«Молодая гвардия». Герои и предатели. Ч1
uborshizzza — 07.05.2016Школа, в которой мы с Андреем учились, носила имя Виктора Третьякевича, и у нас был даже небольшой музей. Конечно, где Краснодон, а где мы – у нас не было никаких подлинных предметов, связанных с Молодой Гвардией.
Но все же мы интересовались ее историей и жалели Третьякевича, который вначале считался предателем, и был выведен в романе Фадеева под псевдонимом «Евгений Стахович».
Кстати, это говорит о том, что Фадеев не был уверен в том, что Третьяевич был предателем на все 100% и подстраховался – остальные-то персонажи все со своими фамилиями. Стахович - фигура неоднозначная. С одной стороны он активный подпольщик и бывший партизан, с другой стороны - предатель, который не выдерживает ужасных пыток и выдает полиции имена товарищей. Но полицаи и немцы его, тем не менее, продолжают пытать, выбивая все новые имена, а потом казнят в числе самых первых.
В ходе процесса 1943 года следователь полиции М. Кулешов оговорил Виктора Третьякевича, заявив, что он не выдержал пыток и выдал товарищей. В 1959 году специальная комиссия, созданная после процесса над В. Подтынным, служившим в краснодонской полиции в 1942—1943 годах, установила, что Виктор Третьякевич стал жертвой умышленного оговора.
Интересно, почему Кулешов оговорил Третьякевича? Может быть, потому, что тот был не местный. Третьякевич (1924-1943) - родом из Курской области (а по национальности – белорус). В 1932 году семья переехала в Краснодон, где Виктор пошёл в школу. Учился в средней школе № 4 имени К. Е. Ворошилова. В 1939 году принят в ряды ВЛКСМ, через год избран секретарём школьной комсомольской организации.
В 1941 году семья Виктора перебралась в город Ворошиловград (ныне — Луганск), где он продолжил учёбу в десятом классе средней школы № 7 и также возглавил комсомольскую организацию школы
В начале лета 1942 года, во время Великой Отечественной войны, Виктор Третьякевич окончил партизанские курсы в специальной школе Украинского штаба партизанского движения в городе Ворошиловграде.
В конце июня — начале июля 1942 года, когда немцы подошли к городу, Виктор Третьякевич был утверждён членом Ворошиловградского подпольного горкома ВЛКСМ и зачислен в партизанский отряд, которым командовал секретарь Ворошиловградского подпольного обкома Иван Яковенко, а комиссаром отряда был старший брат Виктора. 15 сентября 1942 года партизанский отряд под командованием Яковенко был окружён карательными органами в лесу вблизи хутора и обстрелян из пулемётов и миномётов. В неравном бою погибла большая часть партизан, в том числе командир Иван Яковенко. Оставшиеся в живых вырвались из вражеского окружения и перешли на нелегальное положение. Кстати, брат Виктора, Михаил, остался жив и умер только в 1980 году.
Во время этого боя Виктор находился в Ворошиловграде по заданию командира. Вернувшись позже на место базирования отряда, он никого не обнаружил.
В сентябре 1942 года Виктор прибыл в оккупированный Краснодон, где установил связь с Олегом Кошевым,Сергеем Тюлениным, Иваном Земнуховым, объединив стихийно возникшие подпольные молодёжные антифашистские группы («Звезда», «Серп», «Молот», «Серп и молот» и другие) в «Молодую гвардию», став комиссаром этой подпольной организации.
Впрочем, до сих пор ходят слухи, что большинство молодогвардейцев выдал все же он, сломавшись на пытках.
Ведь история развивалась следующим образом: 1 января 1943 года были арестованы Евгений Мошков и Виктор Третьякевич, их арест был вызван тем, что они пытались продать на местном рынке новогодние подарки из разграбленных немецких грузовиков, накануне подвергшихся нападению молодогвардейцев. 2 января был арестован Иван Земнухов, который пытался выручить Мошкова и Третьякевича, а 5 января полиция начала массовые аресты подпольщиков, которые продолжались вплоть до 11 января 1943 года.
