Людмила Гурченко и "Рецепт ее молодости" (1983)

топ 100 блогов selyanka128.11.2022 Людмила Гурченко и Рецепт ее молодости (1983) _900 x 600 .jpg

Музыкальный фильм "Рецепт её молодости" (1983) был по факту последним советским ретро-фильмом. Мода на старину уходила. Приближалась Перестройка и всем хотелось футуро-грёз и новых горизонтов. Конечно, будет ещё грустный "Зимний вечер в Гаграх" (1985) с воспоминаниями танцора о дивных 1950-х годах, но сама фабула – о современности и о том, как трудно быть искренним.

Ретро-кино снимали во всём мире, однако на Западе ретро было одним из многочисленных направлений — пусть и стилеобразующих.  А в СССР оно занимало огромную нишу. В СССР это был интеллектуальный мейнстрим, заданный сверху. Точнее, единственно-разрешённый и всячески пропагандируемый в пространстве поп-культуры.
   
     

Вся эта потрясающая ретро-тема — это ни что иное, как ...вкусы пожилых людей, стоявших у власти. Это любимые ритмы тех мальчиков, что ходили в белых штанах и танцевали фокстроты, обожали Леонида Утёсова, тайком слушали Петра Лещенко, влюблялись в Аннушек и Раечек, носивших беретики.
Поколение чуть моложе — врубало "джаз на хате" и "хиляло по Бродвею". Или не хиляло, а слушало чарующую Ружену Сикору с Ниной Дордой. Запах сирени, тёплый-ламповый-звук, каблучки по асфальту стучат... Поэтому, встав у руля, чиновники и цензоры с удовольствием пропускали своё любимое. Родное.
Они в массе своей не понимали диско и тем паче — рок. Они и не должны это любить. Вспомните фильм "Назад в будущее" и реакцию молодых "отцов", когда Марти Макфлай, попавший в 1950-е, принялся лабать им хэви-металл.

Поэтому вся советская эстрада 1970-х — начала 1980-х несёт в себе мощный ретро-заряд.
Даже прорывные "бенефисы" с Людмилой Гурченко, Ларисой Голубкиной, Татьяной Дорониной имеют очевидную отсылку к эстетике 1920-1950-х годов. А молодёжи — тем, кому 14-20-25 — это казалось скучноватым и архаичным. Да, нравилось, конечно, но хотелось и чего-то другого — современного.
Юношеству не было никакого дела до мемуарных грёз чиновника Н., тусовавшегося в 1938 году под аpгентинское танго. Так что развлекательного контента на ТВ хватало, просто он транслировался для старших товарищей. "В парке Чаир распускаются розы..."
"В бананово-лимоном Сингапуре-пуре..".
Приятно и респектабельно.
 
   
Особенностью советского ретро-фильма была не только романтизация и эстетизация прошлого, но и размытые временные рамки сюжета. Например, в  "Здраствуйте, я ваша тетя" (экранизации пьесы "Тётка Чарлея", действие которой происходит в начале 1890-х) дамы носят костюмы 1910-х, а фоновая хроника выдаёт кадры даже 1930-х годов.
Ретро - это сказочное "давным-давно", и, как называют это исследователи фольклора и мифологии – абсолютное эпическое время.
                   
Людмила Гурченко и Рецепт ее молодости (1983)
Афиша фильма "Рецепт её молодости" (1983).  Здесь Людмила Гурченко - почти Грета Гарбо.
                     
"Рецепт её молодости" – это экранизация пьесы Карела Чапека "Средство Макрополуса", написанной в 1922 году, но в кино-варианте нет никакого 1922 года – есть ретро-эпоха, когда носили боа, эгретки и прочие бутоньерки.
К слову, в одной из сцен мы можем видеть афишу с героиней Людмилы Гурченко ...из другого фильма – из "Идеального мужа" (1980), события которого разворачиваются в 1890-х годах. Для ретро-стиля это не важно, и 1890-е спокойно превращаются в 1920-е. Главное - шик головных уборов и дуновение ушедших эпох.
               
Людмила Гурченко и Рецепт ее молодости (1983)
Кадры из фильмов "Рецепт её молодости" (1983) и "Идеальный муж" (1980). Это тот самый кадр разглядывает девушка, мечтающая о карьере актрисы...
...Для 1920-х тема вечной жизни и долгоиграющей весны была невероятно популярной – везде об этом говорили и писали, поэтому "Средство Макрополуса" – актуальный тренд, как нынче это называют. Но у этой кино-шкатулки имеется и второе дно – личность самой Людмилы Гурченко, сыгравшей Элину Макрополус.
                                     
