Немного истории
mark60w — 21.02.2024
Многие считают, что в России первым политическим эмигрантом был Андрей Михайлович Курбский.
Он родился в 1528 году и был на два года старше Ивана IV приближенным которого он являлся. Род Курбских был знатен и восходил к самому Рюрику. Однако часто поддерживали оппозицию московским князьям. Карьера же Андрея Михайловича удалась. Уже в 25 лет он стал одним из командующих армий Ивана Грозного в многочисленных войнах, которые вел Великий Князь Московский. И не только командующим, но и одним из ближних царедворцев, примыкая к Сильвестру и Адашеву. Казанский герой.
Участник многих битв. Тем не менее, в 1553 году во время болезни Ивана Грозного, Курбский к Сильвестру и Адашеву не примкнул, чем еще больше вошел в фавор у царя. Оправившийся от болезни Иван IV превращался в Ивана Грозного. И вот уже полетели головы приближенных и бывших соратников. И если Сильвестр был сослан в Соловецкий монастырь, то арестованному Адашеву просто повезло. Уже находясь под арестом, он умер от горячки, не дождавшись собственной казни и не увидев казни всего своего рода. Тем не менее, до поры до времени Курбского опалы не затронули. Напротив, он находился в фаворе. Все перевернулось после поражения рати Курбского в битве против литовцев под Невелем. Репрессии против сторонников Сильвестра и Адашева приняли массовый размах, и то, когда опала затронет уже не победоносного бывшего царского любимца Курбского стало лишь вопросом времени. Короче, после колебаний и сомнений, 30 апреля 1564 года в возрасте 36 лет Андрей Михайлович Курбский, теперь уже бывший боярин и полководец Ивана Грозного, бежал к литовцам. Причем не один, а со сторонниками, составившими под командой князя целую дружину. Сказать, что царь был в ярости, значит ничего не сказать. Мало того, что Курбский бежал, он написал Ивану Васильевичу письмо с объяснением своего поступка, обвиняя царя в нарушении всех христианских норм. Царь Иван ответил, в свою очередь обвиняя Курбского и оправдывая свои дела и опалы подданым Священным писанием и трудами святых отцов.
Далее началась переписка. С точки зрения сегодняшнего дня все это абсолютно не читаемо (лично пытался) и лишено какого-либо смысла. Тем не менее эффект это произвело мощный. Впервые кто-то решился перечить Грозному.

Царь, не стерпев подобного унижения, как это было у него принято, начал гонения на родственников и княжеское окружение, оставшихся в пределах его доягаемости. Верный слуга Василий Шибанов был схвачен дерптскими воеводами и отослан в Москву, где и казнён. Мать, жена и девятилетний сын посажены в тюрьму. Все лица, близко к нему стоящие, подвергнуты допросу. Курбский прожил на чужбине еще 19 лет и не очень мирно, но умер в своей постели.
Обвинения Курбского в том, что за его бегство заплатили его семья и близкие не кажутся мне справедливыми. У грозного царя платили своими головами и те, кто бежал и те, кто остался. Ярким примером может служить следующий герой моего повествования.
Патриарх Филипп из рода Колычевых очень не хотел служить нечестивому царю. Тем не менее в 1586 году власти удалось уговорить Филиппа занять патриарший престол.
Как оказалось идея оказалась порочной для обеих сторон. Филипп отказался быть фиговым листом, прикрывающим злодейства светской власти. В свою очередь надежды патриарха обуздать царёв произвол также оказались тщетными.
Дело закончилось низложением патриарха и в конечном счёте его убийством. Интересно, что современная историческая наука попыталась подвергнуть сомнению убийство Филиппа Малютой Скуратовым.
Оно конечно может быть и так. Ведь живых свидетелей не осталось. Незадолго до смерти, опальный патриарх получил в подарок от державного оппонента голову своего любимого племянника.
Далее в российской истории отмечено немало людей, пытавшихся вступать в политические дискуссии с властью. Кое-кто заплатил за это головой, кто-то пребыванием в тюрьме, а кто-то в сумасшедшем доме. Некоторым повезло гораздо больше. Они оказались в эмиграции.
Эмиграция далеко не всегда спасала от попадания во властные объятья. Царевич Алексей испытал это на собственном опыте.
«Виновны ль мы
Коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах»
Федор Федорович Ильин-Раскольников хоть и не принадлежал к столбовому дворянству, был не совсем простого происхождения, появившись на свет, хоть и внебрачно, от протодиакона Сергиевского собора Фёдора Александровича Петрова и дочери генерал-майора артиллерии Антонины Васильевны Ильиной. Для того, чтобы избежать призыва в армию после начала Первой Мировой войны, которая противоречила его убеждениям, поступил на курсы гардемаринов, которые окончил в 1917 году.

С одной стороны принадлежность к преторианской гвардии Октябрьской революции (революционные матросы), с другой стороны определенное военно-морское образование позволило в первые годы Советской власти построить неплохую карьеру. Так в течение 1,5 лет он был командующим Балтийским флотом. Дальнейшая служба Федора Федоровича пришлась на дипломатическое ведомство. Был поочередно полномочным представителем, т. е. послом в Эстонии, Дании и Болгарии.

В апреле 1938 года по вызову из Наркомата Иностранных дел СССР, предвидя возможный арест, с женой и ребёнком выехал поездом из Софии. Во время пересадки в Берлине, приобретя на вокзале газету, узнал о своём смещении с должности полпреда. Тогда он отказался от возвращения в СССР. Из Парижа, ставшего его местом проживания, писал письма Сталину и Литвинову, прося оставить ему советское гражданство и объясняя «временную задержку» за границей разными формальными причинами. Никаких половинчатых и полюбовных соглашений, власть принимать не желала. И тогда Федор Федорович совершил глапный поступок своей жизни. В 1939 году 17 августа Раскольников закончил работу над знаменитым «Открытым письмом Сталину», в котором обличал репрессивную сталинскую политику в отношении конкретных лиц прежнего руководства большевистской партии и рядовых советских граждан. Опубликовано оно было уже после смерти Раскольникова, 1 октября 1939 года, в эмигрантском издании «Новая Россия».
Раскольников не был ангелом и за свою жизнь совершил немало неблаговидных (и более того) поступков. Но именно благодаря этому письму он достоин остаться в памяти. Письмо Раскольникова Сталину лично для меня явилось одним из сформировавших мою личность и нравственность документов. Благо прочитать его мне довелось задолго до того, когда оно было опубликовано в СССР. Это настолько мощный шедевр публицистики, что считаю необходимым привести его полностью.
Сталин, в отличие от Ивана Грозного, перед которым он преклонялся, имел гораздо большие возможности и длинные руки, чем его кумир. 12 сентября 1939 года Раскольникова не стало. По одной из версий он был сброшен в лестничный пролет. Поэтому биографию Федора Федоровича Ильина-Раскольникова весьма правомерно назвать «Прерванный полет».
Алексей Константинович Толстой являлся человеком твердых убеждений и в трусости замечен не был.
Тем не менее в своей «Истории Государства Российского от Гостомысла до Тимашева», писал:
«Ходить бывает склизко
По камешкам иным,
Итак, о том, что близко,
Мы лучше умолчим.»
За сим разрешите откланяться.
Какие бывают подшипники: обзор шариковых, роликовых и игольчатых моделей
Венценосные ложбины его порн
Фотограф Андрей Саликов
Очередной раз
Павел Осипович Ковалевский (1843 - 1903)
Загадка 3941
Банкиры хотят запретить OZON и Wildberries делать скидки при оплате
Рабочие выходы испанцев.

