![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomnikonova_alina7736983633220793322079_original.jpg)
МАКС ЭРНСТ. МАРИЯ, ШЛЕПАЮЩАЯ МЛАДЕНЦА ХРИСТА ПЕРЕД ТРЕМЯ СВИДЕТЕЛЯМИ. 1926
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ÐÐ°ÐºÑ ÐÑнÑÑ. ÐаÑиÑ, ÑлепаÑÑÐ°Ñ ÐладенÑа Ð¥ÑиÑÑа пеÑед ÑÑÐµÐ¼Ñ ÑвидеÑелÑми. 1926 ÐÐ°ÐºÑ ÐÑнÑÑ. ÐаÑиÑ, ÑлепаÑÑÐ°Ñ ÐладенÑа Ð¥ÑиÑÑа пеÑед ÑÑÐµÐ¼Ñ ÑвидеÑелÑми. 1926](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3322079/3322079_original.jpg)
В 1926 году Макс Эрнст пребывал в процессе перехода из дадаизма в сюрреализм. Вообще-то эти два художественных направления достаточно тесно связаны между собой, поскольку в числе основателей сюрреализма были и многие бывшие дадаисты. Также один из основных принципов дадаизма – спонтанность творчества – впоследствии был более тщательно и детально с углублением в философию и психоанализ, развит сюрреалистами.
![ÐÐ°ÐºÑ ÐÑнÑÑ. Ðейзаж.1920 ÐÐ°ÐºÑ ÐÑнÑÑ. Ðейзаж.1920](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3322262/3322262_800.jpg)
Но в середине 1920-х годов для сюрреализма все еще только начиналось, так же, как и для Макса Эрнста. Побыв дадаистом, он понял, что невозможно бесконечно эпатировать и шокировать публику с помощью коллажей, сделанных из мусора и картин, написанных сумасшедшими, которые он показывал на первых выставках дадаистов еще с 1919 года. А потом в качестве бонуса ждать публичного скандала от властей, которые поспешно закрывали выставки и конфисковывали их каталоги.
![ÐÐ°ÐºÑ ÐÑнÑÑ. ÐвÑопоÑÑÑеÑ. 1909 ÐÐ°ÐºÑ ÐÑнÑÑ. ÐвÑопоÑÑÑеÑ. 1909](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3322401/3322401_original.jpg)
Судя по всему, в это время Макс Эрнст решил все-таки начать нормально рисовать, чему он учился еще в юности. Посвятить себя живописи он решил еще в 1911 году, когда примкнул к группе художника «Молодость Рейна», а до этого по настоянию родителей он честно поступил на философский факультет Боннского университета.
Начало нового этапа в его творчестве было ознаменовано картиной «Мадонна, шлепающая младенца Христа перед тремя свидетелями», написанной в 1926 году. Вообще, эта картина до сих пор считается оной из самых шокирующих в его творчестве. Но интересна она еще и тем, что Эрнст здесь только начинает поиск собственного художественного стиля. Начать с того, что здесь впервые за последние несколько лет, художник отказывается от экспериментов с техникой (коллажи и т.п.) и возвращается к традиционной масляной живописи на холсте.
![ÐаÑло ÐаÑÑа. ÐиÑенÑ. 1928 ÐаÑло ÐаÑÑа. ÐиÑенÑ. 1928](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3322781/3322781_original.jpg)
![ÐжоÑджо де ÐиÑико. ÐеланÑ
Ð¾Ð»Ð¸Ñ Ð¸ Ñайна ÑлиÑÑ. 1914 ÐжоÑджо де ÐиÑико. ÐеланÑ
Ð¾Ð»Ð¸Ñ Ð¸ Ñайна ÑлиÑÑ. 1914](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3323556/3323556_760.jpg)
Если посмотреть на «Мадонну» Эрнста впервые, то в глаза сразу бросается то, насколько эта картина имеет непосредственное отношение к итальянской «метафизической школе», наиболее яркими представителями которой были Джорджо де Кирико и Карло Карра. Здесь так же как и у «метафизиков» Эрнст использует цветные плоскости, ограничивающие пространство, контрастные локальные цвета и геометричность форм. Художники этого направления ориентировались на сочетание пластических форм античности и Ренессанса с идеями французского авангардизма. А сами итальянские «метафизики», особенно де Кирико, действительно оказали огромное влияние на сюрреалистов.
