, что будем делать актерам
естественные, слегка лохматые прически. Ведь именно так выглядят
люди, которые готовятся к Новому году, а не вышли только что из
цирюльни. Естественный макияж, без всяких смоки-айс, чтобы все было
в духе 1914 года. Мы уверены, что исторический материал нельзя
искажать, нельзя осовременивать. И в итоге у нас все
соответствовало тому времени — и по костюмам, и по гриму, и по
декорациям", — объясняет художник по гриму Лариса Жуковская.
Сергей Светлаков признается, что не очень-то готовился к роли,
просто на съемочной площадке случилось новогоднее чудо: "Когда мы
начинали репетировать, ходить в исторических костюмах,
перекатываясь с носка на пятку, у меня в голове сразу всплывала
картина "Раба любви" и все персонажи из этого крутого кино.
Получается, и у меня появилась удивительная возможность
прикоснуться к потерянному для нас миру. Кстати, между дублями мы
старались общаться более складно, спокойнее, правильнее. Обращались
к друг другу по имени отчеству. Может быть, это и было фарсом, но
всем было интересно в эту игру играть. Ты погружаешься в другую
эпоху, в других людей, но всё в те же жизненные ценности".
Новелла "Царские ёлки"
Идея новеллы "Царские ёлки" была взята из реальной истории
Российской империи. В 1914 году религиозные и образовательные
учреждения объявили ёлки "вражеской затеей" и стали запрещать
ставить их в общественных заведениях и устраивать празднества. Дело
в том, что традиция наряжать ёлки пришла из Германии, а с началом
Первой мировой войны в стране началась масштабная анти-немецкая
кампания. В 1916 году Священный синод запретил установку ёлок по
всей стране, но уже через год большевики вновь разрешили украшать
дерево на праздник. Правда ненадолго — в 20-х годах "ёлки" снова
попали под запрет…
Роль медсестры Татьяны, которая вдохновила героя на сбор
петиций в защиту ёлок, в новелле сыграла Вера Панфилова — дочь
известного рок-музыканта Константина Кинчева.
Главным украшением новеллы стал Константин Хабенский. Закадровый
голос всех частей "Ёлок", актер впервые появится в кадре только в
четвертой части фильма. Его персонаж — офицер царской армии —
помогает главному герою - недоучившемуся летчику Ивану в исполнении
Александра Паля.
Константин Хабенский . Его герой оказался пропавшим на войне
отцом Глаши и Гриши из новеллы "Шаляпин"
Новелла "Фигуристы"
Артур Смольянинов и Катерина Шпица сыграли пионеров
российского фигурного катания, которые претендуют на золото одного
из первых международных чемпионатов, проходивших в России. Герой
Смольянинова Пётр Кузнецов, сотрудник царской полиции, разрывается
между любовью к фигурному катанию, а точнее — к своей
привлекательной партнерше Ксении, и государственной службой, где
его начальник не одобряет нововведений, которыми так
увлекается плотно общающаяся с богемными кругами Ксения
(футуризм, фигурное катание и т.д.) И не просто не одобряет, он еще
эти богемные круги периодически арестовывает за хулиганское
поведение
Чтобы сыграть фигуриста, актеру пришлось пройти цикл
тренировок, ведь до этого он катался только в детстве, в хоккейной
коробке. Поставить Артура на фигурные коньки взялся Илья Авербух,
который уже работал с партнершей Смольянинова — Екатериной Шпицей —
на шоу "Ледниковый период". Подготовленной актрисе понадобилось
лишь несколько совместных тренировок, чтобы отрепетировать номер,
который известный тренер поставил специально для съемок.
B новелле актеры катаются не на современных коньках, а на их
"прапрадедушках". Они черного цвета, потому что в начале ХХ
века других не делали.
Екатерина уверяет, что привыкнуть к ним было очень сложно:
"Артур на исторических коньках поехал с первой тренировки. А я еще
долго ковырялась и не могла сделать нормально дорожку. Ведь я была
избалована хорошими коньками за девять месяцев катания в
"Ледниковом периоде". А здесь столкнулась с мягким ботиночком,
который не фиксирует стопу, и непривычным расположением зубцов. Но
уже через пару тренировок мы делали поддержки, и мне было не
страшно довериться партнеру".
Создать образы фигуристов оказалось делом совсем не легким.
Практически все костюмы для актеров были созданы с нуля — начиная с
повседневной одежды и заканчивая одеждой для фигурного катания. Для
Артура Смольянинова к тому же пришлось сшить и полицейскую форму,
ведь его герой служит в этом ведомстве.