Ту, что живёт триста лет и - мечтает о продлении жизни, ибо снадобье тоже не всесильно, и надо восполнять "силы". Сценарист Александр Адабашьян и режиссёр Евгений Гинзбург упростили пьесу и создали нечто своё, по мотивам, где всё внимание – к танцам и песням (композитор – Георгий Гаранян), а по факту – к нескончаемой и бурной молодости Людмилы Марковны.
           
Нынче многие женщины в возрасте "под пятьдесят" могут выглядеть на десять лет моложе, а тогда Гурченко смотрелась как чудо – так, в комедии "Любовь и голуби" (1984) мы не замечаем, что Вася моложе Раисы Захаровны на целую вечность (Михайлов 1944 года рождения, а Гурченко - 1935). Большинство её ровесниц, в том числе Нина Дорошина (Надюха) были не такими.
           
Больше того, Гурченко изображает тридцатилетнюю Макрополус в свои 47-48 лет! Сейчас мы, конечно, сознаём, что это никакие не 30, а хорошие и правильные 47. Подтянутые, бодрые, ...но под 50. В начале 1980-х это виделось иначе. Это фильм о самой Гурченко и её одержимости красотой и бесконечным танцем. Остальное – антураж.
       
Фильм прекрасен декорациями, платьями, карнавальностью. Это – почерк Евгения Гинзбурга, создававшего в 1970-х годах эффектные телепроекты под общей вывеской "бенефис". Редко показывали, но это было событие (выложено на Ютубе, и если есть интерес, найдите бенефис Людмилы Гурченко 1978 года, не пожалеете).

Людмила Гурченко и Рецепт ее молодости (1983)
Кладиенко Юрий Данилович. Эскиз декорации. Гостиница  Фильм "Рецепт ее молодости". 1983

Людмила Гурченко и Рецепт ее молодости (1983)
Кладиенко Юрий Данилович. Эскиз декорации. Контора адвоката Фильм "Рецепт ее молодости". 1983
       
О работе над фильмом и сотрудничестве с Людмилой Марковной рассказывает художница по костюмам Наталья Иванова.

-  С Людмилой Марковной мы проработали вместе почти 30 лет, и споров у нас не было никогда. А что спорить-то? Актер имеет право высказаться, безусловно. Я всегда выслушаю, всегда приму все замечания. У всех же свои тайны. У Людмилы Марковны они тоже были: одно бедро повыше, потому что у нее была сломана нога.

Людмила Гурченко и Рецепт ее молодости (1983) 2 960 (4)bvkv1.jpg
Xудожница по костюмам Наталья Иванова. На "Рецепт её молодости" с Гурченко Наталью Иванову сосватала очень известная художница по костюмам "Мосфильма" Ганна Ганевская, которая где-то в коридоре студии увидела костюм Рашель из "Вассы", который создала Наталья Иванова, и он ей очень понравился
                             
Впервые мы вместе работали на "Рецепте ее молодости" (1983). Когда я в первый раз пришла к ней, она так на меня посмотрела — а я была какая-то такая маленькая, серенькая — и сказала: "Ну, потом будут говорить, мол, вот работала с Гурченко". Я начала приезжать к ней домой, привозила какие-то набросочки, и так мы сдружились, что дружили до самой ее смерти. Я делала костюмы для всех ее концертов, бенефисов. Все это было, грубо говоря, с помойки. Я вытаскивала какой-то старый купальник и делала из него платье. Ну, про перья из подушек все и так знают [в Советском Союзе боа, накидки из перьев, не производились, их художники по костюмам делали сами из птичьих перьев; перья брали либо на птицефабрике "Томилино", либо просто из подушек]

Людмила Гурченко и Рецепт ее молодости (1983) 5 Capture.JPG
Кадры из фильма "Секрет ее молодости". Справа на платье крашеные перья из подушки
           
С ней было очень легко говорить, но, безусловно, надо было ее знать и понимать и ни в коем случае не ломать образ, которого она сама придерживалась. Шаг вправо, шаг влево — расстрел. Вообще же, между художником по костюмам и актером должна быть какая-то химия. Можно предлагать гениальные эскизы, а актер будет их отвергать — просто потому, что ты ему не нравишься. А у нас с Гурченко зацепочка произошла, и мы как-то очень нежно друг к другу относились. Она рассказывала, и как спектакль прошел, и как кто посмотрел. Всегда смеялась надо мной, как я смотрю кино: я же кино смотрю два раза, сначала только на костюмы, как бы драматургию костюма.
     