Официально единственным предателем считается теперь один из членов организации Геннадий Почепцов, который 2 января 1943 года по совету своего отчима Василия Григорьевича Громова, начальника шахты № 1-бис и тайного агента полиции Краснодона, сделал оккупационным властям соответствующий донос и назвал имена всех известных ему членов «Молодой гвардии».
Текст доноса Почепцов первоначально написал на имя начальника шахты №1-бис Жукова: "Г-н Жуков, в городе Краснодоне организована подпольная комсомольская организация "Молодая гвардия", в которую я вошел активным членом. Прошу Вас в свободное время зайти ко мне на квартиру, и я подробно расскажу Вам об этой организации и ее членах. Мой адрес: улица Чкалова, дом 12. 20.12.1942 г. Почепцов".
Почепцова вызвали в полицию, - свидетельствовал Кулешов. - Он назвал имена руководителей штаба Третьякевича, Земнухова, Лукашова, Сафонова и Кошевого. Руководителем общегородской организации Почепцов назвал Третьякевича.
Но Третьякевич к этому времени уже был арестован, а он, в отличие от Почепцова, знал всех.
Да и комиссаром Третьякевич был недолго, т.к. до молодогвардейцев дошли слухи, что он бежал с поля боя, а не просто не был там из-за случайного стечения обстоятельств.
Тогда возникает вопрос, зачем нужно было реабилитировать Третьякевича? Может быть, это было сделано потому, что он все же был вначале их комиссаром, имел специальную подготовку. Большую роль в его реабилитации сыграл Хрущев. Он даже настоял в 1962 году на переозвучании, снятого в 1948 году фильма "Молодая Гвардия", на смене фамилии предателя Стаховича на Почепцова, и в итоге пришлось вырезать всю сцену пыток и непосредственно предательства Стаховича.
Известно, что Третьякевича жутко пытали, в том числе применяли металлический "козел", подогреваемый до соответствующей температуры, выкололи ему глаза… Сегодня любой скажет, что такие пытки выдержать невозможно, и нет греха на том, кто не сдался.
Но ведь другие-то никого не выдали, по крайне мере, следователи полиции, которых взяли впоследствии, так говорили.
А все эти следователи были из местных жителей.
Например, Иван Мельников сам пришел в полицию. Сперва он рубил дрова, носил воду для немецкой кухни, а затем гитлеровцы, оценив его усердие и старания, одели на его руку повязку полицейского и выдали ему винтовку.
Ранее малоизвестный и совсем неприметный в Краснодоне Иван Мельников во временно оккупированном городе стал известной и зловещей фигурой.
В награду за издевательства над краснодонцами он получил от гитлеровцев новую квартиру.
Особую жестокость Мельников проявлял при допросах.
Также допросы вели начальник полиции Соликовский, бургомистр Стеценко и их подручные Орлов, Лукьянов, Усачев.
Иван Мельников брал специальную палку и до потери сознания избивал людей. Но это было еще не самой большой жестокостью - он применял пытку через подвешивание. Он набрасывал петлю на шею и поднимал свою жертву до потолка. Когда человек терял сознание, палач отпускал веревку и обливал его холодной водой. Он находил все новые и новые способы сделать как можно больнее и мучительнее тем, кого допрашивал. И так почти каждую ночь.
Мельников бежал вместе с гитлеровцами, а затем вступил в их армию и продолжал зверствовать. Он принимал участие в поимке и расстрелах красноармейцев в районах Дебальцево и Коммунарска, уничтожал советских парашютистов.
Далее он сумел достать справку о том, что служил в рядах Советской Армии, и пристроиться в колхозе села Три криницы Одесской области. Там он хорошо зарекомендовал себя на работе, но потом его все же вычислили.
Через 16 лет удалось арестовать одного из самых свирепых палачей, пытавших молодогвардейцев, — Василия Подтынного. Вот он-то и реабилитировал Третьякевича.
продолжение
http://uborshizzza.livejournal.com/4026159.html
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)
|
</> |