А Катерину Шпицу облачили в светлые струящиеся наряды, так как
ее персонаж — юная романтичная девушка из числа золотой молодежи,
подверженная всем модным и современным веяниям.
"Повседневная и праздничная обувь, обувь для катания, одежда —
все было изготовлено по старинным рисункам. Для всех героев шили
зимнюю обувь, чтобы им было не холодно. Коньки, конечно, были не
зимние, но лезвия — старинной формы. Костюм для фигурного катания,
пожалуй, был самым сложным для нас, потому что его концепция
постоянно менялась и все приходилось переделывать", — рассказывает
художник по костюмам Анастасия Образцова.
Слева кадр из фильма. Справа Екатерина Шпица и Артур
Смольянинов в образе пионеров фигурного катания.
Героиня Екатерины Шпицы - большая поклонница модерна, ходит на
тусовки поэтов, лично создает модерновый костюм для
выступления.
Поэтому в новелле "Фигуристы" есть эпизод с
выступлением модных в начале XX века футуристов, одним из которых
был поэт Владимир Маяковский. В кадре виден подвешенный к потолку
рояль — это взято из реальности (он потом упадет с потолка и чудом
не прибьет начальника Петра Кузнецова)
В начале 1914 года Владимир Маяковский и футуристы приехали в
Одессу и устроили целое литературное шоу в Русском театре. Обычно
стоящий на сцене рояль поэты прикрутили к потолку, а когда их
спрашивали, почему они так сделали, отвечали: "Потому что мы на нём
сегодня не играем!". При этом на Маяковском была ярко-жёлтая
рубашка, а вместо галстука висела морковка.
Некий поэт в желтой рубашке (морковку разглядеть не
могу, и создатели фильма поимели совесть не
называть его Маяковским ) читает стихи на тусовке
футуристов, закончившейся дракой
В фильме "Елки 1914" со сцены звучит стихотворение Маяковского
"Хвои", которое на самом деле было написано в 1916 году.
Снова поэт в желтой рубашке, морковки опять не видно, но это уже
после драки во время ареста, поэтому морковка могла и потеряться.
Если она вообще была
Еще один кадр с тусовки футуристов, чтобы показать, чем
вдохновлялась Ксения, когда создавала свой модернистский костюм для
выступлений.
Новелла "Медведь"
Новелла, в основу которой лег рассказ Николая Лескова "Зверь",
повествует о дружбе деревенского парня Сеньки (Антон Богданов) и
дворового медведя, которых пытается разлучить сумасбродный барин
(Ян Цапник). Он устраивает охоту на всеобщего любимца, чтобы
выслужиться перед графом (Виктор Вержбицкий) и получить
должность... но недооценивает смышленость животного.
Центральная роль в новелле досталась медведю Степану, который
по числу и известности своих киноработ нисколько не уступает
именитым партнерам по фильму. Это он боролся с Владимиром Машковым
в картине Алексея Учителя "Край", медвежонком снимался у Никиты
Михалкова в "Сибирском цирюльнике", а во взрослом возрасте — в
"Орде" Андрея Прошкина. Так что съемки стали испытанием не столько
для Степана, сколько для Юрия Быкова, который до сих пор не работал
в кадре с четвероногими.
Несмотря на то, что медведь был абсолютно ручной и понятливый,
работать с ним было опасно. Степан норовил облизать и обнять
актёров не только по сюжету, но и просто по-дружески, а так как
весит мишка более 300 килограмм, это могло закончиться
травмами. Игравший с ним Антон Богданов снимался в поясе для
тяжелоатлетов
Кроме того, для Антона Богданова специально взяли напрокат
овчинный тулупчик, в котором ему было бы удобно работать с
медведем. Было потрачено много дублей и нервов, ведь, по словам Яна
Цапника, сыгравшего роль нерадивого барина, Степа мог спокойно
подойти, лизнуть лицо, слизнув грим и усы, приобнять и аккуратно
коготком снять парик. Но результат того стоил! Да и вся остальная
группа осталась в восторге от работы с медведем.
"Съемки были сложные, и мы очень волновались, так как в работе
участвовал медведь, — рассказывает художник по костюмам Мария
Юреско. ― Актер Антон Богданов в большинстве сцен участвовал сам,
но все-таки иногда его подменял дублер, а тулупчик у нас был всего
один. И весь казус в том, что дублер был немного крупнее, но, к
счастью, мы с этим справились.
Отдельно пришлось сшить шапки и венгерки, отделанные мехом,
похожим на соболь.
Именно в таких венгерках русские дворяне выходили на охоту в те
годы. Эти образы мы подсмотрели на картинах русских художников и на
рождественских открытках тех лет. Поэтому все соответствовало тому
времени. Но еще немаловажно, чтобы актерам было тепло сниматься и
никто из них не замерз".
