Образы оперы "Черевички" или Диканька на севере Урала

топ 100 блогов selyanka105.12.2022 Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала

Декабрь - особенный месяц, предпраздничный, предновогодний, предрождественский. Месяц, когда театры радуют зрителя особенными театральными постановками на специальные "праздничные темы". В основном, конечно, ставят "Щелкунчика", но можно увидеть и другие очень интересные спектакли.
В этом году, например, сильно порадовала Урал опера, она же Екатеринбургский театр оперы и балета, где в канун праздников поставили редкую оперу Чайковского "Черевички". Причем поставили так ярко и искрометно, что даже дети ходят толпами и с интересом смотрят и слушают оперу. Дети! Современные! Уральские!

Художественную политику в Урал опере определяет директор Андрей Шишкин (в балете принимает решения главный хореограф Вячеслав Самодуров, в опере равноценной фигуры нет). Она одновременно взвешенная и яркая — театр обязан этому именно Шишкину.

Пандемия и изменившаяся международная ситуация, когда стало невозможно приглашать постановщиков из-за рубежа, не испугали директора. "Надо воспользоваться тем, что мы оказались без контактов с заграницей, и строить русский репертуар", — сказал он и два года назад запланировал к постановке "Евгения Онегина" (вышедшего в конце прошлого года) и нынешние "Черевички". При этом на постановку "Черевичек" он пригласил петербургского режиссера Бориса Павловича, никогда ранее не работавшего в опере.

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала
"Я пришел в театр с позиции человека, который не знает сольфеджио, — говорит Павлович. — И я старался от начала до конца сохранять эту позицию, слушать ухом человека абсолютно несведущего. Потому что я понимаю, что основная (не премьерная) аудитория театра — это люди, которые пришли и немножко насторожены. Они пришли потому, что тут красиво. И моя задача — быть их агентом, подсветить в спектакле то, на что надо обратить внимание. То есть моя аудитория — это, возможно, те люди, которые всегда хотели знать, что такое опера, но боялись спросить. Я делаю спектакль для первого посещения оперы. Возможно, для семейного просмотра."
И именно для семейного просмотра спектакль и получается.

"Мне очень нравится, что мой дебют в опере – именно "Черевички". Она довольно буквальная в изложении гоголевского сюжета и располагает к детскому, непосредственному восприятию происходящего. Это наивное, сказочное позволяет мне увидеть азбучные законы оперы. К "Черевичкам" нет такого пиетета, как, например, к "Евгению Онегину" и "Пиковой даме" – их никто не боится испортить. В драматическом театре я никогда не ставлю Чехова, Вампилова или Бернарда Шоу, рядом с ними всегда висит лозунг "не испорти". Я беру вещи, которые никто не делал, из старого-доброго чувства безопасности. Чтобы почувствовать себя вскрытым и уязвимым, мне нужно оказаться в серой зоне, где никого нет — в зоне интимности, где не толкутся пятьдесят человек, которые уже высказались по этому поводу и теперь говорят: давай, твоя очередь.

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала
Когда я и художники Александр Мохов и Мария Лукка впервые сели и прочли либретто, сразу решили отказаться от "этнографического" подхода. Это история об интимной провинции и безжизненной столице. Диканька очень теплая и наполнена лирикой всех оттенков, от ироничных до совершенно беспримесных. Петербург абсолютно формализован и безжизнен, с гимнами, парадными полонезами и маршами. Для меня нежная провинциальная фреска Диканьки — скорее север Урала, нежели юг Малороссии.

Ночь в Диканьке накануне Рождества — время, когда все вокруг сходят с ума. В Европе сон в летнюю ночь, у нас ночь зимняя. Беса нужно было лишить пятачка и хвостика.

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала
Эскиз костюма Беса

Это петербургский черт. Бедолага не попал по кастингу в "Фауста" Гуно и был сослан в "Черевички". Он собирался испортить Вакуле биографию, а вместо этого женил его. Ему велено идти и погубить душу, а он сходится с Солохой и забывает, зачем пришел, у него тоннельное внимание.

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала
           
Эта история про черта-неудачника стала первой зацепкой в сочинении драматургии спектакля.

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала
Эскиз костюма Солохи

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала

В "Черевичках" нет ни одного персонажа, у которого все идет по плану. Вакула – кузнец-лузер, нежная душа в грубом теле.

