Миф о гонениях, ч.21
anchoret — 27.02.2023 Глава 3Создание мучеников в раннем христианстве
В последние десятилетия III века, при императоре Нумериане, одну молодую христианскую пару заживо похоронили за отказ от секса. Их звали Хрисанф и Дарья, и никто не ожидал такого конца. Хрисанф вырос в Александрии, он был единственным сыном египетского патриция Полемия. Как и большинство родителей, Полемий возлагал на сына большие надежды. Возможно, он мечтал, что сыну предстоит карьера политика или оратора. Честолюбие заставило его переехать с семьёй в Рим и отдать сына на воспитание лучшим столичным учителям. Но Хрисанф оказался себе на уме. На волне подросткового негативизма он быстро разочаровался в легкомысленности светской жизни, потом наткнулся на книгу Деяний апостолов, встретил христианского священника по имени Карпофор и в итоге обратился в христианство.
Понятно, что Полемий оказался раздражён обращением своего сына: Хрисанф – его единственный сын и надежда на будущее вдруг присоединился к постыдному культу. По совету друзей Полемий попытался отвлечь сына от новой религии. Он организовал званый обед, на котором присутствовали исключительно дамы лёгкого поведения.
Осознав, что он в ловушке, испуганный Хрисанф забился в угол помолиться, и чудесным образом все женщины уснули. Стоило ему покинуть комнату, они просыпались, а когда он возвращался, те снова засыпали. Папина затея провалилась.
Полемий понял, что начал не с того конца, и отправился к молодой весталке по имени Дарья. Она была местной знаменитостью – красивой, добродетельной, и к тому же происходила из одной из лучших семей Рима. Полемий убедил Дарью выйти замуж за Хрисанфа и устроил им смотрины у себя дома. Хрисанф не впечатлился. Он отругал Дарью за показные украшения и вовлек её в спор о Боге и добродетели. К концу встречи Хрисанф обратил Дарью в христианство, и юные христиане решили пожениться, чтобы целомудренно жить как брат с сестрой.
После свадьбы Хрисанф и Дарья стали широко проповедовать, и обратили тысячи римлян не только в христианство, но и к целомудренной жизни. Разумеется, своей активной деятельностью молодая пара привлекла внимание властей. Их арестовали, и трибун Клавдий принялся пытать Хрисанфа. Однако стойкость мученика обратила в христианство как самого Клавдия, так и его жену, сыновей, и ещё семьдесят воинов. Обнаружив измену Клавдия, император казнил его. Хрисанфа перевели в сырую вонючую тюрьму, которая чудесным образом наполнилась цветочным ароматом. А Дарье уготовали судьбу проститутки и отправили её в публичный дом. Однако на её защиту прибежал какой-то лев, который тяжёлой лапой прижал к земле первого же претендента на целомудрие Дарьи, пока она не приказала льву отпустить насильника. Этот человек тоже обратился в христианство. После безуспешной охоты на льва власти попытались сжечь Дарью в её комнатушке. Однако Дарья снова спаслась, после чего отпустила льва. После короткого разговора со своей хозяйкой тот прорычал что-то на прощание и убежал. Осознав безуспешность попыток переубедить или хотя бы унизить мучеников, император приговорил их к погребению заживо.
Такова история мучеников Хрисанфа и Дарьи, почитаемых в католической и православной церквях. Существуют сотни историй о мученичестве, подобных этой. Они романтичны, будоражат воображение, овладевают вниманием аудитории, и при этом совершенно не соответствуют действительности. Многие черты главных персонажей являются раннехристианскими литературными клише. Прилежный молодой человек, в своём поиске смыслов натыкающийся на христианство, вполне мог быть Иустином Мучеником. А лев привычно бросается на защиту непорочной девы в Деяниях Павла и Феклы. Это неудивительно: львы занимались охраной праведников со времен библейского Даниила. И почти все христианские девственницы, приговоренные к публичным домам, чудесным образом спасаются, сохранив своё целомудрие. Приключенческих фильмов тогда не было, но основные сюжетные ходы с тех пор почти не изменились.