Мы все время были вместе, потому что у нее уже был свой театр, очень много антреприз, юбилейных вечеров. Я там что-то доделывала, что-то переделывала, потом привела ее к мастерице Надежде Генриховне в "Арт-пати" [знаменитое в костюмных кругах ателье и прокат]. Она много Людмиле Марковне шила, вернее, не шила, а… Вот дарят Гурченко, ну я не знаю, Kenzo. Но она же никогда не наденет просто Kenzo, она обязательно вставит здесь что-то с цветочками, тут сделает рюшечки, и Kenzo заиграет по-своему.  Или ей, например, дарят Moschino — но она никогда — так — не наденет, обязательно переделает всё по-своему, вставит какие-то клинышки из ткани, рюшечки, всё немножечко поправит. У неё был абсолютно свой стиль, и она была в этом совершенно права.

Людмила Гурченко и Рецепт ее молодости (1983) 4 Capture.JPG
Кадры из фильма "Секрет ее молодости".
       
Она показывала мне много каких-то своих отделок, тканей, все, что она привозила из-за границы. Сейчас я понимаю, что это все какие-то смешные вещи, но тогда это для кино было просто незаменимо. Конечно, у нас был диалог: что-то я предлагала, что-то — она. Допустим, я ей делала комбинацию расшитую стеклярусом, бисером, а она говорит: я хочу быть в мини. Сейчас уже трудно вспомнить, что придумала и сделала я, а что — она.
Скажем, она решила, что хочет мужской костюм для "Рецепта ее молодости". Просто костюм в полоску, темный. Тогда у нас такой ткани в помине не было, и мы вот эту ткань выстрачивали белыми нитками. Помню еще она мне сказала: "И принеси мне ботиночки на шнуровке". Исторические такие, знаете, высокие. Я удивилась, но принесла. А она говорит: "Ты знаешь, так потом все будут ходить". И правда ведь ходили.

3 фотография. Рекламный материал. Персонаж Эмилия Марти.jpg
Рекламная фотография для фильма "Секрет ее молодости". Персонаж Эмилия Марти
                 
Помните пальто, в котором Людмила Марковна появляется в начале фильма, когда она идет вдоль стены? Золотое такое пальто. Это вульгарная корсетная ткань по 4 рубля, подбитая кошками. Я на меховой фабрике сидела с мешками и выбирала этих, господи прости меня, бедных кошек, потому что они там все были кучей — и черные, и белые, а мне нужны были тигровые. Потом уже закройщицы подбирали их по узору, и получилась такая американская шиншилла. Ну и вот она в тридцатиградусную жару в кошках, сверху в черной лисе, которую сшивали из двух. Но без всяких капризов!

Людмила Гурченко и Рецепт ее молодости (1983) 1 Capture 1.jpg
Кадры из фильма
             
Она всегда одевалась в костюмерной. И так она входила в павильон, еще до начала съемок сцены. Все падали в обморок, она тихонечко садилась, сидела какое-то время, потом могла переобуться, снять перчатки, еще что-то, если жмет. Но входила она в павильон всегда как царица — образом, костюмом работы художника.
               
Отсюда Отсюда   Отсюда


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как следует из сообщения на сайте Кремля, Путин в телефонном разговоре с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном рассказал, что из-за заражений коронавирусом людей в его окружении должен "в течение определенного периода времени" соблюдать режим самоизоляции. Путин также предупредил ...
В прошлой заметке ( Цель русской историософии ) я обозначил задачу, которую попытаюсь решить в этой заметке. А именно: осмыслить страшный для русских XX век, самый трудный и трагический век нашей истории. Для этого мне нужно поглядеть на события XX века из далёкого будущего -- спустя ...
Мне на завод на период до 2 лет (возможно и дольше) нужны сварщики на полуавтомат - 3 человека. Проживание - в арендованной за счет предприятия квартире. Месторасположение - Московская область (60 км. от Москвы, до Москвы ходит регулярный ...
Весна окончательно вступила в свои права, а с ней грядет и обновление игры ‒ 1.57 “Весенний марш”. Две новые локации для совместных боев, пополнения в наземной технике и авиации для всех наций, новая механика управления танком с одним членом экипажа и множество других улучшений игр ...
Ты должен меняться. Ты должен расти. Ты должен развиваться. Таковы шаблоны гармоничных взаимоотношений для офисных хомячих, которые они принимают на веру. Всему виной – глянец. Понасмотревшись там на жен футболистов, блядей бизнесменов и моделей, а также звездулек, чьи фоточки ...