Слева Ян Цапник в роли барина Александра Аркадьевича, справа
Виктор Вержбицкий в роли графа Вострикова
[Selyanka1 ON:Рождественские открытки с медвежьей охотой имеют
мало общего, поэтому я затрудняюсь понять, что именно надо искать,
какие рождественские открытки. Что касается картин, то на картинах
начала ХХ века медвежья охота выглядела вот так, а
нарядно-парадно-выходные венгерки как в фильме художники начали
изображать только на современных картинах в ХХI
веке-Selyanka1 OFF]
Евгений Александрович Тихменев. Медвежья охота. 1900 г.
Евгений Александрович Тихменев
Лебедев Клавдий Васильевич Сострунка медведя в лесу 1907 г.
Для большего соответствия эпохе для съемок специальные мастера
изготовили валенки, варежки и даже лапти. Дух того времени также
удалось передать благодаря антикварным платкам, которые художники
по костюмам покупали в Измайлово.
Деликатесы в кадре
Кстати, все аппетитные блюда, которые мелькают в кадре –
съедобные. В их изготовлении авторам картины помогли повара из кафе
на "Мосфильме". Именно они и приготовили фаршированных перепелов,
свиные ноги и прочие закуски.
Кадр со съемок фильма
"Рецепты этих блюд мы брали в старинной кулинарной книге, которую
нам предоставила библиотека "Мосфильма". Еда того времени не сильно
отличается от сегодняшней — практически все то же самое: языки,
квашеная капуста, гречневая каша, салат оливье. Они немного
отличались рецептурными свойствами, было больше ингредиентов, ведь
сегодня наша пища более простая, и мы не тратим столько времени на
приготовление", — говорит художник по реквизиту Аля Симоненко.
Новелла "Добровольцы"
Ее действие разворачивается в Перми и Екатеринбурге.
Мечтая о лаврах героев, друзья-студенты (Александр Домогаров и
Александр Головин-мл.) записываются в добровольцы. Но перед
отъездом на фронт ребята решают навестить свою знакомую Катю (Анна
Хилькевич), которая уехала и зовет друзей к себе на праздники.
Просит только захватить с собой ее соседку бабу Маню (Галина
Стаханова). Студенты еще не знают, каким экзаменом обернется для
них эта поездка, потому что баба Маня - родная бабушка Кати и хочет
проверить, кто для Кати лучший жених.
Александр Головин, актер: "Несмотря на другие исторические
условия, мой персонаж остался таким же разгильдяем, каким был в
предыдущих "Ёлках". Да, он изменился внешне: появились накладные
усы, стала более короткой стрижка, ну и, само собой, у меня теперь
исторический костюм. Изменения коснулись не только костюма, но и
речи наших с Сашей героев. Хотя они стали заметно культурнее, мы
по-прежнему постоянно спорим и обзываем друг друга, только теперь
другими словами, например, таким забавными как "дуботолк". Так что
конфликт, который был между лыжником и сноубордистом остался,
просто он перестал быть спортивным».
Новелла "Шаляпин"
По сюжету новеллы, накануне праздника Глаша и ее
маленький брат Гриша как никто другой нуждаются в рождественском
чуде. Их мать в лихорадке прикована к кровати и не может заниматься
швейным делом, обрекая детей на поиск пропитания. Но все их мысли —
как добыть деньги на лекарство, пока маме не стало хуже.
Люди добрые не спешат помочь, но случай сталкивает детей с
колоритным барином. Им невдомек, что перед ними великий
Шаляпин...
Pоль великого оперного певца Фёдора Шаляпина сыграл оперный
бас, солист Мариинской оперы и обладатель двух премий "Грэмми"
Ильдар Абдразаков. Костюм для героя фильма скопировали с портрета
артиста кисти Бориса Кустодиева, а вот трость в руках Абдразакова
на самом деле когда-то принадлежала Шаляпину. Несколько лет назад
её выкупил на аукционе поклонник певца Михаила Шуфутинского и
подарил своему кумиру, который и одолжил реликвию для съёмок. В
"Ёлках 1914" Ильдар Абдразаков поет старинный романс "Очи чёрные" и
написанную специально для фильма песню на стихи Александра Блока
"Девушка пела в церковном хоре…"
Слева Ильдар Абдразаков в роли Шаляпина, справа Борис Кустодиев
"Портрет Ф.И. Шаляпина" 1922 г. (авторские названия — "Новый
город", "Ф. И. Шаляпин в незнакомом городе"; также — "Ф. И. Шаляпин
на ярмарке", "Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде")
Отсюда Отсюда Отсюда