Впрочем, то, что история составлена по известным шаблонам, вовсе не доказывает, что она обязательно вымышленная. Но у истории Хрисанфа и Дарьи есть и более фундаментальные проблемы. Дарья – весталка, а это означает, что она поставлена служить алтарю богини Весты в молодости на тридцатилетний срок. Условием её службы весталки было сохранение девственности на весь период своего посвящения. Если бы она нарушила обеты девства, то обесчестила бы и запятнала священный для Рима очаг храма, чем поставила бы под угрозу безопасность города и империи. Единственным способом исправить грех весталки и очистить город от подобной религиозной скверны было вывести нарушительницу благочестия за пределы города и похоронить заживо.
Имея всё это в виду, мы должны задаться вопросом, как Полемию удалось убедить Дарью оставить свой пост весталки, чтобы выйти замуж за его сына. Как он вообще смог подобраться достаточно близко к девственнице-весталке, чтобы сделать ей такое предложение, не будучи арестованным? И с какой стати ей идти на верную смерть, чтобы выйти замуж за человека, которого она даже никогда не видела? В истории не сказано, принес ли Полемий с собой портрет Хрисанфа, но трудно представить, что даже вид молодого Адониса повлиял бы на её решение.
А может, Дарья была бывшей весталкой, которая отбыла свой срок и теперь могла выйти замуж по своему усмотрению? Ну, может быть, но тогда ей было бы как минимум тридцать семь лет, и вряд ли она подходила Полемию в качестве искусительницы. Хотя в Древнем Риме не было ничего необычного в том, что молодые мужчины женились на женщинах постарше из-за денег, из этой истории никак не следует, что весталка была не первой свежести. Но будь она средних лет или нет, всё равно странно, что Дарья идет на свидание с Хрисанфом в одиночестве. Ни одна респектабельная женщина, тем более бывшая весталка, не стала бы так бросаться на мужчину. Мы не можем не задаться вопросом, где там её подруги-весталки, положенная охрана или члены семьи (если она уже на пенсии). Почему семья не пытается добиться её освобождения? Сказано, что это одна из самых важных семей в Риме, но она словно бы довольна тем, что не последнюю из её родственниц отправили в бордель. Да и что насчёт самого борделя? Приговорить весталку к изнасилованию в стенах Рима было бы немыслимым преступлением. Если римляне думали, что осквернённая девственница может навлечь на город бедствие, то можно себе представить последствия принуждения весталки к проституции. Исторически это не имеет смысла. Этого просто не могло быть. Хотя с литературной точки зрения, конечно, придумано довольно ловко – весталка, погребенная заживо за отказ от секса после того, как римляне сами попытались её растлить. Какая убийственная ирония.
Но в этой истории есть и другие нестыковки. На момент смерти Хрисанфа и Дарьи в Риме не было императора Нумериана, поэтому приговор им вынес бы кто-то другой. Затем, целомудренные браки возникли на сотню лет позже, ближе к концу IV века, когда римская аристократия увлеклась идеей городского монашества. Если бы Хрисанф и Дарья обратили тысячи людей к этой практике на сто лет раньше, то в обширной христианской литературе того времени обязательно остались бы какие-то следы такой идеи. Однако у нас нет сведений ни о тысячах людей, обращенных в безбрачное христианство, ни, что более важно, о казни весталки в Риме в то время, а скандалы с участием весталок хорошо задокументированы. Практически невероятно, чтобы весталка могла быть отправлена в бордель и публично казнена без упоминания какого-либо древнего писателя. Мы вынуждены сделать вывод не только о том, что история выдумана, но и о том, что выдумавший её человек жил в период, когда люди уже не понимали, насколько весталки были важны.
Какими бы фантастическими и невероятными ни были истории вроде мученичества Хрисанфа и Дарьи, они получили удивительное распространение. Большинство житий святых обладает теми же чертами: они затейливы, богато приукрашены, очень занимательны и очень далеки от истины. Но люди веками верили этим рассказам, и многие продолжают верить до сих пор. Имена святых заняли прочное место в календарях Римско-католической и Восточной православной церквей, а их культ особенно важен в местности, как-то связанной с ними. Жители Реджо-Эмилии в Италии, где по преданию хранятся мощи Хрисанфа и Дарии, сохраняют тесную связь с этими святыми. Если женщина бесплодна, если денег мало, если болезнь не отступает или просто в чём-то не повезло, люди в первую очередь обращаются к местным святым. В отличие от Бога, который слишком велик и может быть немного занят, святые предлагают личную дружбу и связь с небесами. А если совершить паломничество к мощам святого, то отношения с ним станут ещё ближе.
Но всё это не делает историю, в которую поверили, исторически достоверной.
|
</> |