Миф о гонениях, ч.23
anchoret — 02.03.2023 Общество болландистов и рождение критической агиографииПроблемы с легендами вокруг святых и их останков, наконец, стали предметом внимания самих католиков. Они признали и оценили протестантскую критику злоупотреблений и мошенничества, связанных с культом святых, и принялись самостоятельно докапываться до истины. Как упоминалось во введении к этой книге, в начале XVII века в Бельгии сформировалась небольшая группа ученых, посвятивших себя критическому изучению житий святых. Работу начал священник-иезуит по имени Герберт Росвей, который в 1607 году опубликовал брошюру под названием «Fasti Sanctorum» – набросок восемнадцатитомного собрания жизнеописаний древних и средневековых святых, составленного в согласии с историческими и лингвистическими критериями. Росвей не закончил свой великий опус (он умер в 1629 году), но стал интеллектуальным отцом критической агиографии.
После смерти Росвея его настоятель вызвал в Антверпен Жана Болланда, другого иезуита, чтобы тот разобрался с бумагами покойника. Болланд оказался сообразительнее Росвея. Понимая важность и огромный масштаб поставленной задачи, он попросил выделить ему помощников и истребовал эксклюзивное право пользования документами предшественника. В 1643 году Болланд и два его ученика Годфруа Геншен и Даниэль Папеброх, ставшие основателями Общества болландистов, опубликовали первые два тома Acta Sanctorum. Члены общества рассредоточились по библиотекам и монастырям Европы в поисках копий историй о святых. На основе полученных материалов они приступили к составлению окончательного труда об историчности житий святых.
Болландисты существуют по сей день. Несмотря на своё церковное происхождение и тот факт, что до недавнего времени их общество состояло исключительно из священников-иезуитов, католическая церковь не сразу оценила работу конгрегации. Напротив, с самого начала она столкнулись с решительным сопротивлением. Работе Росвея препятствовал кардинал Роберт Беллармин, который участвовал в контрреформации и с опаской смотрел на работу Росвея как на потенциально разрушительную.
Время показало, что Беллармин беспокоился не понапрасну. Уже в 1670-х годах болландисты развенчали предание кармелитов, будто их орден основан пророком Илией. В то время орден кармелитов был на пике своей популярности и могущества. Поэтому три главных произведения болландистов быстро угодили в ватиканский список запрещенных книг Index Librorum Prohibitorum. А ведь именно болландисты обосновали, почему покровитель Англии святой Георгий никогда не встречал дракона и тем более не убивал его. Именно методология болландистов выявила сомнительность легенды о покровителе путешественников святом Христофоре и одним махом превратила сотню тысяч религиозных медальонов с его изображением в простые украшения. Даже спустя сотни лет с момента основания общества коса болландистов остается хорошо заточенной.
|
</> |