Центр полотна Эрнста занимает фигура Мадонны (ее божественная принадлежность подчеркнута наличием нимба). Героиня одета в красное платье, а ее колени закрывает синяя ткань. Это отсылка к традиционному в искусстве наряду Богоматери – красное платье и синий мафорий (накидка, обычно закрывающая ее голову), как напоминание о ее статусе Царицы Небесной. На коленях Богоматери лежит обнаженный Младенец Иисус, повернутый к зрителю, так сказать, спиной.
![ÐаÑмиджанино. Ðадонна Ñ Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ð¾Ð¹ Ñеей. ок.1535 ÐаÑмиджанино. Ðадонна Ñ Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ð¾Ð¹ Ñеей. ок.1535](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3323695/3323695_original.jpg)
![ÐÑеÑÑо ÐибеÑÑи. Ðаказание ÐÑпидона ÐÑеÑÑо ÐибеÑÑи. Ðаказание ÐÑпидона](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3324398/3324398_800.jpg)
Вообще, эта композиция явно отсылает зрителя к канонической «Мадонне с длинной шеей» Пармиджанино. На обеих картинах Богоматерь показана в несколько неестественном развороте, а Иисус выглядит уже более крупным для младенческого возраста и размещен почти параллельно к нижнему краю полотна. С другой стороны, предполагается, что Эрнст взял за основу своей картины другой известный сюжет «Венера, наказывающая Купидона». Согласно одной из наиболее распространенных версий Венера была матерью Купидона, и наказывала его за то зло, которое причиняли его стрелы. На картинах с этим сюжетом Купидон иногда лежит поперек коленей Венеры, а она держит в поднятой руке розги или букет роз.
Тогда как композиционное и колористическое решение своей картины Эрнст позаимствовал у итальянских «метафизиков», скандальный сюжет явно оказался отголоском недавнего дадаистского прошлого художника. Противостояние общества и искусства, которое фактически было задекларировано дадаистами, имело свои истоки в социальных проблемах европейского общества, которые чрезмерно остро проявились после окончания Первой мировой войны. Сам Эрнст так писал об этом: «Мы, молодые люди возвратившиеся с войны (Эрнст служил при штабе 59 артиллерийского полка в чине офицера), испытываем глубочайшее отвращение к окружающему нас миру. Оно выражается в страстном желании отвергать и потрясать устои цивилизации, которая привела человечество к этой войне. Мы готовы объявить свою войну старому языку, логике, литературе и живописи…»
![Филипп ÐÑнÑÑ. ÐÐ°ÐºÑ ÐÑнÑÑ Ð² обÑазе маленÑкого ÐиÑÑÑа Филипп ÐÑнÑÑ. ÐÐ°ÐºÑ ÐÑнÑÑ Ð² обÑазе маленÑкого ÐиÑÑÑа](/images/main/maks-ernst-mariya-shlepayuschaya-mladenca-hrista-pered-tremya-svidetelyami-1926-5696aa.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3324879/3324879_original.jpg)
Но, судя по всему, в данном случае имела место и личная война художника против консервативной религиозности, которая окружала его с самого детства. Родители Эрнста, Филипп и Луиза Эрнст, были очень верующими католиками, и художник, особенно в зрелые годы своей жизни, часто рассказывал, что его отец исключительно строго придерживался правил католической морали и всяческими способами (вероятно, и с помощью телесных наказаний) внушал свои убеждения детям (у Макса Эрнста был один брат и пять сестер, одна из которых умерла в возрасте пяти лет). Отец Эрнста, кстати сам неплохой художник-любитель, отрекся от Макса еще в 1919 году после его очередной скандальной выставки со вполне библейскими словами: «Я проклинаю тебя. Ты опозорил мое имя!» Судя по всему, на сына-художника это не произвело особого впечатления, он давно уже порвал с той средой, откуда вышел.
