Образы оперы "Черевички" или Диканька на севере Урала
selyanka1 — 05.12.2022Пандемия и изменившаяся международная ситуация, когда стало невозможно приглашать постановщиков из-за рубежа, не испугали директора. "Надо воспользоваться тем, что мы оказались без контактов с заграницей, и строить русский репертуар", — сказал он и два года назад запланировал к постановке "Евгения Онегина" (вышедшего в конце прошлого года) и нынешние "Черевички". При этом на постановку "Черевичек" он пригласил петербургского режиссера Бориса Павловича, никогда ранее не работавшего в опере.
И именно для семейного просмотра спектакль и получается.
Ночь в Диканьке накануне Рождества — время, когда все вокруг сходят с ума. В Европе сон в летнюю ночь, у нас ночь зимняя. Беса нужно было лишить пятачка и хвостика.
Эскиз костюма Беса
Это петербургский черт. Бедолага не попал по кастингу в "Фауста" Гуно и был сослан в "Черевички". Он собирался испортить Вакуле биографию, а вместо этого женил его. Ему велено идти и погубить душу, а он сходится с Солохой и забывает, зачем пришел, у него тоннельное внимание.
Эскиз костюма Солохи
В "Черевичках" нет ни одного персонажа, у которого все идет по плану. Вакула – кузнец-лузер, нежная душа в грубом теле.
Эскиз костюма Вакулы
Эскизы декорации
Постепенно появилось противопоставление графичного Петербурга и живописной окраины. Из таких удаленных мест были родом Шагал, Малевич и многие другие художники, аллюзиями на творчество которых мы наполнили костюмы и декорации оперы. Нам хотелось, чтобы зрителю постоянно кто-то посылал визуальные сигналы: "Привет, это Энди Уорхол!" или "Привет, это Фрида Кало!". И таких включений, подмигиваний на протяжении всего спектакля будет много".
Эскиз костюма Оксаны
Младшие школьники, приведенные безжалостными родителями на вечерний спектакль, длящийся больше трех часов, радуются ему не меньше родителей, вспоминающих детство. У Павловича все происходит не в аутентичном украинском селе эпохи Гоголя, а в некоторой сказочной реальности, где перемешаны все времена.
За утопающими в снегу домами видны опоры высоковольтных линий,
Эскиз декорации Александра Мохова и Марии Лукка. II акт
Бес (Дмитрий Стародубов) ходит с тростью, напоминающей световой меч,
Бес (Дмитрий Стародубов) ходит с тростью, напоминающей световой меч
а Солоха (фантастическое меццо Вера Позолотина) решительно забрасывает мусорные мешки к чужой хате —
а вместе с тем масса народа наряжена в те яркие, разноцветные, рукотворные наряды, что вовсе исчезли из обихода в ХХ веке — века массового швейного производства.
Эскиз костюмов Хор
Это не какое-нибудь перенесение в наши дни — никто не достает из кармана мобильные телефоны, и в окошках домов не светятся телевизоры. Это сплетение времен, в том числе совершенно мифических, — и мамонты там тоже есть, они спокойно шествуют по экрану-заднику.
Эскиз ростовой куклы
Сотворенная Анастасией Соколовой анимация не отменяет вещественных декораций (вроде стены в комнате Оксаны, где рядом висят портрет Александра Сергеевича Пушкина и коврик с лебедями), но именно она включает то чувство детскости, что вдруг просыпается в каждом взрослом зрителе спектакля.
Укрощая черта и заставляя его лететь в Петербург за черевичками, Вакула хватается не за хвост лукавого (там и хвоста-то никакого нет, Бес выглядит как эстрадная звезда в роскошном костюме), а за эту самую трость-меч — тут-то нечистый и просит пощады.
И далее два артиста просто двигаются по сцене, держась за эту светящуюся палку, где эффект полета создает музыка, а чувство изумления Вакулы, что должно передаваться публике, — актерская игра.
И эта обыденность чуда не отменяет притом нормальных человеческих реакций, точно подмеченных мотивировок и почти рефлекторных жестов: когда Вакула возвращается с черевичками, а Оксане уж никакие туфли не нужны, лишь бы вернулся, то пакет с обувкой деловито подбирает отец Оксаны Чуб, ухаживавший за Солохой — и именно ей вручает. То есть ходить в царицыных обновках будет старшая дама — этот жест Чуба публика встречает дружным понимающим смехом.
И останется общее ощущение счастья, надежности и простоты мира, в котором любовь и смелость укрощают даже нечистую силу.
Отсюда Отсюда Отсюда
|
</> |