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала
Эскиз костюма Вакулы

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала

Это у Гоголя он прохиндей, и Оксана у Гоголя похитрее, чем у Чайковского. Гоголевские персонажи – немного мольеровские, себе на уме люди, которые попадают в нелепые ситуации и ловко из них выходят. У Чайковского они какие-то неловкие, потерянные. Кто такая Оксана? Дочь главного местного бизнесмена, которую зачем-то выучили французскому языку и фортепиано, она слишком красива и хороша для этого места. Ее сторонятся: папа непростой, с такой опасно тусить. В этом смысле она тоже недотепа.

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала
У Вакулы, казалось бы, карты в руках, вполне нормальный жених, но он все ходит к этой Оксане, не может сказать слóва, сундук ей целый год не может доделать. В Петербурге перед его простотой все разводят руками и дают ему, что нужно: господи, такие еще остались? Он одержал победу не хитростью и не в поединке. Поступок Вакулы в том, что он не совершает поступков. Он просто классный парень, и для Чайковского это как будто и есть самая большая ценность"

Художник спектакля Мария Лукка о своей работе над проектом:
"Как ни странно, в этой истории мы шли не от Диканьки, а от Санкт-Петербурга – может быть, потому что в этом городе мы живем и хорошо его знаем. Сначала у нас возник образ потемкинской деревни, за фасадами которой нет ничего, пустота. И Петербург у нас оказался городом фасадов. Оттолкнувшись от этой мысли, мы решили сделать декорации плоскостными, в духе наивного искусства, или рождественского вертепа.

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала
Эскизы декорации

Постепенно появилось противопоставление графичного Петербурга и живописной окраины. Из таких удаленных мест были родом Шагал, Малевич и многие другие художники, аллюзиями на творчество которых мы наполнили костюмы и декорации оперы. Нам хотелось, чтобы зрителю постоянно кто-то посылал визуальные сигналы: "Привет, это Энди Уорхол!" или "Привет, это Фрида Кало!". И таких включений, подмигиваний на протяжении всего спектакля будет много".

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала
Эскиз костюма Оксаны

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала
Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала

Аниматор Анастасия Соколова о своей работе над проектом:
"Художники Мария Лукка и Александр Мохов, в отличие от меня, сотрудничают с Борисом Павловичем уже давно, а я познакомилась с ними год назад. На закрытии фестиваля "Кинопроба" ко мне подошел Борис и предложил создать анимацию для оперы. До этого я уже имела опыт работы в театральных проектах: оформляла спектакли для "Провинциальных танцев" "Сепия" и "Кленовый лист". А "Черевички" стали первым масштабным проектом. Всегда хотелось создать нечто подобное именно для оперного театра, и здесь удивительно совпали желания и возможности.

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала

Когда я была на презентации проекта, мне все понравилось – и декорации, и костюмы – и я приступила к работе. Мне сказали: "Ася, как тебе хочется, так и делай, а мы будем оценивать, подходит или нет". В целом никаких возражений моя анимация не встретила, я старалась ее выдерживать, отталкиваясь от общей стилистики оперы.
Анимация идет с самого начала оперы и до финала, полных три часа! Обычно авторское кино длится пять минут, и на его создание уходит год-полтора. В случае с "Черевичками" мне нужно было сделать все за полгода. Друзья и коллеги были в шоке, когда узнали о моем проекте: это воспринималось, как прыжок в бездну. Но все получилось. Сейчас кажется, что без анимации спектакль лишился бы чего-то цементирующего. И, конечно, анимация будет интересна детям, поможет увлечь их действием".
                   
Младшие школьники, приведенные безжалостными родителями на вечерний спектакль, длящийся больше трех часов, радуются ему не меньше родителей, вспоминающих детство. У Павловича все происходит не в аутентичном украинском селе эпохи Гоголя, а в некоторой сказочной реальности, где перемешаны все времена.

За утопающими в снегу домами видны опоры высоковольтных линий,

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала
Эскиз декорации Александра Мохова и Марии Лукка. II акт
       
Бес (Дмитрий Стародубов) ходит с тростью, напоминающей световой меч,

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала
Бес (Дмитрий Стародубов) ходит с тростью, напоминающей световой меч

а Солоха (фантастическое меццо Вера Позолотина) решительно забрасывает мусорные мешки к чужой хате —

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала 751139_Gen.jpg


а вместе с тем масса народа наряжена в те яркие, разноцветные, рукотворные наряды, что вовсе исчезли из обихода в ХХ веке — века массового швейного производства.