![Ðжон ÐвеÑеÑÑ ÐиллеÑ. Ð¥ÑиÑÑÐ¾Ñ Ð² ÑодиÑелÑÑком доме. 1849 Ðжон ÐвеÑеÑÑ ÐиллеÑ. Ð¥ÑиÑÑÐ¾Ñ Ð² ÑодиÑелÑÑком доме. 1849](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3324948/3324948_800.jpg)
![ÐанÑе ÐабÑиÑÐ»Ñ Ð Ð¾ÑÑеÑÑи. ÐеÑÑÑво ÐаÑии. 1849 ÐанÑе ÐабÑиÑÐ»Ñ Ð Ð¾ÑÑеÑÑи. ÐеÑÑÑво ÐаÑии. 1849](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3325186/3325186_640.jpg)
Картина даже в наше время кажется исключительно дерзкой и агрессивной, прежде всего из-за тревожного красного цвета платья Богоматери, которое заполняет все пространство холста и ее изломанной маньеристической позы. Но дело в том, что любые, даже самые невинные попытки, представить детство Иисуса в бытовом плане всегда встречали яростный отпор со стороны истовых верующих. Так было, например, с евангельскими циклами прерафаэлитов из жизни Иисуса и Марии, которые были восприняты публикой настолько негативно, что художники были вынуждены переключиться на сюжеты из средневековой истории и литературные иллюстрации.
В данном случае, если отбросить все теоретические и идейные навороты, мы видим, как Богоматерь под нахальной кистью Макса Эрнста превратилась в обычную мамашу, рассерженную какой-то шалостью своего сына. Она крепко удерживает его одной рукой у себя на коленях (на той самой синей драпировке, похожей на скомканный мафорий), а другой рукой, поднятой высоко над головой с энергичным замахом, осуществляет воспитательный процесс. Судя по покрасневшим ягодицам Иисуса, она лупит его довольно долго, так что его проступок должен быть достаточно серьезным (либо по совокупности просто нервы не выдержали).
![ÐÐ°ÐºÑ ÐÑнÑÑ. ÐаÑиÑ, ÑлепаÑÑÐ°Ñ ÐладенÑа Ð¥ÑиÑÑа пеÑед ÑÑÐµÐ¼Ñ ÑвидеÑелÑми. ФÑÐ°Ð³Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐÐ°ÐºÑ ÐÑнÑÑ. ÐаÑиÑ, ÑлепаÑÑÐ°Ñ ÐладенÑа Ð¥ÑиÑÑа пеÑед ÑÑÐµÐ¼Ñ ÑвидеÑелÑми. ФÑагменÑ](/images/main/maks-ernst-mariya-shlepayuschaya-mladenca-hrista-pered-tremya-svidetelyami-1926-2f332c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3325692/3325692_original.jpg)
Мария наказывает своего золотоволосого ангелочка-сына настолько активно, что у него даже слетел нимб, который теперь лежит в нижней части холста, на стыке горизонтальной и вертикальной плоскостей (кстати, в этот нимб помещена подпись художника – многозначительная деталь). Именно ягодицы Христа помещены в самый центр картины, что, видимо, по замыслу художника должно придать полотну основной смысл, обозначив позицию автора, бросающего вызов общественному мнению и разоблачающему ханжескую мораль буржуазного социума. Дополнительный штрих – вместо трона, на который принято помещать Богоматерь с младенцем, Эрнст усаживает Марию на две условные геометрические фигуры – параллелепипеды, поставленные один на другой.
![ÐÐ°ÐºÑ ÐÑнÑÑ. ÐаÑиÑ, ÑлепаÑÑÐ°Ñ ÐладенÑа Ð¥ÑиÑÑа пеÑед ÑÑÐµÐ¼Ñ ÑвидеÑелÑми. ФÑÐ°Ð³Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐÐ°ÐºÑ ÐÑнÑÑ. ÐаÑиÑ, ÑлепаÑÑÐ°Ñ ÐладенÑа Ð¥ÑиÑÑа пеÑед ÑÑÐµÐ¼Ñ ÑвидеÑелÑми. ФÑагменÑ](/images/main/maks-ernst-mariya-shlepayuschaya-mladenca-hrista-pered-tremya-svidetelyami-1926-6a81b9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3325854/3325854_original.jpg)
В плоскость сюрреализма полотно Макса переводит наличие свидетелей этой интимной сцены, явно не предназначенной для чужих глаз. В левой верхней части холста мы видим окно, прорезанное в плоскости условной стены, через которое заглядывают трое мужчин. Это Андре Бретон, Поль Элюар (первые идеологи сюрреализма) и сам Макс Эрнст. Предполагается, что они воплощают образы трех волхвов, пришедших поклониться Младенцу Христу, и ставших невольными свидетелями семейного инцидента.
Надо признать, что основной своей цели Макс Эрнст вполне достиг. Картина привлекла внимание к его персональной выставке, проходившей в галерее ван Леера в Париже, на которой была представлена, и вызвала скандал, закончившийся жесточайшим конфликтом с католической церковью (а отец его уже так проклял).