Мефистофель
mark60w — 02.03.2024
Образ Мефистофеля в мировой культуре представлен очень широко и разнообразно. Несомненно, в начале пути за спиной средневековых легенд стоял гений великого Гете. Потом следовали различного рода романтики первой половины XIX века, Гуно, Бойто и наконец семейство Манн. Если Томаса более заинтересовал Фауст, то его сын Клаус создал самый великий гимн Мефистофелю в мировой культуре. Это его роман «Мефистофель. История одной карьеры». Название очень символично, потому что за многими карьерами стоит именно образ Мефистофеля. Шаляпин, Рейзен, Клаус Мария Брандауэр внесли неоценимый вклад в популяризацию столь любимого простым народом образа.
В моем понимании Мефистофель явление гораздо более глобальное и интересное, чем Вельзевул, Азазель, Воланд или Сатана. Он вдохновитель, он организатор, он архитектор нынешних и будущих побед зла над добром. Именно ему можно заложить душу с целью достижения будущих успехов. Далее жизнь становится окрашенной абсолютно новыми красками. Казалось бы, всего-то на всего, заложи душу, и перед тобой открыт весь мир. В любимой мною пьесе Горького «На дне» о душе есть следующее рассуждение:
Актер.Ничего не помню… ни слова… не помню! Любимое стихотворение… плохо это, старик?
Лука. Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом – вся душа…
Актер. Пропил я душу, старик…
Так если уж совершенно безо всякой на то пользы, душу можно пропить, так отчего бы ее не заложить. Хоть какой-то смысл будет. Тем более, что может быть от тебя, требуют заложить то, чего вообще нет. И потом это ж, когда платить придется, а Мефистофель свою часть сделки выполняет прямо сейчас.
Как правило, по заключении договора уже становится понятно, что Мефистофель свою часть соглашения выполняет неукоснительно. Заодно это знак заключившему договор, что хочет он того или нет, но выполнение второй стороной неотвратимо хочется того или нет.
В современной масс-культуре для тех, кто не хочет бороться с весьма непростым сюжетом «Фауста» Гете, существует гораздо более удобная, облегченная версия в виде оперы Шарля Гуно, которую мне довелось слушать в 1988 году в Ленинградском театре опера и балета имени С. М. Кирова. Для тех, кто не знает, сейчас он называется Мариинским театром в Санкт-Петербурге.
Партию Фауста исполнял весьма известный Ленинградский тенор по фамилии Плужников. Было ему лет 47. Он был весьма полным и в качестве тенора уступал и Паваротти, и Марио Ланца. Партия же Мефистофеля досталась восходящей звезде Ленинградского оперного искусства Александру Морозову. Голос его был хорош и представлял собой нечто среднее между низким баритоном и высоким басом. Был он молод, амбициозен и явно знал себе цену. В 1986 году он получил первую премию и специальный приз на международном конкурсе Чайковского. Поэтому, выйдя на сцену, он первым делом дал понять всем присутствующим, что всем несказанно повезло, что им довелось его послушать и увидеть. вследствие этого Мефистофель в его исполнении выглядел несколько ленивым и несерьезным. Превращение Фауста- Плужникова из другого, умудренного жизнью учёного в розовощекого романтика- юношу не совсем удалось. Несмотря на смену костюма, перед нами стоял тот же самый, и абсолютно не помолодевший, задыхающийся от собственной полноты Плужников. И петь он лучше не стал. Исходя из всего вышесказанного, по-крайней мере у меня, создалось впечатление, что договор между Фаустом и Мефистофелем был какой-то левый и необязательный в исполнении обеими сторонами. Но это только мне показалось. Ария начинающего металловеда была не плоха, да и Серенада Мефистофеля тоже порадовала. Продираясь через дебри сюжета на протяжении трех часов, они дали понять, что все серьезно. Первым тревожным звоночком прозвучала Вальпургиева ночь. В исполнении балетной труппы театра и оформлении гениальной музыки Гуно праздник ведьм был чудо как хорош. Обозначив серьёзность намерений, Мефистофель, даже зараженный Морозовской ленью, тем не менее довел происходящее до логического завершения. Морозов/Мефистофель, сгибаясь под тяжестью тушки Фауста/ Плужникова, скрылся за кулисами.
Несмотря на то, что Шаляпин и Рейзен так сроднились с Духом зла, Властелином вселенной, что стали в определенные моменты его живым воплощением, лично для меня самым ярким Мефистофелем является не оперный персонаж. Это Мефисто Клауса Манна. Вот он и есть настоящий Мефистофель. Причем в какой-то степени Клаусу Манну удалось даже обойтись без Фауста. Хендрик Хефген, преуспевающий актёр и режиссёр столичного театра. Являясь исполнителем роли Мефистофеля, он становится одновременно и Мефистофелем и Фаустом. Путь компромиссов со своей совестью ради карьеры, положения и денег, делает Хендрика Хефгена соучастником преступлений фашистского режима. Талант продан. Дальше пустота. Назад дороги нет. Делайте ваши ставки, господа.