На фоне обязательств

И вот эти даты наступили.
По возвращении в Москву я обнаружила целую кучу новых дел, которые чудесным образом накопились за время моего отсутствия.
Плюс к ним добавились текущие дела, которые возникают при обычном течении жизни.
И вот теперь мне стали активно напоминать о предотпускных обещаниях те, кому я их щедро раздавала.
Думаю, что мне это только кажется, будто всем резко и немедленно понадобилось терзать меня разными вопросами и просьбами. Если бы я не уходила в отпуск, эти требы равномерно распределились на две недели и не выглядели бы столь ужасающими по своему объему, важности и срочности.
Если честно, я даже не представляла себе, какому большому числу людей я раздала обещания, не сообразив называть им разные даты, а не ту неделю, на которой вернулась в Москву.
Нет чтобы сказать, что мой отпуск продлится месяц или полгода, и отложить участие в чужих делах на более длительный срок – я сказала правду…
И ведь никто не забыл мне перезвонить. Все усердно сохранили (а некоторые даже приумножили) свои проблемы.
Я уверена, что постепенно разберу эту кучу: с каждым переговорю, дам ответ, помогу найти решение, встречусь и сделаю то, что от меня ждут. Но сейчас я ощущаю себя должником, которому одновременно предъявили все счета.
Самое забавное состоит в том, что все мои «долги» вовсе не являются долгами, поскольку не входят в мои обязанности. Вся помощь, оказание которой я отложила до возвращения из отпуска, является сугубо добровольной. Она укладывается в рамки обычной человеческой отзывчивости (даже не взаимопомощи, поскольку взамен я не прошу, не жду и не получаю ничего). Не знаю, можно ли назвать ее благотворительной, но в том, что я не имею от нее никакой выгоды, включая психологическую, сомнений нет.
Мне уже давно не требуется ничего, чтобы чувствовать себя нужной и полезной. Моих обычных обязательств вполне достаточно для удовлетворения всех амбиций, но просьбы поступают со всех сторон, и я не вижу уважительных причин для отказов.
Отсутствие уважительных (по моему мнению) причин для отказа – вот формула моего согласия.
Все мои обязательства выглядят добровольными, однако свобода отказа является кажущейся. Сказать «нет» - что в этом сложного?
Да, это просто, но последствия могут быть неожиданными.
Например, несколько месяцев назад мне позвонила одна знакомая. Она задала пару формальных вопросов о моих делах и весьма прямолинейно приступила к делу, спросив «можно я повыношу тебе мозг?». О чем пойдет речь, и на какую тему мой мозг будет подвергнут выносу, я представляла.
Поскольку я ценю прямоту и в тот момент была занята, на прямой вопрос я ответила столь же откровенно: «Нет, мне бы этого не хотелось».
С тех пор знакомая затаила на меня глубокую обиду, которая, уверена, еще не раз даст о себе знать. По ее представлениям, я не имела права отказать ей в немедленной поддержке, и ответная прямота была для нее неприемлемой.
Думаю, что многие просьбы, в случае их неудовлетворения, способны обернуться не только пассивным разочарованием, но и активной агрессией.
И вот на фоне ужасающего (меня) количества полу-добровольных обязательств обнаруживаются очень приятные моменты. Нет, они не связаны с дезактуализацией чьих-то запросов, что меня тоже могло бы обрадовать.
Есть люди, которым от меня ничего не нужно, или то, что им нужно, не требует никаких усилий с моей стороны. Либо они признательны за прошлое, либо относятся ко мне хорошо просто так, не в ответ на оказанные им услуги.
Их внимание на фоне терзающих меня многочисленных обязательств особенно ценно.
Они дарят цветы и создают весеннее настроение. Не в обмен на помощь, комплименты или дружбу.
Посмотрите, какой нежный букет.

И в нем – мои любимые пионы.

Удивительно, но в тех же тонах собрана другая цветочная композиция, подаренная независимо от букета.

Я понимаю, что любые отношения – это взаимовыгодное сотрудничество.
Даже мать и дитя находятся в определенной «сделке», полной обязательств обеих сторон. И безответная любовь – тоже своеобразный договор, согласно которому одной стороне предоставляется обожание, другой – возможность чувствовать себя пылко влюбленным. Но сегодня я говорю не о таких скрытых выгодах, а о прямо выраженных просьбах и привлечении к решению проблем.
Я смотрю на чудесные букеты и понимаю: одни прикосновения воспринимаются как бескорыстные, а другие - как эксплуатация, и на фоне вторых первые очень приятны.
Как часто к вам обращаются за помощью, оказание которой не является вашим долгом? Всегда ли вы соглашаетесь принять участие в решении чьих-то проблем, если имеете возможность, но не имеете желания?
|
</> |