2 Эскиз костюмов Хор.jpg
Эскиз костюмов Хор

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала

Это не какое-нибудь перенесение в наши дни — никто не достает из кармана мобильные телефоны, и в окошках домов не светятся телевизоры. Это сплетение времен, в том числе совершенно мифических, — и мамонты там тоже есть, они спокойно шествуют по экрану-заднику.

3 Эскиз ростовой куклы.jpg
Эскиз ростовой куклы

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала 3 i123445.jpg
Там же плывет Рыба-кит (явно из "Конька-Горбунка"), бегут сказочные, будто спрыгнувшие с полотенец, волки, и плывет русалка с головой, позаимствованной у автопортрета Фриды Кало.

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала

Сотворенная Анастасией Соколовой анимация не отменяет вещественных декораций (вроде стены в комнате Оксаны, где рядом висят портрет Александра Сергеевича Пушкина и коврик с лебедями), но именно она включает то чувство детскости, что вдруг просыпается в каждом взрослом зрителе спектакля.
Режиссер в стремлении к этой детскости использует самые простые театральные приемы — и все работает.

Укрощая черта и заставляя его лететь в Петербург за черевичками, Вакула хватается не за хвост лукавого (там и хвоста-то никакого нет, Бес выглядит как эстрадная звезда в роскошном костюме), а за эту самую трость-меч — тут-то нечистый и просит пощады.

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала

И далее два артиста просто двигаются по сцене, держась за эту светящуюся палку, где эффект полета создает музыка, а чувство изумления Вакулы, что должно передаваться публике, — актерская игра.
Волшебство в этой реальности обыденно, и никто не удивляется, что в толпе подруг Оксаны ходит гигантская синяя птица (Курица ли? Попугай ли? Может, вообще птица счастья?), и именно к ней по имени ("Одарка!") обращается Оксана, восхищаясь ее сапожками (мол, хорошо, когда есть тот, кто подарит; тут-то и возникает идея потребовать у поклонника царские черевички).

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала

И эта обыденность чуда не отменяет притом нормальных человеческих реакций, точно подмеченных мотивировок и почти рефлекторных жестов: когда Вакула возвращается с черевичками, а Оксане уж никакие туфли не нужны, лишь бы вернулся, то пакет с обувкой деловито подбирает отец Оксаны Чуб, ухаживавший за Солохой — и именно ей вручает. То есть ходить в царицыных обновках будет старшая дама — этот жест Чуба публика встречает дружным понимающим смехом.
Выходя из зала, зрители будут долго вспоминать и трогательный "императорский балет" в Петербурге (взгляд простодушного деревенского жителя Вакулы на столичных див),

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала 0 zdTaQC4wG3Fhlv.jpg
и летавшую во время увертюры в многозвездном космосе планету, и гигантский (выше человеческого роста) самогонный аппарат Солохи.

Образы оперы Черевички или Диканька на севере Урала 1 _0_0_0_0_550bfd9252.jpg
         
И останется общее ощущение счастья, надежности и простоты мира, в котором любовь и смелость укрощают даже нечистую силу.
                     
Отсюда Отсюда   Отсюда


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Есть у меня любимая племянница, у нас с ней прекрасная нежная и доверительная дружба. Она часто бывает у меня в гостях, чтобы посекретничать, а кузина смеется - "иногда я слышу тебя, когда она говорит". Так вот, в следующем году ей исполняется 18 лет и она мечтает жить так, как живет мой ...
Известный голливудский актер Пирс Броснан во время посещения 21 августа в Лондоне Украинской церкви пообщался с волонтерами, помогающими бойцам АТО, и выразил свое восхищение Украиной. Броснан пожелал украинцам мира и процветания,.. а также выразил свою поддержку и восхищение словами ...
...
Повесили у себя на дачном участке кормушку для птах. Насыпали туда зёрен. Гостей пока не видели — вот решила рекламу разместить, чтобы знали... ...
Итальянская компания по производству шин представила ежегодный календарь Pirelli, который еще с 1964 года, когда вышел первый номер, стал наглядным изображением фразы «Секс продает». Каждый год для работы над проектом нового календаря Pirelli приглашает нового фотографа и придумывает ...